Реальные располагаемые денежные доходы россиян по итогам пандемийного 2020 года сократились на 3,5%, хотя правительство Михаила Мишустина и ожидало, что этот показатель не превысит 3%. Таким образом они отстали от уровня 2013 года — последнего года устойчивого роста доходов населения — на 10,6%.
Однако на поверку вышло, что в прошлом году «финансы пели романсы» далеко не для всех россиян.
Так, за истекший год совокупный доход руководителей российских регионов вырос на 100 миллионов рублей, достигнув в общей сложности отметки в 1,2 миллиарда «деревянных». При этом топ-10 самых зарабатывающих глав субъектов РФ нарастил доход в 1,2 раза, до 760 миллионов рублей.
Об этом, в частности, сообщил «Коммерсантъ», отметив, что «самым зарабатывающим» впервые стал глава Чечни Рамзан Кадыров, чьи официальные доходы выросли со 148 миллионов рублей в 2019 году до 381,2 миллиона в 2020-м. Компанию ему составили, в частности, глава Марий Эл Александр Евстифеев (заработал 84,8 миллиона), глава Подмосковья Андрей Воробьев (заработал 79,8 миллиона), глава Липецкой области Игорь Артамонов (заработал 69,2 миллиона), а также глава Красноярского края Александр Усс (заработал 30,2 миллиона).
Не остались в стороне и «вторые половинки» наиболее «финансово успешных» губернаторов. Так, в шестой раз подряд рейтинг самых богатых супругов возглавила жена руководителя Брянской области Ольга Богомаз. На втором месте снова оказалась супруга президента Татарстана Гульсина Минниханова. Третье место заняла супруга главы Томской области Инна Жвачкина, новичок рейтинга.
Интересно, что и наши олигархи по итогам 2020 года не остались внакладе. В частности, согласно рейтингу Forbes, 10 наиболее успешных российских миллиардеров стали богаче в общей сложности почти на 33 миллиарда долларов.
— Это, увы, своего рода закономерность, — пояснял в свое время «СП» аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев. — Если не вдаваться в экономические подробности, то в упрощенном виде это объясняется тем, что Земля, в общем-то, маленькая и круглая. И поскольку объемы материальных ценностей на планете конечны, то они не исчезают бесследно в неизвестном направлении, а просто перетекают из рук в руки. Соответственно, если кто-то становится бедней (а это подавляющее большинство населения в кризис), значит, их деньги перемещаются к кому-то. К тому, кто наиболее, скажем так, эффективен в этом отношении, если не употреблять каких-то сомнительных терминов.
На этом фоне возникает интересный вопрос: чьи же деньги «перетекли» в 2020 году к нашим губернаторам?
Зарплаты им ударными темпами никто вроде не поднимал, да и сильно выше средних значений по региону они, согласно указам президента РФ, быть не должны, а бизнесом им заниматься вроде бы закон не велит.
— Что касается губернаторских зарплат, то, хотя это особо нигде и не афишируется, то их индексация в диапазоне 5−6% в год осуществляется стабильно, несмотря на всякие там урезания и сокращения, — отметил в беседе с «СП» эксперт по бюджету и инвестициям, профессор НИУ ВШЭ Иван Родионов. — А зарплаты у глав регионов высокие, поэтому так и заметен их рост.
«СП»: — Действительно, по сравнению со средней зарплатой по стране в разбивке на регионы разница весьма внушительная.
— На самом деле речь идет о том, что сейчас существует как бы две отдельные России. Первая — большая, та, где живем мы с вами. Вторая — «начальственная», где живут не только губернаторы сами по себе, но еще и их приближенная свита со своими семьями. Она не такая уж и маленькая, несколько сотен тысяч человек, и там все хорошо, там доходы растут вне зависимости от происходящего, там полная радость от жизни и счастье. Иногда, конечно, случаются какие-то неприятности, но они мелкие.
«СП»: — Что же, на одной зарплате наши руководители регионов так поднимаются?
— Вы знаете, что формально губернаторы не имею права заниматься бизнесом. Но это, я вас уверяю, настолько расплывчатое понятие, что диву даешься. Да и потом, главы регионов спокойно могут отдать имеющийся бизнес в доверительное управление, ведь от этого дело не перестанет приносить доход его настоящему владельцу. Когда губернатор отчитывается о своих доходах за год, естественно, все подобные источники принимаются во внимание. Это во-первых.
Во-вторых, среди наших власть предержащих очень модно иметь какую-то недвижимость — земли, дома и так далее. А подобный актив, как вы знаете, постоянно растет в цене. Так что, декларируя свой доход за тот или иной год, кто-то из губернаторов оперирует стоимостью объекта недвижимости на момент покупки, а кто-то делает корректировки с позиции текущей стоимости актива.
В-третьих, давайте все же зададимся вопросом — а что такое рост доходов в 100 миллионов рублей в пересчете на всех губернаторов? У нас же 85 регионов в стране. Разделим 100 миллионов на 85, и что получим? По миллиону с небольшим на брата? Не так-то это и много.
Впрочем, на этот счет есть иное мнение.
— Озвучиваемые цифры не отражают реального положения дел, — поделился своим видением ситуации политик, общественный деятель, член КПРФ Вячеслав Тетёкин. — В силу ряда обстоятельств, главы российских регионов вынуждены прятать свои истинные богатства подальше от людских глаз во избежание совершенно им ненужных коррупционных скандалов, так что реальные их доходы гораздо выше.
И это прекрасно показывают случающиеся время от времени с ними «проколы», вроде уголовных дел в отношении бывшего главы Сахалина за взятки или в отношении бывшего главы Коми за организацию преступного сообщества. Обнаруживаемые у них коллекции антикварных часов, автомобилей и прочих раритетов дают понять, что богатства наших губернаторов, мягко говоря, сильно приуменьшены.
«СП»: — Как полагаете, насколько сильно?
— Надо иметь в виду, что пока на каждом углу кричат про олигархию, которую от награбленного раздувает, как комара от выпитой крови, не худо бы заодно кричать еще и о классовом союзе олигархии и высшей бюрократии. Олигархи делятся своими доходами с бюрократами, благодаря чему последние фактически находятся с первыми в одной, что называется, «весовой категории» по финансовой состоятельности. Может быть, конечно, она измеряется не десятками миллиардов долларов, но, по крайней мере, какими-то сопоставимыми суммами. Вообще-то во всем цивилизованном мире подобный симбиоз называется коррупцией, но у нас это является не только неотъемлемой частью, но даже самой основой нынешней политической системы страны.
«СП»: — Каким-то образом можно разделить этих «сиамских близнецов»?
— Я полагаю, сделать это можно лишь через коренной слом этой самой политической системы и ее надстройки, к чему, собственно, давно и призывает КПРФ. Пока существует подобная коррумпированная политическая конструкция, ни о каких позитивных изменениях в жизни страны не может быть и речи.
Ведь это, на мой взгляд, есть то, что в свое время даже сам Сорос осуждал под именем «бандитского капитализма», а академик Глазьев называл «блатным капитализмом». Если оставить в стороне эмоции, и рассуждать объективно, то в ней никакого прогресса для страны быть не может чисто физически.
«СП»: — При ее сохранении, получается, доходы россиян продолжат падать, а доходы губернаторов продолжат расти?
— Эта нездоровая тенденция абсолютно четко была предсказуема еще несколько лет назад, когда выяснилось, что доходы россиян не растут с 2013 года. А теперь это уже совершенно очевидно — за эти восемь лет государство могло предпринять определенные меры, чтобы остановить или хотя бы как-то уравновесить этот процесс.
Власть, заинтересованная в развитии страны, давно должна была озаботиться перераспределением дохода в пользу основной нищающей массы населения. Но делать это «наверху» никому не хочется. Не потому, что там чего-то не понимают, вся информация, я вас уверяю, там есть, а потому, что классовый союз олигархов и бюрократов заинтересован в том, чтобы все оставалось как есть. И пока радикальных изменений в экономическом курсе страны не произойдет, ситуация не изменится.