В Волгоградской области жители вступились за лес. Третья очередь моста через Волгу проходит по территории Волго-Ахтубинской поймы, под топор в результате стройки дороги могут попасть 15 тысяч деревьев, самые ценные из них дубы, которым не одни десяток лет. Таким образом, бизнес-интересы столкнулись с необходимостью сохранять природу.
Для жителей Волгоградской области Волго-Ахтубинская пойма — это оазис посреди пустыни. Пойма — это островок леса, не чета, конечно, подмосковным лесам, но волгоградцы и тому рады. В пойме у многих расположены загородные дома и дачи, многие там живут круглый год, а некоторые ездят отдыхать на выходные. Лес для знойной Волгоградской области — большая ценность и возможность побыть посреди природы, а не среди стеклянно-бетонных построек областного центра, в котором почти нет парков и зелени.
Власти выбрали для строительства один их четырех вариантов строительства трассы. Вариант прохождения трассы вдоль существующей дороги отмели, так как он потребует сноса домов. Второй вариант, который потребовал бы возведения 2-километровой эстакады и отрезал бы доступ жителей к пляжам ерика Верблюд, так отвергли.
Не устроил и вариант прохождения трассы по правому берегу ерика Верблюд, также со строительством эстакады, и с рубкой тополевого леса. Выбрали проект, который по мнению властей, наносит минимальный ущерб экосистеме, не затрагивает жилые зоны и зоны отдыха, а также не требует масштабного сноса деревьев. Видимо, 15 тысяч деревьев это не масштаб.
Активисты настаивают — под снос попадут реликтовые, чуть ли не 300-летние дубы, власти привлекают своих экспертов, которые придерживаются мнения, что говорить о реликтовости дубов в пойме не приходится. Чтобы заглушить доводы защитников деревьев, власти пообещали 10-летний уход за вновь высаженными в пойме саженцами. «Уже к 30-му году территория поймы получит полноценные лесные участки, пойма будет жить», — обещают они. Всего планируется посадить 200 тысяч деревьев и кустарников.
Строительство трассы в Волго-Ахтубинской пойме обсуждается на местном экосовете при областной думе. Против выступают экологи и жители, часть из которых проживает в районе планируемого строительства трассы, их позицию поддерживает Гринпис.
Противники вырубки деревьев обвиняют власти, что решения принимаются без их участия. Обсуждения на экосовете, как правило, проходили с привлечением проживающих в Среднеахтубинском районе жителей, однако, противников рубки деревьев среди них нет было. Когда противников предложенного администрацией проекта все же пригласили на экосовет, дело закончилось скандалом и взаимными обвинениями.
Выступающих против рубки деревьев не так много, однако, их голос дошел до Общественной палаты России, где по спорному вопросу прошло уже несколько заседаний. Речь идет не просто о вопросе комфорта проживания, а о сохранении природного объекта, входящего в сеть особо охраняемых природных территорий России, считает председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Елена Шаройкина.
«Обе стороны хотят развития своей родной Волгоградской области, — отметила она. — И те, и другие ратуют за сохранение Волго-Ахтубинской поймы. Все хотят безопасности для людей. И обе стороны звучат убедительно. Но диалога нет. Много взаимных обвинений и манипуляций. Конфликт разрастается. Мне по-прежнему это напоминает сценарий Куштау». При этом Елена Шаройкина не сомневается, что «нам удастся прийти к консенсусу в этом резонансном деле».
Противостояние за пойму и впрямь напоминает Куштау — оно острое, вышедшее на федеральный уровень, разве, что открытых сторонников протеста меньше, чем в Башкортостане.
Руководитель программы по особо охраняемым природным территориям ОМННО «Совет Гринпис» Михаил Крейндлин рассказал, что природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» — первый региональный российский парк, включенный в список биосферных резерватов ЮНЕСКО, до этого туда включались только федеральные заповедники.
«Это программа глобального экологического мониторинга в мире. Ученые могут наблюдать за тем, как протекают естественные природные процессы и делать соответствующие выводы. Если антропогенное воздействие изменится, а это неизбежно при строительстве такой дороги, то пойма будет исключена из списка резерватов ЮНЕСКО», — отметил Крейндлин.
Росприроднадзор разделяет позицию комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты России. В ведомстве отмечают — проектная документация «Строительство второго, третьего и четвертого пусковых комплексов мостового перехода через Волгу в городе Волгограде.
Третий пусковой комплекс" первого и второго этапов строительства, являющаяся объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня, в Росприроднадзор не поступала. Есть лишь утвержденное приказом облкомприроды положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации.
Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура внесла представление в адрес облкомприроды и направила предостережение в адрес подрядчика о недопустимости нарушения закона в плане вырубки дубов.
В Общественной палате выслушали уже и активистов, и власти, но к консенсусу их привести не удалось. Между тем, власти за одну неделю провели сразу две пресс-конференции на спорную тему, в ходе которых рассказали о высокой аварийности на дороге, соединяющий Краснослободск и Среднюю Ахтубу, о том, что выбранная трассировка — единственно верное решение, а высаженные в пойме саженцы будут лелеять 10 лет.
Противники вырубки деревьев при этом подчеркивают — они против дороги никогда не выступали, единственное, что их заботит — несколько тысяч вырубленных деревьев. Вызывают сомнения и планы 10 лет ухаживать за саженцами. На фоне тотальной уродливой обрезки деревьев на волгоградских улицах, с которой пытаются бороться местные жители, в такие обещания верится с трудом.
Председатель Волгоградского отделения РГО, кандидат географических наук Сергей Моников среди тех, кто не скрывает своего отношения к проекту.
«Свое отношение к проекту я кругом высказываю — не суйте нос куда не следует, природа сама разберется, — сказал он. — Она столько лет работала и старалась для нас. Вся Волго-Ахтубинская пойма это так называемая Новокаспийская трансгрессия, в Заволжье самыми большими заливами были Хвалынское море и Новокаспийская трансгрессия. Последние 10−12 тысяч лет формировалась Волго- Ахтубинская пойма, река Ахтуба берет начало от Волги, это рукав Волги.
Вокруг полупустынная зона, а там такой оазис. Этот оазис хотят просто уничтожить. Есть другой проект, но его никто не обсуждает. Обойти все можно, но, судя, по всему, вопрос уже в другое уперся".
Моников рассказал, что в мае в Волгоградскую область приезжал вице-президент РГО Александр Чибилев, он выезжал на место планируемой вырубки деревьев.
«Он в ужас пришел от того, что будет, — рассказал он. — Дубы уже помечены как лакомые кусочки. Пока только одна ассоциация как у Высоцкого «Порубили все дубы на гробы». Я назвал все это экологическим ковидом. У нас и так дышать нечем. Если уничтожат дубы, они не восстановятся. Все эти посадки как мертвому припарка.
В городе все гибнет, никто не ухаживает, а кто там в пойме ухаживать будет? Все саженцы не вырастут, и что там будет — проплешины? Все это складывалось 10−12 тысяч лет, одним дубам не смену приходили другие. 10 лет они будут ухаживать за саженцами? Да после них здесь если не потоп будет, то пустыня.
Из-за плотины и того, что с ней творят, пойма высыхает, остепненные участки местами становятся полупустынными. Никто не против дороги, но надо все делать с умом. Не трогайте эти дубы, дорогу можно сделать и без ущерба".
Доцент кафедры географии, геоэкологии и методики преподавания географии ВГСПУ, кандидат географических наук Татьяна Буруль также против строительства дороги в анированном месте.
«Во-первых, это природный объект, который охраняется государством, — сказала она. — Если мы сейчас начнем переписывать законы, потому что нам нужно, то тогда у нас государство не правовое. Ведь когда создавали этот природный парк, все прекрасно знали, что там ведется хозяйственная деятельность, есть дороги. Статус ООПТ предусматривает, что там нельзя строить, а теперь вдруг решили — давайте законы перепишем и будем строить.
Пойма очень зависит от многих факторов и, конечно, от деятельности человека. И раньше проблемы были — пойма гибнет, потому что мало затопляется. ГЭС мало сбрасывает воды. Дубы растут на более возвышенных местах. Когда дорогу будут строить, насыпят дамбу 6 метров и еще больше перекроют доступ воды в пойму. Те люди, которые сейчас кричат «Дайте нам дорогу, мы без дороги погибаем» через три года оттуда уедут, потому что у них высохнут колодцы, не будет воды.
Именно от нас начинается затопление и жизнь поймы. Наш природный парк имеет не такой высокий статус как астраханский заповедник. Заповедник — это самый высший статус ООПТ. И у них пойма погибнет. Может не быстро, но погибнет, потому что от нас вода не будет идти. И, конечно, то, что они пишут, что над дубами 10 лет будут с лейкой стоять, чтобы вырастить — это смешно".
По мнению Татьяны Буруль, нужно рассматривать другой вариант строительства дороги. «Мы просим „дайте нам другие варианты посмотреть“, так никто ничего не дает, — отмечает она. — Почему вдруг решили, что через пойму надо прокладывать эту дорогу? У нас что нет других мест? Не такая у нас широкая пойма, чтобы ее нельзя было обойти. Да даже в самой пойме можно найти места, где не растут дубы, не будет перекрытия водных протоков. Есть места! Это дорога, ее можно и в обход пустить. Кто-то, мне кажется, свои интересы проталкивает. Наверно, так проще, быстрее, и деньги выделены именно на этот проект».
Справка «СП»
Комплекс мостового перехода через Волгу — это четыре инфраструктурных сооружения. Два объекта уже запущены: в 2009 году открыт мост через Волгу, в народе он получил название «танцующий», в 2020 — мост через Ахтубу. Третий этап строительства — автомагистраль, которая свяжет эти два объекта, работы разделены на два этапа.