Минпромторг обратился с просьбой к российским металлургическим компаниям снизить потребление технического кислорода для увеличения поставок медицинского. Связано это с ростом количества больных коронавирусом, в том числе нуждающихся в кислородотерапии. Соответствующее поручение ведомству ранее дал глава правительства Михаил Мишустин.
«Принять меры к формированию в медицинских организациях, оказывающих помощь лицам с новой коронавирусной инфекцией или подозрением на нее, необходимого запаса кислорода. О результатах доложить в правительство РФ», — говорится в поручении по итогам заседания координационного совета при правительстве по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции.
Согласно поручению, Минпромторг разослал письмо крупнейшим металлургическим предприятиям с просьбой предоставить сведения об объемах закупки технических газов, законтрактованных у производителей медицинского кислорода.
«Количество свободного медицинского кислорода для контрактации у организаций, имеющих лицензию на производство лекарственных средств для медицинского применения (кислорода медицинского) <…>, в пользу лечебных учреждений стремительно сокращается», — цитирует документ РБК.
На сегодняшний день в России кислород выпускают более 100 предприятий. Как заявили в Минпромторге еще осенью прошлого года, когда также наблюдались проблемы с медицинским кислородом, резервные мощности есть.
«Производители подтвердили, что готовы при необходимости ввести в строй дополнительные установки по производству медицинского кислорода, в свою очередь мы в этом случае окажем помощь с их оперативным лицензированием», — говорится в сообщении ведомства.
В пресс-службе мирового производителя технических газов Air Liquide «Свободной прессе» сообщили, что речь идет о том, что металлурги сократят объемы потребления технического кислорода, за счет чего предприятия по производству медицинского кислорода смогут нарастить его производство. При этом у Air Liquide, например, не все производственные площадки компании медикализированы.
«Чтобы медикализировать площадки, надо сперва получить разрешение на производство медицинского кислорода от Министерства промышленности и торговли, а затем, уже как лекарственного средства, регистрировать и получать разрешение от Министерства здравоохранения. Это процесс достаточно долгий, подразумевает большую работу, в этом сложность», — пояснил в компании.
Представитель Air Liquide также добавил, что в конце прошлого года Минпромторг пообещал сократить сроки на оформление документов.
На Новолипецком металлургическом комбинате «Свободной прессе» подтвердили, что разница между техническим и медицинским кислородом огромная и «просто так начать его выпускать нельзя».
«У нас производственные мощности (по медицинскому кислороду — ред.) загружены на максимум. Мы отдаем аварийные запасы по запросам регионов», — заявили в НЛМК.
Как пояснил профессор Кафедры фтизиатрии пульмонологии лечебного факультета МГМСУ им. А.И.Евдокимова, д.м.н. Сергей Бабак технический кислород не может быть использован для медицинских целей.
— Они отличаются степенью очистки. Кислород — достаточно опасный газ, если он дается в больших концентрациях и если имеет примеси. Он очень активен в отношении окислов.
Медицинский кислород отличается от технического тем, что в нем очень мало окислов, практически нет. И если он транспортируется, то используются специальные баллоны, которые предварительно высушиваются, очищаются
«СП»: — К чему может привести использование технического кислорода в больнице?
— Он никогда не будет использован. Есть регламент использования кислорода, который запрещает применять к людям технический кислород.
«СП»: — Требуемые объемы действительно сильно выросли?
— Клиникам, которые работают с определенной группой больных, кислород нужен в большом количестве. Но не все клиники работают с ковидными больными. Кроме того, есть клиники, которые имеют свои подстанции сжиженного кислорода. Например, наша больница имеет свою подстанцию, и он подается бесперебойно по системе. Специальный комплекс находится в Балашихе, там делают газообразные смеси.
Профессор, пульмонолог, заслуженный деятель науки РФ Евгений Шмелев также подчеркнул, что для пациентов кислород должен быть химически чистым.
«Когда не хватает кислорода — это трагедия! Это катастрофа. В целом пока хватает, по крайней мере, в том учреждении, где я работаю», — добавил он.