Губернатор Калининградской области Антон Алиханов подписал указ, согласно которому в регионе запретят иностранным гражданам работать на производствах, связанных с выпечкой хлеба и кондитерских изделий, быть водителями общественного транспорта, в том числе такси, преподавателями
Указ вступит в силу через три месяца и будет действовать год.
В документе говорится, что за это время компании из указанных сфер, где работают иностранные специалисты по патентам, должны привести свое штатное расписание в соответствии с законодательством, то есть, расстаться с гастарбайтерами.
Куда пойдут все эти люди? Не приведет ли это к росту социальной напряженности, что на фоне коронакризиса еще более критично.
Ну, а кто буде водить такси и печь лепешки? Калининградцы? Сомнительно. Да, и по бизнесу это удар — ведь он привык рассчитывать на мигрантов, которые и денег просят меньше, и права качают редко.
А что другие регионы? Поддержат ли инициативу калининградского губернатора?
Стоит напомнить, что совсем недавно стало известно, что Минсельхоз совместно с ОАО «РЖД» собирается запустить чартерные поезда для ввоза сезонных рабочих из соседних стран для нужд российского АПК.
Сообщалось, что всего в 2021 году в АПК планировалось привлечь к сезонным работам 38,2 тыс. рабочих из соседних стран. То есть России нужно больше мигрантов и как можно скорее.
Более того, недавно президент России Владимир Путин продлил «амнистию» для нелегальных мигрантов, разрешив им остаться в России до 30 сентября. А Антон Алиханов в курсе?
Вообще складывается впечатление, что скоординированная и продуманная миграционная политика в России отсутствует полностью, как и понимание того, в каком направлении двигаться. Чиновники разных уровней фонтанируют идеями.
Миграция — больная тема для многих, и политики нередко пиарятся на ней, демонстрируя местному населению, как они о нем заботятся. Особенно перед выборами.
— Я тоже думаю, что это может быть как-то связано с выборами, — говорит руководитель международного центра аналитических и практических исследований миграционных процессов Вячеслав Поставнин.
— Тема мигрантов достаточно популярная, иногда она связана с переделом рынка труда и в какой- то степени с переделом собственности. Но почему она популярна? Потому, что ситуация в принципе назрела, некоторые сферы деятельности, некоторые ниши рынка труда у нас монополизированы представителями определенных национальностей.
Не знаю, что происходит в Калининграде, но думаю, что картина везде примерно одинаковая. Дороги кто ремонтирует? Выходцы из небольшой закавказской республики. У нас российских компаний нет?
Я не говорю, что надо этих людей выгнать. Нет, ни в коем случае, я говорю о необходимости честной конкуренции. Не верю, что у нас нет организаций, которые могли бы построить дороги. Строили же как-то до этого все время.
О рынках вообще говорить не приходится.
А началось это еще в поздний советский период, когда в закавказских республиках процветали подпольные цеховики, а советское правительство закрывало глаза ради сохранения лояльности. Когда страна рухнула, все эти деньги сюда хлынули. Вспомним того же Тельмана Исмаилова, «Черкизон» знаменитый, который вообще был неуправляем. Я сам тогда участвовал в операциях, это было государство внутри государства, полиция туда просто не заходила.
Ну, или фастфуды, которые у нас контролируются одной среднеазиатской диаспорой.
Еще раз подчеркну — я говорю о честной конкуренции, потому что нечестная конкуренция приводит к стратификации общества — вот в чем беда. Диаспоры начинают двигать только своих, причем, двигают уже во власть, в депутаты, в правоохранительные органы — чтобы защищать интересы своих бизнесов.
Это, в конце концов, может привести к определенной напряженности, и это мы уже наблюдали.
При этом, выгонять мигрантов, конечно, глупость. Вот у нас не допустили мигрантов на юг, в результате наши фермеры в южных областях не смогли вовремя и в нормальном объеме посеять свеклу, морковь, лук. И что мы сейчас видим? Цены подскочили в пять раз! А президент нам говорит о мировых ценах. Да не в них дело, а в неумении управлять собственной экономикой.
«СП»: — Кстати, в РЖД планируют запустить спецпоезда для мигрантов, что позволит им добраться в Россию примерно в шесть раз дешевле. На так сильно не хватает рабочих рук?
— Эта мера опаздывает из-за этого, что, как я сказал, цены на сельхозпродукцию выросли.
«СП»: — В Калининграде считают, судя по всему, иначе.
— Калининградский губернатор правильно определил болевые точки, но он решает электоральные задачи. А эти болевые точки повсюду и с ними что-то надо делать. И не обязательно рубить с плеча — можно навредить своей экономике. Возможно, его службы хорошо изучили свой рынок труда и решили, что они справятся…
— У нас есть такой закон, называется Конституция РФ, — напоминает главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.
— Это закон прямого действия, но если его нарушить, то никаких санкций за это не предполагается. Вот и в данном случае, есть статья 55 Конституции РФ, которая в пункте 2 гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».
А тут очевидным образом умаляется право на труд, тоже, кстати, гарантированное Конституцией.
И есть статья 62, которая в пункте 3 устанавливает: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
А тут, какое уж «наравне»? Прокуратура могла бы заняться проверкой указа губернатора, а его самого на время проверки отстранить от исполнения обязанностей. Только я слабо верю, что такое может быть.
Я не вижу смысла обсуждать, в каких случаях конституционное право гражданина можно нарушить, а в каких нельзя. А почему таджик не может печь таджикскую лепешку или самсу? И почему мигрант не может преподавать в школе? Допустим, физику?
Кстати, мигрант может быть по национальности русским, так что даже русский язык и литературу преподавать.
«СП»: — Много людей, по-вашему, останутся без работы? Куда они денутся? Не приведет ли это к росту социальной напряженности? А для местных жителей, во что это выльется?
— Оставшись без работы скорее всего мигранты уедут. Причем необязательно на родину — просто в соседнюю область. И в чем смысл? Очевидно, что в Калининградской области, как и везде в России, есть дефицит рабочих рук. Вот этот дефицит и ударит по калининградцам.
«СП»: — Будет ли этот список пополнен? Кем еще, по-вашему, могут запретить работать мигрантам, исходя из задачи этого действия?
— Я надеюсь, список будет не пополнен, а отменен.