Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Нам любые дОроги дорОги

О некоторых комплексах национальной неполноценности

2335
Нам любые дОроги дорОги
Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Ни Гоголь, ни Салтыков-Щедрин, ни Карамзин, ни кто-то ещё из прошлых классиков не говорил и не писал: «В России две беды, дураки и дороги». Есть похожие фразы — отдельно про «дураков», отдельно про «дороги», но крылатое выражение целиком «прилетело» лишь в конце ХХ века, с началом эпохи национального самоуничижения. Определённая звуковая выразительность и быстрая запоминаемость предопределили успех — изречение, что называется, зашло в массы.

Та же история, кстати, и с другим «афоризмом», даже авторы, которым он приписывается те же — Карамзин и Салтыков-Щедрин (но нет!): «Если я усну, и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют». Во избежание пустопорожних споров зафиксируем, что отсутствие какого-либо авторитета, выразившегося подобным образом, не означает отсутствие явления. А наличие явления, в свою очередь, вовсе не означает какую-то предрасположенность социума и уж, тем более, особую фатальность.

Читайте также
Что исландцу хорошо, то россиянину- шиш Что исландцу хорошо, то россиянину- шиш В маленькой островной стране подвели итоги исследования по уменьшению рабочей недели до четырех дней

Воруют и воровали «на дорогах» всегда, и Российская Федерация не исключение. Там, где есть масштаб, да ещё в условиях перманентного перераспределения общественной собственности по принципу — друзьям всё, остальным закон — будут и возможности с соблазнами. Знаете ли вы, например, что на нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» одних лишь внебюджетных средств за три ближайших года планируется привлечь под триллион рублей?

Аналогичная ситуация складывалось и в Древнем Риме — изобретателе «рукотворных направлений» (все дороги ведут в Рим) после того, как их стали строить не только военные (ох, уж эти первые «стройбаты»), но и гражданское население с привлечением рабов, естественно. Можно сказать, дороги — это продукт древнего ВПК, с которым случилась «конверсия»: переход от «милитаристских нужд» на «мирные рельсы».

Они там процесс частенько организовывали не «с начала в конец», а отдельными участками, которые потом соединяли. Оттого качество было не «равномерным», а зависело, кто конкретно и где «приложил руку» и сколько именно при этом «положил в карман» из «общака» — императорской казны, либо «инвестиций» интересантов — не важно.

Традиция «откусывать сантиметры» со строительства дорог сохраняется по сей день с характерной особенностью, причём неважно в каком полушарии: чем крупнее проект, тем малозначительнее хищения, принципиально влияющие на общее качество — подрядчики тоже предпочитают «жить с оборота», а не с цены, ведь во втором случае риск «попадалова» увеличивается кратно. Таким образом, тем больше дорог, тем они лучше.

Теперь вернёмся к «дуракам», которые (особенно по версии «авторитетных» поговорок) у нас чуть ли не «самые-самые»! Иначе, чем объяснить такие дороги в России?! Ну, либо сплошь дураки, либо тотальное воровство, а скорее всего «по совокупности». Вот так и происходит пессимизация общественного сознания, хотя надо бы разобраться. Прежде всего, а какие — «такие»?

Для объективизма воспользуемся супостатовой «Всемирной книгой фактов» ЦРУ, эдаким справочником американской спецслужбы (ведь ЦРУ не запрещённая в отечественных пенатах организация?). Согласно, расчётом иноагентов, по протяжённости дорог Россия занимает 5 место в мире, после США, Индии, Китая и Бразилии.

Вроде бы, ну да, с нашими-то расстояниями, однако сразу после, на 6 месте — Япония, а Канада (территориально — вторая страна мира) «по дорогам» — на 8-м. Таким образом, размер тут имеет значение, но всё же не определяющее.

Следующая категория — «длина дорог на душу населения». Тут мы на 43 месте среди 213 государств. Впереди России многие, но позади — ещё больше, например, та же Япония (50) или даже Германия (62 место). Для справки — США, 15-е место.

И вот сейчас переходим к качественно главному — к «дуракам и дорогам». «Почему у нас нет хороших дорог», — кричат дураки, подразумевая: а) всё украли, б) дураки мы все.

Им невдомёк, что создавать дороги в России с учётом нагрузки, местных расстояний, разницы положительных и отрицательных температур исторически было нецелесообразно — лёд сам по себе строительный материал, а летом речные артерии являлись отличным способом переправлять грузы — не случайно крупные населённые пункты возникали возле водных «магистралей».

Читайте также
«Обнуленного» Путина толкают к переизбранию в 2024 году «Обнуленного» Путина толкают к переизбранию в 2024 году Спикер Госдумы захвалил президента в годовщину голосования по поправкам в Конституцию

В городах — а возникновение и становление нового способа передвижения у нас «приехалось», прежде всего, на советский период — упор делался на общественный транспорт. Его почти «бесплатность» сейчас не принято вспоминать, а зря. Плановое хозяйство позволяло прикинуть примерный объём автопотока и его увеличение по годам, на что и ориентировались, закладывая новые дороги. Зачем плодить «длину» и «ширину», если их пока нечем заполнить — дорогое ж удовольствие. Не забудем также о «мелочах», вроде войны и бомбёжки.

Когда не стало СССР и на наших просторах появились иноземные «автопромы», стал вопрос, за чей счёт создавать новую инфраструктуру? Про «автомобилистов, платящих налоги» — правда, но лишь малая её часть (коей не хватит даже на «поддержание») в государстве, что живёт и наполняет бюджет с торговли, пренебрегая развитием. Выход (выезд) был бы в создании платных трасс, но у нас и на гараж-то раскошеливаться не спешат. Пока «короткая жадность» не сменится хотя бы «средней» — не съедать зёрнышко, а посеять — ситуация принципиально не изменится. Но это объективный процесс, связанный со временем, а не с принципиальной «невозможностью» превращения «направлений в магистрали».

Между прочим, американские дороги в северных штатах США и южных — две большие разницы. И они там, на Штатном севере, тоже грешат на «воровство и неспособность», а не на температурный перепад. У любых дураков всегда всё просто. И напоследок для них же повторяю — из всего вышесказанного ни разу не следует, что при строительстве дорог никто не ворует.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня