Поскольку наша футбольная сборная в финал не пробилось, российским любителям футбола приходится болеть либо за итальянцев, либо за родоначальников футбола англичан. Финал Евро-2020/2021 разделил Россию на англофилов и fan Italiano.
И в той, и в другой стране футбол сродни религии. Глава Англиканской церкви королева Елизавета Вторая уже обратилась к членам британской сборной с материнским напутствием перед игрой. Еще бы, ведь в последний раз англичане выигрывали на стадионе Уэмбли более полувека тому назад. Эти времена на острове назвали «полвека страданий». Они бы еще столетнюю войну с Францией вспомнили.
Ну ничего, прошлый чемпион, сборная Франции в финал не попала, пролетела как «фанера над Парижем». Но упорно боролась. После встречи с командой Швейцарии матче 1/8 финала, который проходил столице Румынии Бухаресте на стадионе «Националь», основное и дополнительное время завершилось ничьей. Последовала серия пенальти, которая завершилась со счётом 5:4 в пользу швейцарцев. Вот интересно, вся ли Франция посыпала голову пеплом? А может, выпили стаканчик бордо и обо всем забыли со свойственным им галльским легкомыслием.
Историк спорта и футбольный статистик Николай Захаров напоминает, что если бы не черный француз гвинейского происхождения Поль Погба, сборной Франции было бы и того хуже:
— Ему на помощь мог бы прийти другой мосье, уже алжирского происхождения Карим Бензема. Россияне, в отличие от французов, не столь прогрессивны, НАМ скучновато смотреть чемпионат Европы, старясь не перепутать его… с чемпионатом Африки.
Этот чемпионат черного континента уже вовсю резвится и на зеленых газонах Федеративной республики Германии. Там атлетов, имеющих отношение к Африке, местным немецким фанатам, или фуссбалльфанс, только успевай запоминать, если, конечно, в этом есть хоть какой-то смысл. Серж Гнабри — унаследовал спортивные гены от своего отца из африканского Кот-д`Ивуара, а красавец Дэви Зельке выглядит на вид практически «истинным арийцем», если только не знать, что папа у него самый настоящий эфиоп, практически родственник нашего Александра Сергеича.
Но вообще любители этого дела уже составили символическую сборную Германии, сплошь состоящую из самых настоящих африканцев. Только нам с вами смотреть на финты, выполняемые нынешними наследниками легендарного Франца Беккенбауера и не вспоминать при этом про Великую Отечественную войну, пока еще трудновато…
В отличие от королевы Елизаветы Второй, Папа Римский Франциск итальянских футболистов не воодушевлял. Но вполне возможно он сам смотрит футбол, ведь понтифик родом из другой футбольной страны Бразилии и звали его до восшествия на святой престол Хорхе Марио Бергольо. В молодости, во времена великого Пеле, Хорхе вполне мог и сам играть или хотя бы пинать по мячу, задирая сутану.
В Англии уже предложили петицию с предложением объявить 12 июля выходным днем, если их сборная вновь станет чемпионом Европы. «За» проголосовало чуть ли не четыреста тысяч народу, это куда больше, чем нужно, для рассмотрения запроса парламентом. В Италии и без петиций местным болельщикам тиффози ясно, что самый крутой нападающий всех времен и народов это Эдиссон Кавани. Хотя у него только дедушка итальянец, сам то он из Уругвая и сейчас играет за английский клуб «Манчестер юнайтед». А до того пинал мяч во Франции и даже чемпионом этой страны стал. Но как бог он, конечно, играл за практически родные итальянские клубы: Палермо и, конечно, за Наполи.
С некоторых пор болеть за самый футбольный футбол, то есть английский, стало возможно, не вставая с дивана. Хочешь, подключись на специальный футбольный канал и будешь в курсе всех голевых моментов в матчах внутреннего чемпионата Англии. Даже не надо для этого покупать футбольный клуб «Челси», не говоря уж про «Арсенал». И наш народ болеет, уже досконально изучил «кто есть ху» в заморском футболе.
По мнению психоаналитика Виталия Андрианова, российские фанаты британской и итальянской сборных поделились у нас на две части еще и по имущественному признаку:
— За англичан могут болеть те, кто уже побывал на «Туманном Альбионе». Съездить туда, полюбоваться на «сольсбернецкий собор» более накладно, чем слетать на курорт в итальянский Бари на семь дней, восемь ночей. Хотя, съездив и посмотрев на месте, на то, о чем так долго слышал, некоторые испытывают разочарование. Ведь эти англичане ведут себя в пабах так вызывающе, ни малейшего пиетета по отношению к русским туристам.
Нас там считают сплошь агентами КГБ. Отравителями и мерзавцами. Мы им платим тем же вспоминая безвинно убиенного императора Павла Петровича, ставшего, как считается, жертвой английского заговора.
А вообще наблюдать за ристалищем с мячом двадцати двух миллионеров собирается самая что ни на есть простая, если не сказать, простецкая публика. Там-то становится ясно, почему английская фамилия Хулиган — теперь без перевода понятна во всем мире. Это отнюдь не чопорные джентльмены из советского фильма с Борисом Ливановым и Виталием Соломиным. Хотя кто круче: наши, российские фанаты или английские, — вопрос пока более чем открытый.
В принципе на трибуны народ покупает билеты, чтобы поорать и выплеснуть эмоции. На стадионе это разрешено: все орут, и ты ори, все заткнулись, значит, надо помалкивать. Но любая толпа, собравшись где-то, скоро начинает организовываться. Так в Англии болельщики делятся на свои «фирмы», по-нашему банды, в которых есть своя иерархия: «ультрас», «моби», «карлики», а также просто фанаты. Первые три группы часто выступают не только на стадионах, но и вообще в любых заварушках.
Любой спорт, не только спорт высоких достижений, а вообще любые соревнования — это накал страстей, ругань и матерщина, как на поле, так и на трибунах. Это репетиция возможной настоящей войны, а иногда повод для нее. Хотя последнее и редко случается — первая и единственная настоящая кровопролитная война разбушевалась между Гондурасом и Сальвадором в 1969 году и кончилась, по слухам, когда нечем стало стрелять друг по другу из пушек…
В Испании вместо ультрас и тиффози есть свои «инчас». Испанцы народ горячий, эмоциональный, вспыльчивый. А «латиносы», жители испано- и португалоговорящих стран Латинской Америки на футбольном поле вдвойне горячее. Они очень тяжело переживают неудачи сборной и не особо стесняются в этом случае всячески высказывать свое недовольство игрой. У испанцев размахивать на матче белыми платками — знак того, что пришло время менять тренера. Наши болельщики могут и не понять такой сигнал, приняв его за капитуляцию. Что-то бывшему тренеру Черчесову никто белыми платками не махал.
В целом, наверное, мы в России лучше и теплее относимся к Южной Америке и ее жителям, а не к Северной. Возможно, действует принцип комплиментарности между странами и народами, о котором говорил еще знаменитый этнограф Лев Гумилев. А возможно, мы просто страшно далеки друг от друга и делить нам нечего.
Конечно, очень часто говорят: «Мы болеем за игру, а не за государство!» В этом есть резон, когда футбольные звезды переезжают из страны в страну, их покупают, продают, берут в аренду. Но большая политика уже давно обосновалась в большом спорте, засунув туда свои мохнатые лапы, у которых даже есть специальные наименования. Одна лапа называется «санкции», а другая ВАДА. И обе направлены в нашу сторону.
В новейшие времена все началось с Олимпийских игр, которые угораздило провести в Сочи и со счастливой жеребьевки Чемпионата мира. Очень серьезные люди наши руководители государства и в их числе прежде серьезный Александр Жуков, помнится, радовались, как дети. Некоторые из них пытались разговаривать на языке предполагаемого противника, как Виталий Мутко. Но переобуться в полете у них не получилось, как и разучить по ходу дела новые правила игры, придумываемые не ими. Но если вспомнить про Олимпиаду-80, то становится понятно, что нынешняя ситуация в спорте — это никакая не случайность, а тенденция.
После нашего Санкт-Петербурга большой европейский футбол побывал и в Глазго, и в Баку, и в Валенсии. Где он только не побывал. Но объединить Европу с помощью футбола не получается. Даже медицинские маски не всегда помогают, хотя в масках все вроде бы на одно лицо. Получилось разделить.