Вот и казакам нашлась в стране работка «по профилю» — их подразделения хотят включить в состав Росгвардии. Они же, известно, прирожденные вояки. Зря что ли, написал известный бард: «…Только сабля казаку» подруга, «только пуля казака с коня собьет»?
Эта песня Александра Розенбаума, видимо, любимая у Юрия Чайки, бывшего генпрокурора РФ, а ныне полномочного представителя президента страны в Северо-Кавказском федеральном округе. Не она ли вдохновила его на оригинальную инициативу? Озвучил он ее, выступая в минувшие выходные на открытии Евразийского форума молодежи «Казачье единство-2021», который открылся в Нальчике, столице Кабардино-Балкарии, собрав представителей 29 регионов страны.
«Считаю, что казаки должны быть территориальным подразделением Росгвардии, — сказал Юрий Яковлевич. — Они будут находиться по месту дислокации, по месту жительства. Мы так думаем, что это будут казачьи полки, батальоны, именно исключительно казачьи».
Нечто подобное он уже говорил без малого четыре месяца назад, продвигая в массы эту свою давнюю, как выясняется, идею. Корни-то у него, уверяет, казачьи, от деда. Говорил тогда, в марте текущего года, о привлечении терских казаков к охране и защите гособъектов, обеспечению общественной безопасности. А теперь уже не только терские, но и донские, и сибирские, кубанские — все должны, по его мнению, не просто «наладить сотрудничество с частями Минобороны и Росгвардии», но стать своими батальонами и полками их составной частью.
С его, экс-прокурора, слов, инициативу поддержал президент РФ Владимир Путин. Правда, сам Владимир Владимирович не обмолвился пока об этом ни полсловом, ни даже намеком. Думает, как ее реализовать? Полпред-инициатор Чайка этого ведь не понимает. Так и говорит: «Как мы ее реализуем (идею — Авт.), сложно сказать, но мы будем стараться в такой плоскости ее реализовывать». В смысле, отдельных росгвардейских полков? Которые будут «держать оборону» от собственных семей или — от кого?
И все это подается под соусом «необходимости возрождения казачества», чему, по словам опять-таки Чайки, будет способствовать Стратегия государственной политики РФ в отношении российского казачества на 2021−2030 годы.
Но разве оно ещё не возродилось? Уже лет десять, не меньше, как во многих российских регионах созданы их общественные организации, коих насчитывается порядка двухсот. Действуют многочисленные молодежные казачьи организации и кадетские корпуса. Есть своя Казачья партия РФ. И «свой» вуз, созданный на базе Московского университет им. Разумовского (МГУТУ). Его филиалы открыты в Омске, Ростове-на-Дону, Пензе, Волгограде, Брянске…
Есть и реестровые войска (по одним данным около десятка, по другим — гораздо больше), которые несут государственную службу с завидной, замечу, активностью.
Чего-чего, а энергии этим ребятам не занимать! В истовой борьбе за «нравственность» соотечественников могут и поколотить «провинившегося» (вспомним нападение на группу поддержки печально известной группы Pussy Riot), и сорвать выставку. Как это случилось в столичном Сахаровском центре, на открытии фото экспозиции о боевых действиях в Донбассе. А до этого в Краснодаре, где готовился вернисаж галериста Гельмана. Можно вспомнить ещё о сорванном питерской казачьей «ячейкой» спектакля по роману Набокова «Лолита»…
Пусть это всего лишь эпизоды, как утверждают атаманы, казачье движение неоднородно, но уж очень яркие эпизоды. И вряд ли случайные. Может, для того, чтобы таких «случайность» больше не случалось, Чайка и решил «заорганизовать» и без того слажено действующее «российское казацкое племя»? «Выпускать пар» будут строго по разнарядке?
Кто хоть немного знаком с историей российского казачества, знает, что ещё при «тишайшем» царе Алексее Михайловиче оно имело немалую силу, играя большую роль в государственных делах. За что получило от «Тишайшего» немалые привилегии. Подчинялись казаки только своим законам. Правда, до поры. Екатерина Вторая «навела порядок» в их рядах. А в Х1Х веке от их вольницы уже мало что оставалось — перешли на госслужбу к царям Романовым. Печально прославившись в частности тем, что разгоняли нагайками рабочие демонстрации. И не было для мирных демонстрантов ничего страшней, чем встретить на своем пути конные казачьи разъезды.
Такие вот ассоциации напрашиваются после знакомства с тезисами господина Чайки. Что же, возвращаемся к практике жандармской России?
В последние годы у нас, как и в начале ХХ века, разного рода акций протеста и митингов хватает. Не от хорошей жизни выходят люди на улицы. С единственной целью — достучаться до власти, которая вроде бы и недалеко сидит, Кремль-то вот он, на привычном месте, да плохо, не слышит свой народ. Получается, свист нагайки ей милей, чем глас нищающих людей?
Или господин отставной генпрокурор имел в виду совсем иное, предлагая усилить Росгвардию казачьими полками, выделить им оружие и дать дополнительные полномочия?
— Речь в данном случае идет скорей всего в расширении той практики, которая уже существует в Российской армии, в частности, в тех войсках, что решают внутренние, скажем так, задачи, — ответил на звонок корреспондента «СП» Михаил Ремизов, известный политолог, президент Института национальной стратегии. — По большому счету, внутренние войска являются неотъемлемой частью обороны страны. У них очень широкий круг задач. И в них много подразделений. Например, дивизия им. Джержинского.
«СП»: — С внутренними войсками понятно. А какой смысл в том, чтобы «запускать» в армейские ряды казачьи подразделения, по сути своей полувоенные?
— Я бы не ассоциировал их с дореволюционными. Присутствуют ли в жизни нынешних казаков элементы той военно-сословной организации, что была характерна для казачества дореволюционных времен? Реально ли вернуть данные элементы в современных условиях? На оба вопроса ответ отрицательный. Можете себе представить сегодня казачьи поселения с ведением самостоятельного хозяйства в местах проживания, с сословными обязанностями? Ничего похожего мы сейчас не наблюдаем. Мобилизация казачества для нашего государства сейчас не более чем способ решения определенных задач.
«СП»: — Для сдерживание оппозиции, как считают её представители? А рядовые беспартийные граждане уверены — для того, чтобы им заткнуть нагайками рты.
— Ассоциация с нагайкой явно устарела. Бояться надо революции, а не казацкой плети.
Более категоричен в оценках эксперт «СП» Виктор Алкснис, полковник авиации в отставке, известный политик:
— У меня вопрос к Юрию Яковлевичу Чайке: вам делать, что ли, нечего, как расширять Росгвардию, чья численность уже превосходит сухопутные войска? Или готовитесь к войне с неким внутренним врагом? С каким? — возмущается Виктор Имантович. — Зачем нужны ещё казачьи части? И в чем их отличие от гвардейцев — особыми полномочиями? Привилегиями? Какой принцип формирования новых полков? Зачислять в них будут всех ряженых? Ведь едва ли не половина так называемых «потомственных казаков» не имеет к ним никакого отношения. Уверен, что ничем эта затея не закончится, провалится.
«СП»: — Некоторые политологи полагают, что власти потребовался дополнительный инструмент влияния на общество…
— Да, её рейтинг падает. Россияне все больше разочаровываются в президенте РФ Путине. Чтобы удержать власть в своих руках, нужны определенные меры и преданные люди в карательных органах. Те меры поощрения, что есть сейчас у тех, кто служит в Росгвардии, возможно, уже недостаточны. Не могут обеспечить стопроцентную лояльность Кремлю. Опираться только на них нельзя. А казачьи атаманы постоянно заявляют о своей преданности лично Владимиру Владимировичу. Логично, что он хочет приблизить их к себе.