В подмосковном Троицке функции охраны общественного порядка передали частному охранному предприятию (ЧОП).
«Местные власти заключили контракт с ЧОП на патрулирование „мест массового пребывания“. Патрульные все, как на подбор — безусые, дон, бородатые, дон», — написал первым обнародовавший тему военкор «КП» Александр Коц. На видеокадрах крепкие парни в форме, видимо, с Кавказа.
Речь идет о группе быстрого реагирования (ГБР) «Корвет». Ее задача — не допускать противоправные действия жителей. «Все делается в рамках закона, но для Троицка это эксперимент», — пояснил начальник управления территориальной безопасности администрации Павел Шкуренко.
«Обычно народ понимает, когда делаем замечание, сразу выбрасывает спиртное, — рассказал сотрудник ГБР Руслан Абдурахманов. — Но бывают и недовольные. Таких много в фабричном парке. Мы проводим беседы, объясняем, что это нарушение общественного порядка».
Жители восприняли новшество настороженно. «Вижу их почти каждый день… Тусуются у Центральной, 26, в теньке в машине сидят. Когда их первый раз увидела, желание было полицию вызвать. Бороды у всех до плеч», — пишет одна из комментаторов.
«Сомневаюсь, что на улицах города такое право есть у частных «охранников» — считает другой. «Интересно, как рождалась эта идея. Типа, на совещании: «А давайте этих алкашей чеченцами припугнем?» «Отличная идея! Давайте попробуем! У меня и ЧОП есть», — иронизирует третий.
Попадается у комментаторов и такая формулировка как «шариатский патруль», хотя о религиозной принадлежности сотрудников ЧОП в сюжете не говорится.
«Подписчики сообщают, что там [в Троицке], якобы, есть сложности с комплектностью ППС. Не хватает личного состава. И поэтому, якобы, администрация решила нанять ЧОП», — свидетельствует журналист Андрей Медведев.
По мнению председателя Московского межрегионального профсоюза полиции и Росгвардии Михаила Пашкина, первопричина троицкой новации кроется в недостатках системы МВД:
— В принципе городские власти могут нанимать для охраны объектов сторонние организации. Видимо, полиция Троицка не справляется со своими обязанностями, вот мэрия и наняла ЧОП. А не справляется полиция потому, что народа нет, служить некому. Раньше была муниципальная милиция, а теперь муниципальный ЧОП.
«СП»: — Почему народа то нет в полиции?
— Потому что к людям скотское отношение. А скотское отношение, потому что они план не выполняют. А план не выполняют, потому что слишком много работы: заявлений, дознаний, ППС. Нагрузка огромная, за переработки не платят. Табели учета переработок, судя по заявлениям членов нашего профсоюза в Подмосковье, не ведутся. По закону свыше 120 часов в год перерабатывать нельзя. А люди перерабатывают по 200−300, а порой и 400 часов.
«СП»: — Получается, людям не доплачивают зарплату? А министр знает?
— Есть приказ МВД, где четко сказано, что необходимо назначить ответственного за ведение табеля именно переработок, а в конце каждого месяца каждый сотрудник должен быть с ним ознакомлен под роспись. После этого табель должен сдаваться в бухгалтерию. А в бухгалтерии говорят, что денег оплачивать переработки нет. Людям не оплачивают, они работают бесплатно. Поэтому табели и не ведут.
Более того, помимо приказа министра есть еще Дисциплинарный устав органов внутренних дел, утвержденный указом президента РФ, где сказано, что все поощрения должны доводиться до личного состава на общем собрании. Но никто не доводит. Начальники сами себя премиями поощряют огромными, а сотрудникам дают в десять раз меньше. Плевать они хотели и на президента, и министра.
«СП»: — Администрация города могла бы сама доплатить полицейским, раз деньги есть…
— Платить полиции мэр не может, потому что это федеральная структура. Вот он и решил проблему с помощью ЧОП. Хотя в некоторых случаях это возможно. Например, между мэрией Москвы и МВД было заключено соглашение о том, что полицейские будут заниматься контролем соблюдения законов принятых Мосгордумой: выгул собак, соблюдение тишины. Правда, деньги до сотрудников все равно не доходят, и они увольняются.
Адвокат и правозащитник Дмитрий Аграновский уверен, что передача функций полиции ЧОП размывает базовую основу государства:
— Этот случай не уникальный. В каждом регионе своя традиция вооруженных формирований. Недавно предложили ввести казачьи отряды. Но если можно казакам, то почему нельзя кавказцам или, например, башкирам? А в ЕАО будет свое вооруженное формирование — какой-нибудь ЦАХАЛ. Поэтому я бы говорил не о национальности.
Главное — монополией на насилие должно обладать только государство. Никакие другие вооруженные отряды недопустимы ни с точки зрения закона, ни с точки зрения морали. Не хотелось бы, чтобы дурь конкретных чиновников вылилась в межнациональный конфликт, хотя это вполне возможно. Но проблему надо ставить шире. Охранять правопорядок должны только правоохранители, а не мужики-неудачники, которые хотят как-то подняться в своих глазах за счет того, что они получат оружие.
Кстати, в советское время в сотрудники милиции направляли по так называемой комсомольской путевке, потому что далеко не всякому можно доверить власть. Ведь милиция, полиция — это власть. Ее можно доверить только проверенным, порядочным людям. Кстати, в Троицке могли бы создать дружину и привлечь тех же кавказцев, но только не с оружием. И в каждой группе дружинников должен быть один вооруженный сотрудник полиции.
«СП»: — И какой вывод по Троицку?
— Чоповцы не имеют право выполнять функции по охране общественного порядок. Они имеют право охранять конкретные объекты, с которыми заключено соглашение. Подменять собой ни полицию, ни дружинников нельзя. Пусть прокуратура реагирует. Чем быстрее это пресекут, тем лучше. Вообще хорошо бы всем россиянам владеть гражданским оружием. А то получается, что всем оружие нельзя, а некоторым — привилегированным — можно. Как бы не пришлось защищаться от «защитников»
На политические аспекты ситуации указал руководитель незарегистрированной партии «Другая Россия Э.В. Лимонова» Андрей Дмитриев:
— Власти города во главе с мэром Владимиром Дудочкиным, который, кстати, является секретарем местного отделения «Единой России», в мнимой заботе о правопорядке закладывают мину замедленного действия под этот самый правопорядок. Все это наводит на мысль о том, что у кого-то из администрации есть тесный контакт дружеского или финансового рода именно с ЧОП, укомплектованным по этническому признаку, куда пристраивают «своих».
«СП»: — Какие изъяны имеет такая схема?
— Во-первых, чоповцы юридически для граждан никто, они могут смело «послать» их с любыми претензиями. Полиция с Росгвардией — другое дело, а эти распоряжаться в общественных местах никакого права не имеют.
Во-вторых, сейчас речь идет о выпивающих в парках, а завтра будет в городе какой-нибудь митинг жителей по местным проблемам. Его тоже этих защитников правопорядка позовут разгонять? И чем это закончится? Новой Кондопогой и Бирюлевым?
Ну и можем ли мы, скажем, в Грозном представить патруль сугубо русского ЧОП, который будет ходить и застраивать местных? Что-то сомневаюсь. Вот вам и весь российский федерализм…