Южный окружной военный суд Ростова-на-Дону огласил приговор по делу т.н. «Алуштинской группы Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» *. На скамье подсудимых — четверо радикальных исламистов, которые вели на крымском Южнобережье пропаганду идей международного движения «Исламской партии освобождения» (т.н. «хизбы» — ред).
Россия считает это движение террористической организацией. Его цель — построить всемирный исламский халифат с соответствующим образом жизни и беспощадным наказанием неверных, что мало чем отличается от идеологии афганского Талибана**. Деятельность «Хизб ут-Тахрир» официально запрещена и преследуется в Германии и Турции, в абсолютном большинстве восточноевропейских, арабских и азиатских государств. Власти США относят «хизбов» к числу групп, способствующих распространению экстремистских настроений среди мусульман и оказывающих идеологическую поддержку терроризму.
Тем временем при завершении прений защиты в Южном окружном военном суде характерно выступил симферопольский адвокат Сияр Панич:
— Да, «Исламская партия» запрещена в России с 2003 года. Но она без всяких законодательных ограничений действует в Украине, чьими гражданами являются мои подзащитные! В соответствии с нормами международного права… мои подзащитные не подпадают под юрисдикцию российского суда, и данное уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием события преступления!..
То есть, адвокат фактически признал принадлежность подсудимых к запрещенной террористической организации. Но потребовал судить крымских исламистов по украинским законам. Понятно, это прозвучало как откровенная политическая демонстрация. Еще одна важная подробность — на оглашении приговора в зале суда присутствовал Юрий Довгуля, консул Украины в Ростове-на-Дону.
Суд отказал стороне защиты во всех заявленных ходатайствах, приговорив «алуштинскую четверку» к срокам от 12 до 18 лет лишения свободы в колонии строгого режима. И теперь эти бородачи гарантированно становятся украинскими героями. Среди них 40-летний знаток арабского языка Эльдар Кантимиров — один из самых «авторитетных» проповедников-экстремистов, дипломированный специалист Киевского Исламского университета, долгое время стажировавшийся в Абу-Даби.
А вот знаковые моменты из заключительной речи уроженца Узбекистана, основателя общины алуштинских «хизбов» Ленура Халилова. Сам себя он представил «гражданином Украины, в результате повторной аннексии Крыма Российской Федерацией — политзаключенным». Говорил о «наглых покушениях российской власти на исламские нормы и ценности, на ношение мусульманками исламской религиозной одежды, укрывающей целомудренных и богобоязненных мусульманок от похотливых взглядов, и являющейся условием получения довольства Всевышнего».
Заявлял о каком-то «запрете на проведение мусульманских религиозных праздников, что является неоспоримым доказательством нескрываемой исламофобии и системной борьбы с теми, кто не соответствует суверенному Российскому Исламу, выведенному так называемыми шейхами из спецслужб».
Ну и главная претензия, почему в РФ, мол, действует «негласный запрет на деятельность независимых мусульманских общин».
Казалось бы, полный бред. Только не следует спешить с презрительными выводами. Еще в украинские времена движение «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» активно вторглось на территорию Крымского полуострова. В Киеве не возражали, надеясь еще сильнее придавить пророссийское население полуострова. Однако главный удар «хизбов» пришелся на Духовное управление мусульман Крыма, которое было названо «отступником от истинной веры». Боевики избивали законных имамов ДУМКа, захватывали мечети, яростно вербовали сторонников среди молодежи и обиженных стариков-репатриантов, вернувшихся из Средней Азии.
После 2014 года массовые нападки религиозных экстремистов на представителей традиционного ислама республики были пресечены. Впрочем, остановиться фанатики не могут.
Мечеть Юхары-Джами — единственное культовое мусульманское сооружение Алушты, сохранившееся с ХIХ столетия. Особо почитаема крымско-татарским населением региона Большая Алушта. Уже четверть века она принадлежит официально действующему муфтияту Крыма. Три года назад Юхары-Джами стала причиной судебного иска общины «Алушта» к Совету министров РК. Местные радикалы вполне серьезно задумали забрать уважаемую мечеть себе. Таврический муфтият и Госкомитет по делам национальностей и религии РК проходили по данному делу как заинтересованные лица. Точнее сказать, эти структуры никак не заинтересованы в пропаганде идей всемирного халифата, которые могут развернуться под старым минаретом во всю ширь.
Сейчас основные главари «независимой общины» за решеткой. Только не поздно ли? Семена «Исламской партии освобождения» * взошли и заколосились. Например, в социальных сетях развернулся онлайн-флешмоб поддержки «Алуштинской группы». Активисты, многочисленные друзья, родственники и просто соплеменники подсудимых выкладывают на личных страницах фотографии с надписью типа «66 лет тюрьмы за веру».
Дальше — больше. 14 и 15 августа в Крыму начались массовые молебны-дуа в защиту осужденных. Никто не может запретить верующим собраться на совместную молитву. Хотя по факту это настоящие митинги протеста — откровенно антироссийские, хорошо организованные, профинансированные, обеспеченные агитаторами и собственными имамами «Хизб ут-Тахрир».
Вал протестных дуа прокатился с востока на запад полуострова. Первыми собрались жители города Старый Крым (тат. — Эски Къырым). Следом молились в селе в большом селе Белая Скала (Акъ-Къая) Белогорского района. Такое же мероприятие прошло в соседнем поселке Ульяновка, оно же Султан-Сарай и микрорайоне Сары-Су самого города Белогорск.
Сразу несколько дуаларов были организованы по этническим микрорайонам Бахчисарая, средневековой столицы Крымского ханства. Далее радикалы собрались под Джанкоем, в селе Лобаново (Джадра) и Шелковичном (Темеш) Сакского района. Многочисленные молебны провели вокруг Симферополя. Дуа «хизбов» прошли в селе Заречное (Шумхай) на единственной горной автотрассе в Алушту, а также в поселках Родниково (Къулчукъ) и Гвардейское (Сарабуз). Хотя именно в Гвардейском расположена крупнейшая база морской авиации Черноморского флота.
Достаточно взглянуть на карту, чтобы увидеть — за последние двое суток приверженцы всемирного халифата дерзко заявили о себе по всему Крыму. И это особенно потрясает после победы талибов в Кабуле.
«Ответка» ФСБ не заставила себя долго ждать. 17 августа, ровно в 4.00 утра, спецназ федералов, полицейский ОМОН и оперативники Центра по противодействию экстремизму начали серию операций на юго-западе полуострова. Так, обыски и аресты прошли в Нахимовском районе Севастополя, на окраине Балаклавы, в Симферопольском и Бахчисарайском районах.
Среди задержанных — 51-летний Джеббар Бекиров, активный участник флешмобов и протестных акций, домовладелец из Балаклавы. Имама «хизбов» Раифа Февзиева взяли под Симферополем, исламского активиста Завура Абдуллаева — в Бахчисарае. Известный севастопольский экстремист Рустем Мурасов вернулся из Ростова-на-Дону, где пытался прорваться в здание военного суда. Почти смешно, но протестовать на материк Джеббар отправился сразу после того, как получил от государства крупную сумму компенсации за собственную недвижимость, затопленную июльским наводнением в бахчисарайском селе Куйбышево.
Все эти люди — опытные провокаторы, выпускники украинских медресе, многолетние зачинщики массовых антиправительственных мероприятий в своих «местах компактного проживания коренного населения». По предварительному сообщению следствия, их действия попадают под статью 205.5 УК РФ «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации».
Самое плохое, что местные единоверцы провожали задержанных как героев, при этом оскорбляя и провоцируя силовиков. Привычная картина крымских предгорий — крики «Ля-ля ин-алла!» «Такбир! Аллаху акбар!..», впереди толпы возбужденная молодежь, истерично рыдают женщины в глухих платьях-хиджабах, сжимают кулаки крепкие мужчины-бородачи. И снова молебны о «новых жертвах российской оккупации».
* «Хизб ут-Тахрир» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 г. признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** «Движение Талибан» по решению Верховного суда РФ