Сразу 31 террориста «Катиба Таухид валь-Джихад» (запрещена в России)* задержали в четырех различных регионах России. Как сообщает ТАСС, спецоперация прошла в Москве, Новосибирской области, Якутске и Красноярском крае. При этом среди задержанных были как просто участники группировок, так и главари.
«Федеральной службой безопасности во взаимодействии с МВД и Росгвардией в рамках специальной операции в Москве, Новосибирске, Якутске, Красноярске, Канске Красноярского края, селе Прокудское Новосибирской области пресечена деятельность межрегиональной структуры террористической организации „Катиба Таухид валь-Джихад“. Задержан 31 человек из числа ее главарей и рядовых участников», — отметили в ЦОС ФСБ.
По версии следствия, они осуществляли вербовку боевиков и занимались финансированием террористов в Сирии, а также призывами к терактам. У них изъяли запрещенную религиозную литературу, средства связи, носители информации и банковские карты. Следствием возбуждены уголовные дела, оперативно-розыскные мероприятия продолжаются.
Насколько серьезна эта группировка, и представляет ли она опасность для России, мы спросили у эксперта по ближневосточным террористическим организациям, востоковеда и руководителя Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилла Семенова.
— «Катиба Таухид валь-Джихад» - это небольшая группа, несколько десятков человек, действующая в Сирии. Одно время она была аффилированной с ХТШ** (отколовшаяся ранее от Аль-Каиды** «Хайат Тахрир аш-Шам»** — ред.), но затем между ними произошел конфликт, видимо, связанный с какой то самодеятельностью этой группы, и ее главари, включая Сироджиддина Мухтарова (Абу Салоха) (один из организаторов взрывов в петербургском метро — ред.) были арестованы, но сама она продолжает подпольную деятельность, переорентировавшись на связи с иными джихадистами, такими как Хуррас аль Дин, связанными с Аль-Каидой.
В Сирии это небольшая маргинальная группа, она не способна влиять на ситуацию в том же Идлибе. Опасна она своими информационными ресурсами, вероятно, через которые она находит сторонников на постсоветском пространстве, рекламируя свою деятельность. Вероятно, эти задержанные те, кто имел доступ к этим ресурсам и имел контакты и связи с этими террористами в Сирии через социальные сети. Их вину, в том числе степень интеграции в эту террористическую структуру установят следствие и суд.
— Безусловно, ситуацию с поимкой сразу трех десятков террористов можно считать успехом спецслужб, — убежден генерал-майор ФСБ в запасе Александр Михайлов.
— И это свидетельствует, что спецслужбы в хорошей форме, так как все операции проводятся до того, как террористы и радикалы перешли к активным действиям. По всей вероятности, многие ячейки спящие, некоторые в стадии формирования. И чем раньше лечить болезнь, тем лучше результат. Браво!
«СП»: — Почему террористы обосновались в Сибири?
— Дело не в Сибири. Они формируются там, где большая концентрация мигрантов с радикальными взглядами. Именно туда прибывают эмиссары для вербовок. А мигрантов у нас много везде. И из них, при определенных обстоятельствах можно формировать базу…
«СП»: — По данным ФСБ, члены ячейки осуществляли вербовку и переправку рекрутов в зоны боевых действий, занимались финансированием находящихся в Сирии участников террористической структуры. То есть до победы над терроризмом в Сирии еще далеко? Можно ли говорить, что мы не зря туда входили? Ведь террористическое подполье продолжает действовать у нас в стране…
— Конечно, далеко. Ведь сформирована система взглядов, установок. И с этим сложнее бороться, чем просто с физическими лицами. Идеология как радиация. Она без цвета и запаха. Она формируется при определенных обстоятельствах. В основе ее неудовлетворенность жизнью, отношением, положением в обществе. Люди в таком состоянии как пластилин. Появился лидер и они пошли за ним… Тем более, если речь идет о религиозных установках, существующей морали. Такими людьми проще всего манипулировать. А если к этому прибавить возможность заработать, то тем более.
«СП»: — А как, по-вашему, ситуация в Афганистане повлияет на деятельность террористического подполья в России? Есть ли опасность для наших городов, и что наши спецслужбы могут сделать для ее минимизации?
— Наверное, ситуация осложнится. И слабо верится в уверения талибов**, что они будут социализироваться в мировую политику. Ведь, по сути, это движение состоит из разрозненных отрядов, которые объединились для решения общей задачи.
Сегодня она вроде бы решена. Но окончание любой войны приводит к стремлению полевых командиров получить свой кусок победы. Деньги, власть, влияние… Смогут они сохранить вертикаль управления, может и будут предпосылки к улучшению ситуации. А если нет? Начнется междуусобица, которая осложнить ситуацию у соседей.
Спецслужбы, конечно, все просчитывают. И в зависимости от тенденций корректируют свои действия. Но пока мы не можем с уверенностью говорить, что можем ждать спокойных времен.
— Безусловно, задержание этих террористов это крупный успех, — соглашает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров.
— Думаю, что их долго вели, рассчитывая через их контакты вскрыть новые ячейки. Однако сейчас в связи с событиями в Афганистане решили одним ударом уничтожить всю сеть. Видимо, в ФСБ опасаются, что Афганистан вновь может стать базой для международных террористов, которые установят связи с террористическим подпольем на российской территории. Как известно во времена первого правления запрещенного в России Талибана** во второй половине 1990-х годов в Афганистане действовала подконтрольная ЦРУ Аль-Каида, которая готовила боевиков для переброски в Чечню.
Надо сказать, что тогда российские власти, проводя проамериканскую линию, не пошли на признание движения Талибан, поддерживали т.н. Северный альянс, который воевал с талибами, поставляли ему оружие. Ну, а талибы платили нам той же монетой.
«СП»: — Террористов задержали и в Москве, и в Сибири. Как объяснить этот разброс в географии?
— Такой разброс объясняется тем, что террористы уже давно не ограничивают свою активность только мусульманскими регионами России, а действуют по всей стране. Этому способствовал поток мигрантов из бывших советских республик Средней Азии в различные города России. А выходцы из этих республик, особенно обиженные или чем-то недовольные, являются питательной средой для вербовки в террористические организации. С другой стороны, интернет создал технические условия для того, чтобы вербовщики могли искать подходящих людей в самых отдаленных уголках страны.
«СП»: — По-вашему, победа над терроризмом в Сирии помогал повысить безопасность России? А что с Афганистаном? Не нивелирует ли эти успехи ситуация в этой стране?
— Наше присутствие в Сирии — это правильная политика. Создав в Сирии военные базы, мы получили возможность проецировать свое военное влияние в Восточном Средиземноморье и создавать угрозу Южному флангу НАТО. Это — хороший ответ на вторжение НАТО на постсоветское пространство, хотя и не достаточный.
В этом смысле разгром террористов в Сирии — это скорее бонус, а не главная цель. То, что в Сирию направляются террористы из России и стран СНГ, может быть, даже неплохо, так как есть возможность уничтожать их там в массовом масштабе.
Сирия превратилась в своеобразную машину по перемалыванию террористов с постсоветского пространства. Надо понять, что война с исламским терроризмом — это надолго, по крайней мере, до тех пор, пока Запад продолжит создавать и подпитывать такие террористические организации.
А вот угроза терроризма с территории Афганистана, на мой взгляд, сильно преувеличена. Думаю, что руководство талибов уже осознало, что исламские террористические организации не являются их братьями по вере, а созданы и курируются западными спецслужбами исключительно для реализации стратегических целей США и их союзников. Так, созданная ЦРУ, Аль-Каида сыграла роль троянского коня, чтобы обосновать ввод американских войск в Афганистан под благовидным предлогом борьбы с терроризмом и, кстати, получить для этого международное одобрение. В настоящее время талибы активно борются с ячейками запрещенным в России ИГИЛ**, действующими в Афганистане.
Поэтому России не стоит снова подыгрывать американцам в афганском вопросе. Ошибок прошлого следует избежать. Поддерживать прозападную оппозицию талибам ни в коем случае нельзя. Наша задача — как можно быстрее наладить партнерские отношения с новыми властями Афганистана и помочь им в борьбе с террористическими группами на своей территории.
* «Катиба Таухид валь-Джихад"* — радикальная террористическая группировка, на счету которой несколько терактов на Ближнем Востоке. Запрещена в России решением Московского окружного военного суда в 2019 году.
** - Запрещенные в России организации.