«Почти три четверти студентов демонстрируют различные признаки психологического неблагополучия, из них около 20% — синдромы депрессии умеренной тяжести или тяжелой депрессии». Такие шокирующие данные приводятся в докладе «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию».
Данный документ обсуждался в пресс-центре МИА «Россия сегодня» в формате круглого стола, участие в котором приняли министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, ректоры ведущих российских вузов, а также представители работодателей.
Валерий Николаевич сообщил, что исследование базировалось на результатах социологического опроса 36 тысяч студентов, среди которых 11% ― иностранцы, 24 тысяч преподавателей и 800 родителей. Выяснилось также, что студенты из бедных семей «демонстрируют признаки неблагополучия» в 84% опрошенных случаев, тогда как из наиболее обеспеченных семей — 67%.
Выводы министра неутешительны: «Одной из важнейших угроз качеству образования, требующей повышенного внимания со стороны руководства университетов, является психологическое благополучие и ментальное здоровье студентов. Ведь если студент „разбалансирован“, у него нет навыков самостоятельной работы, множится стресс, то ни о каком высоком результате обучения говорить не приходится».
Наверное, правильнее было сказать: «Одной из важнейших угроз качеству образования… является психологическое неблагополучие и ментальное нездоровье студентов». А то получается, адекватный и жизнерадостный студент является проблемой для ВУЗа. Но не будет привередничать, скорее всего Валерий Николаевич оговорился. Тем более озвученные цифры таковы, что и впрямь пора за голову хвататься от ужаса.
Отметим, что речь идет не о чисто российском явлении. Во всех без исключения странах власти озаботились психическим здоровьем студентов, поскольку именно в стенах альма-матер закладывается не только профессионализм, но и стрессоустойчивость будущих инженеров и ученых. Не секрет, что для исследовательских и проектных работ нужен не только холодный ум анализатора, но и душевное спокойствие, чтобы выдержать умственные марафоны, длящиеся порой долгие месяцы, а то и годы.
В целом в результате мер физического дистанцирования, принятых в ответ на распространение COVID-19, практически все высшие учебные заведения не только у нас, но и в мире перешли на экстренный формат онлайн-обучения. Это еще больше усугубило академические стрессы у студентов, прежде всего связанные со сдачей экзаменов. Так, в США мотивация к учебе упала фактически до нуля у более чем двух третей студентов. Затем начался отказ от ежедневных рутинных занятий, что привело к более высокому показателю отсева, как прямого следствия дистанта.
Обзор специальной литературы выявил ряд отрицательных моментов с далеко идущими последствиями. Во-первых, молодые люди по общему мнению многих преподавателей во время дистанта ухудшили свои навыки устной речи. Во-вторых, дистанционное обучение оказалось очень опасным для безответственных студентов, хотя, как правило, из них в будущем проявляются лидеры и креативные личности. В-третьих, вместо того, чтобы снизить нагрузку, преподаватели, напротив, подняли планку, предлагая более сложные задания с намерением воспрепятствовать «списыванию у других», а также, чтобы компенсировать время физического обучения. Дескать, все равно бездельничают дома, пусть решают больше задач. В-четвертых, дистант также стал шоком для преподавателей, не готовых к другому формату обучения: они вынуждены требовать те знания, которые не были ими даны физически.
Без преувеличения пандемия COVID-19 стала глобальным бременем, подрывающим качество жизни универсантов, без нормального обучения которых будущее государств видится туманным. По имеющейся на сегодня информации, отраженной в ряде национальных докладов, депрессии подвержены от 46,92% до 82,4% студентов ВУЗов. Этот процент у медиков ниже, у гуманитариев — выше.
К слову, в «америках и европах» более низкий доход семьи в большей степени, чем у нас в России, коррелировал с увеличением риска психических расстройств студентов. Молодые люди, выходцы из среднего класса в США и ЕС имеют в среднем в 2,5 раза меньше шансов оказаться в числе «психологически неблагополучных», чем отпрыски бедняков.
Прежде всего ухудшающая психологическая динамика начинается с возникновения банальной скуки, пожалуй, самого коварного для молодых людей состояния души, отмечают Анди Ираван и др. Бедные семьи по понятным причинам не могли ее развеять, что в дальнейшем перерастало в тяжелую депрессию, вплоть до суицидальных настроений.
Так, в докладе «Влияние онлайн-обучения на психику студентов во время пандемии COVID-19» социологов Анди Ираван, Двисона Двисона, Марди Лестари указывается, что начиная со второй недели онлайн-обучения студенты начали сомневаться в дистанте вообще как в форме обучения. У многих возникло ощущение, что они находятся на домашнем аресте, а их усилия напрасны и не востребованы. Претензии предъявлялись не только к состоянию интернет-сети, но и к виртуальной подаче материала.
В итоге у бедных молодых людей рушилось представление о смысле жизни и обесценивалась цель получить высшее образование. Впрочем, богатые тоже плачут, поскольку их великовозрастные детки становились социопатами. Главная причина крылась в том, что еще вчера невероятно насыщенная студенческая жизнь вдруг оказалась пустой и однообразной. Единственно, что осталось у среднестатических учащихся университетов — это виртуальные общение и развлечение. Как итог молодежь «ушла» в Сети и оказалась буквально замотанной в интернет-паутине. Теперь молодые люди постоянно общаются друг с другом с помощью различных приложений для смартфонов, что значительно повлияло на их аддиктивное поведение.
Студенты не только массово демонстрируют различные признаки психологического неблагополучия. СМИ во все мире сообщают, что многие из них, оказавшись на дистанте, «подсели» на порносайты, иногда просиживая перед монитором по 11−12 часов в день. Впрочем, это еще не самое страшное. Социологи также заговорили о большой вероятности суицида, поскольку онлайн-обучение замыкает молодых людей на самих себя и ввергает в тяжелую депрессию .
Теперь самое время вернутся к обсуждению доклада «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию». Министр Фальков вынужден был признать: «Полный переход в дистант невозможен, поскольку это ведет к существенному снижению качества образования». Между тем, когда в России в 2020 году вводилась удаленка, Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов заявил решительный протест против навязывания дистанционного обучения под прикрытием коронавируса, поскольку это приведет к деградации российского образования.
Прислушалась бы тогда власть к коммунистам, спасла бы от деградации миллионы наших ребят.