Государственная измена. Преступление, за которое виновные часто расплачивались головами. Или пожизненно заключались в тюремные камеры.
Клеймом изменников в российской истории отмечены князь Андрей Курбский, с потрохами продавшийся полякам; декабристы Пестель, Рылеев, Бестужев-Рюмин, Каховский и Муравьёв-Апостол, планировавшие не только захватить престол, но и перебить всех Романовых; бежавший в Японию в 1937 начальник НКВД на Дальнем Востоке Генрих Люшков (лично пытавший в годы войны советских военнопленных и разработавший план убийства Сталина под кодовым названием «Медведь»); генерал-предатель Андрей Власов, тот самый, которого Гиммлер называл «перебежавшей свиньей и дураком». Из «новеньких» — лётчик-старлей Виктор Беленко, угнавший сверхсекретный МИГ-25 в Японию в 1967 году, и офицер КГБ Олег Гордиевский, переметнувшийся к англичанам и сдавший три десятка работавших под прикрытием коллег. Перечень можно продолжить: аристократы, политики, военные, учёные по разным мотивам переступали черту, отделяющую борьбу за идеалы от предательства.
К этой компании, возможно, присоединится и герой нашего времени — Илья Сачков, миллиардер и совладелец Group-IB, известной фирмы, специализирующейся на расследовании и предотвращении кибератак.
Пока у него статус арестованного по подозрению в госизмене, степень его вины может определить только суд (все-таки живём мы в правовом государстве, поэтому раньше времени ярлыки навешивать не будем). Но разобраться в этой истории попробуем.
Итак, Илья Сачков — весьма и весьма успешный молодой бизнесмен, в 2016 году американский журнал Forbes даже включил его в рейтинг самых перспективных бизнесменов мира моложе 30 лет.
Компанию Group-IB основал в 2003 совместно с Дмитрием Волковым, контрольный пакет акций принадлежит им. Штаб-квартира предприятия находится в Сингапуре, еще один офис — в Амстердаме. Финансовые показатели не раскрываются. При этом среди акционеров числятся инвестиционные фонды Run Capital и Altera Capital.
Group-IB сотрудничала с Интерполом и Европолом, проводила проверку кандидатов на полиграфах и психологические тестирования. По словам Сачкова, компания нередко сталкивалась с тем, что пойманные с ее помощью преступники пытались мстить.
Бизнесмен любил фрондёрствовать: намекал на то, что власти могут создать проблемы для его компании — именно на этот случай у нее есть заграничные офисы. А также заявлял о том, что в России для влияния на компанию могут устраивать проверки и подставы. Учитывая, что 2014 году у Group-IB были внеплановые налоговые проверки, а в 2015 — компанией интересовалась пожарная инспекция, в воображении легко вырисовывался образ притесняемого молодого дарования. При этом он едко принижал своего основного конкурента — Касперского, утверждая, что Group-IB раза в четыре круче, и бравировал тем, что несколько встречался с Путиным…
В интервью журналу Tatler Сачков рассказал о себе то, что лучше бы на белый свет не вытаскивать: в школьные годы он подмешал клофелин своему сверстнику. Пошутить хотел. Вообще-то даже за хранение этого наркотического вещества без рецепта на него, можно схлопотать трёшечку. А школьнику — прямая дорога на учёт куда следует. Но шутник отделался переводом в другую школу. Вывод: либо предприниматель «интересничает», либо у него с детства за спиной имеется «мохнатая рука», вытаскивающая из любых передряг. И это точно не «отец — физик, мать — информационный аналитик в Центробанке», как написано в его биографии.
Не будем подробно останавливаться на становлении бизнеса, этим пусть занимаются те, кому по должности положено. Навскидку — сил и средств для создания имиджа успешного человека было затрачено не меньше, чем на реальную работу.
Но вернёмся к преступлению, в котором Илью Сачкова обвиняют. Подробности его неизвестны — дело сразу засекретили, но причин для ареста может быть несколько.
Первая относится к 2016 году, когда по подозрению в госизмене были арестованы руководитель Центра информационной безопасности (ЦИБ) ФСБ Сергей Михайлов и сотрудник «Лаборатории Касперского» Руслан Стоянов. В СМИ сообщалось, что обвиняемые могли быть причастны к утечке данных об атаках на сервера Демократической партии перед президентскими выборами в США.
Сачков был свидетелем стороны обвинения. И есть вероятность того, что он дал ложные показания, и они ввели следствие в заблуждение. Теперь эта история каким-то образом всплыла.
Второй причиной для ареста могло стать то обстоятельство, что Сачков следил за криптолокерами — вредоносными программами, которые используются для шантажа пользователей. Причем делал он это еще до скандала с SUEX, платформой по обмену криптовалюты, через которую якобы прогонялись деньги криптолокеров, причём немалые. США ввели санкции против этой платформы, и при большом желании можно счесть, что российский предприниматель оказывал содействие стране, не слишком дружественно настроенной по отношению к России. А если еще учесть, что некоторые специалисты убеждены: вредоносные программы можно использовать и как кибер-оружие, то ситуация становится ещё серьёзней.
Так же возможно, что бизнесмен подзабыл аксиому: руку, приносящую еду, не кусают. Group-IB работала не только на частных клиентов, но и на государство. При этом Сачков, например, позволил себе жёстко и пространно критиковать систему электронного голосования. Его компания к разработке не привлекалось, возможно, он в очередной раз метил в конкурентов, но его заявления вполне могли быть расценены как попытка поставить под сомнение результаты выборов. А еще он возмущался назначением главой Ассоциации экспорта технологического суверенитета Андрея Безрукова, «бывшего резидента СВР, выгнанного из США». И вообще подозреваемый отличался говорливостью, не особо выбирая место и время для своих спичей, что могло сыграть с ним злую шутку.
Арест Ильи Сачкова всколыхнул бизнес-сообщество. Вспоминается история Валентина Данилова, физика, бывшего директора теплофизического центра КГТУ, обвинённого в шпионаже в пользу Китая. Этот случай привёл к тому, что многие российские исследователи сократили контакты с зарубежными университетами. По аналогии прецедент с арестом бизнесмена может негативно отразиться на инвестиционном климате.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, однако, уже сделал заявление: арест Ильи Сачкова «не имеет никакого отношения к деловому и инвестиционному климату в нашей стране», поскольку «обвинения не связаны с экономикой, а связаны с госизменой».
Народ в российском сегменте Всемирной паутины (в данном случае одной из названий Интернета название выглядит вполне символичным — с учетом паука, который тихо сидит в уголке и ожидает очередную жертву) тоже безмолвствовать не стал.
Пользователь Роман Лекешев откликнулся частушкой:
«Бабку Фёклу из Тюмени
Обвинили в госизмене.
Разгласила бабка Фёкла:
«Дорожают хлеб и свёкла»".
«Науку будем развивать в шарагах по типу бериевских. Запираем яйцеголового на год, если даёт открытие, то свидание с женой», — пророчествует Богдан Пургин.
Да, кстати: в ФСБ как-то очень вовремя утвердили приказ с перечнем не содержащих гостайну данных, которые передавать за границу запрещено. В нём ни много, ни мало, 60 пунктов. Надо будет изучить на досуге. На всякий случай.