Срок уплаты транспортного, имущественного и земельного налогов предлагают перенести с декабря на сентябрь. С такой инициативой выступило законодательное собрание Владимирской области. Соответствующий законопроект Государственная дума может рассмотреть уже в октябре.
В Пояснительной записке к законопроекту говорится, что установленный сейчас срок уплаты имущественных налогов (не позднее 1 декабря) отрицательно влияет на сбалансированность региональных и местных бюджетов:
«Это приводит к неравномерной наполняемости бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, включая их дорожные фонды, а также к отсутствию в течение года необходимого объема средств для исполнения возложенных полномочий и принятых расходных обязательств», — отмечается в документе.
В связи с этим владимирские парламентарии предлагают перенести срок уплаты имущественных налогов на срок «не позднее 1 сентября».
К.э.н., директор программ Института финансов и устойчивого развития РАНХиГС Олег Филиппов с пониманием относится к предложению региональных властей, однако считает, что вряд ли такая инициатива будет принята, хотя определенная логика в ней есть:
— Под конец года из федерального бюджета выделяются деньги и как раз в ноябре-декабре происходят основные поступления. В августе-сентябре же в бюджетах недостаток средств, поэтому понять региональный, местный бюджеты я могу.
Я боюсь, что изменить (сроки уплаты налогов — Ред.) будет сложно, потому что для населения это будет проблематично. Получается, что налог за год мы начинаем платить чуть ли не в середине года. Это странно.
«СП»: — У нас действительно, как правило, к сентябрю, у многих возникают проблемы с финансами. Не возникнет ли проблема с уплатой просто в силу отсутствия у людей денег, особенно в нынешней сложной экономической ситуации?
— Будут штрафы, пени, поэтому надо постараться, чтобы и одним было удобно, и другим приятно. Иначе будет много жалоб, и эта инициатива просто погибнет.
«СП»: — Какая-то альтернатива возможна? Может разрешить регионам переносить эти деньги на следующий год?
— Может быть, есть смысл делать два платежа или действительно переносить на следующий год. Мне, например, тоже непонятно, почему до 1 декабря граждане должны заплатить? Если средства платятся до 1 декабря, то их перенос достаточно проблематичен, так как это Бюджетный кодекс, где свои сложности.
Мне кажется, что уплата налогов два раза в год — неплохая альтернатива. Половинчатую величину налога легче платить, потому что сразу всю сумму, если у человека значительная недвижимость или автомобиль, сложно. Вторую часть можно было бы перенести, например, до 31 января.
К ужесточению срока на более раннюю уплату налога я отношусь скептически.
Независимый экономист Владислав Жуковский логику чиновников также понимает:
— Партия власти «Единая Россия» всегда находит новые варианты как меньше денег дать и больше забрать, на что и нацелены налоговые реформы и маневры. Это и повышение ставки НДС, и увеличение пенсионного возраста, и отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам, и повышение акцизов на подакцизные товары, в том числе горюче-смазочные материалы, и многое другое. Власть дает четко понять, что ее главная цель — это поглубже залезть в карман населению в целях так называемой финансовой консолидации, иначе говоря — бюджетной устойчивости.
На следующий год уже объявлены корректировки правительства по федеральному бюджету, соответственно с которыми из карманов населения и бизнеса (так называемые не нефтегазовые доходы) будет получено дополнительно больше 1 трлн 650 млрд рублей. Это огромные деньги — это почти 1,5% ВВП либо около 8% федерального бюджета.
Региональные власти понимают тяжелую ситуацию со своими бюджетами. Большинство регионов отдают в федеральный центр (в Москву) от 60 до 70 процентов всех полученных бюджетных доходов, выживать на остающиеся 25−30% крайне тяжело. В большинстве регионов не хватает денег ни на что, кроме как на зарплаты бюджетникам и какие-то минимальные расходы.
В ситуации, когда экономика стагнирует, роста налогооблагаемой базы нет, малый бизнес в загоне и сжимается, реальные доходы населения падают восьмой год подряд (уже снизились на 13%), уровень нищеты стабильно около 18 млн человек, то регионы пытаются с этой, как говорится, полудохлой кобылы что-то получить. Раз не получается увеличить сборы, раньше собрать деньги с населения.
«СП»: — К чему это может привести?
— Ничего хорошего не будет. Население в принципе не устраивает ситуация, а уж платить налоги за три месяца до окончания года… Скорее всего, эта мера не пройдет, власти побоятся создавать такой прецедент. Но сигнал очень понятный.
Больше 40% российских регионов хронически убыточны и дотационны. В условиях, когда нет нормальной стратегии развития экономики, промышленности, технической политики, провалены майские указы, нацпроекты и народные программы, попытка просто перенести дату уплаты налога с декабря на сентябрь — это отчаянная мера.
«СП»: — Тем не менее, законопроект внесен в Госдуму, и она его планирует рассмотреть. Не приведет ли положительное решение к социальной напряженности, учитывая то, что как раз летом люди много тратят на отдых, на подготовку детей в школу? Денег просто физически у многих нет, а тут еще налоги.
— Напряженность будет нарастать. В августе-сентябре родители собирают детей в школу, лишних денег нет. Для большинства российских семей подготовка в школу — большой стресс и удар по финансам. Все стоит очень дорого. По разным оценкам, сборы ребенка в школу обходятся не в 12−15 тысяч рублей, как нам рассказывают, а реально в 30−40 тысяч.
Статистика говорит, что у нас каждая вторая многодетная семья находится за чертой бедности, члены семьи живут на доходы ниже прожиточного минимума, 24% детей в России находятся за чертой бедности. По социологически опросам, 40% россиян сталкиваются с проблемами даже при покупке банальной одежды и обуви.
Залезть в карман населению в традиционный период летних отпусков, в августе, когда большие расходы на отдых и на подготовку в школу, повесить в это время на домашние хозяйства еще и уплату налогов — это может вызвать серьезный социальный протест, негодование.
«СП»: — Что-то можно сделать, чтобы и регионам было удобно, и гражданам?
— В условиях падения доходов населения, когда реальные доходы ниже уровня 2009 года, пытаться «хоть шерсти клок содрать с этой и без того тощей овцы» это смысла не дает. Пока на федеральном уровне не будет разработана нормальная стратегия развития экономики и пока в регионах не будут оставлять не 25−30%, а хотя бы половину, о каком развитии регионов можно говорить?
У нас сейчас большинство регионов живет впроголодь, а федеральный центр купается в деньгах. За первые 8 месяцев текущего года у нас профицитный бюджет почти на триллион рублей, валютные резервы почти 600 млрд долларов. Денег так много, что не знают куда девать.
Надо развивать экономику, промышленность, сельское хозяйство, малый бизнес.