Главврач больницы № 40 в Коммунарке Денис Проценко, один из российских авторитетов по борьбе с пандемией, в интервью телеканалу «Россия 1» заявил, что развитие ситуации с коронавирусом в нашей стране идёт не по тому сценарию, как это ожидалось. Хуже того, по его словам, «ковид все прогнозы обманывает».
Тревожное на самом деле признание, тем более что статистика с каждым днем все страшнее и страшнее. Согласно информации оперативного штаба, стремительно растет не только число заразившихся коронавирусом, но и умерших от ковида. Так, по данным на 5 октября известно, что за прошедшие сутки болезнь забрала жизни у 895 россиян.
В свою очередь власти все громче говорят о низких темпах вакцинации, как о триггере высокой смертности от ковида. Типа, народ сам виноват. В частности, губернатор Псковской области Михаил Ведерников, комментируя ситуацию с прививками, считает, что «в таких условиях бороться с вирусом можно только дисциплиной и ограничениями». По его словам, 2 октября первую прививку от коронавируса сделали лишь 162 жителя региона, где проживает 620 тысяч человек.
В Кремле тоже говорят о недостаточном уровне вакцинации россиян от коронавируса. 30 сентября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сделал расплывчатое заявление: «Некоторые граждане по-прежнему до сих пор не приняли решение сделать прививку. Это плохо. Наверное, нам нужно более активно продолжать разъяснять, что единственное, что спасает жизнь, — это прививка. Наверное, нужно более активно это делать».
И что? Люди послушались Дмитрия Сергеевича и побежали в пункты вакцинации? А что мешало властям раньше «более активно продолжать разъяснять, что единственное, что спасает жизнь, — это прививка». Есть вполне правдоподобная версия, почему так произошло! Кремль был предельно мягок в предвыборной кампании, в ходе которой «Единая Россия» якобы испугалась взять на себя ответственность за непопулярные меры добровольно-принудительной вакцинации.
Если раньше медицинским сообществом считалось, что для достижения коллективного иммунитета нужно привиться 60% населения, то сейчас говорят уже о 80%. Применительно к России это означает цифру менее 115 млн человек, тогда как, по данным Роспотребнадзора, на 30 сентября только 50 млн граждан прошли вакцинацию от коронавируса — то есть, чуть больше трети.
ВОЗ считает, что речь идет о широко распространенном синдроме под названием «нерешительность в отношении вакцины». Это означает, что очень многие не привьются даже вопреки здравому смыслу и широкой пропагандистской кампании. У таких людей в сознании сформировался красный сигнал «стоп». И какие бы аргументы не приводили медицинские авторитеты и чиновники общественного здравоохранения, переубедить антиваксников не получится.
Что любопытно: в либеральной Европе группа ученых-философов и юристов даже представила парламентам своих стран доклад, в котором предлагается ввести обязательную вакцинацию. Главный довод звучит так: «Если принудительное медицинское лечение в соответствии с законом о психическом здоровье в целях личной и общественной защиты совместимо с законодательством о правах человека, то можно утверждать, что обязательная вакцинация также является правомерной в соответствии с аргументом о равенстве психического здоровья».
Западные власти поступили иначе, сделав упор на так называемую добровольно-принудительную вакцинацию. Например, такая схема действует достаточно жестко в Израиле, чей опыт борьбы с пандемией изучается во многих странах. В еврейском государстве введены так называемые «зеленые пропуска» (ковид-паспорта), без которых невозможно попасть на работу или на общественные площадки.
Министерство здравоохранения Израиля подчеркнуло, что цель «зеленого пропуска» является эпидемиологической и предназначена для предотвращения распространения инфекций. Определены лица, имеющие право на получение ковид-паспорта. Это граждане, вакцинированные тремя дозами вакцины, по крайней мере, через неделю после третьего укола, а также те, кто получил две дозы вакцины не позднее чем за полгода. В список входят и переболевшие ковидом, но по утвержденным правилам.
Статистика в Израиле такова: за прошедшую неделю в 10-миллионном еврейском государстве от ковида умерло 95 человек. Если в РФ были бы такие пропорции, то в сутки у нас умерло бы от коронавирусной инфекции порядка 190 человек. Но, скорее всего, в разы меньше, с учетом того, что средняя продолжительность жизни на «земле обетованной» составляет 80,3 года, а в матушке России — 73 года. Как-никак, эта зараза чаще всего забирает старых и хронически больных.
В целом государства с высоким уровнем вакцинации уже заявляют о свете в конце тоннеля. Так, в Соединенных Штатах число госпитализаций сократилось на 14% за прошедшие две недели — со 101 тысячи до 87 тысяч, согласно данным Министерства здравоохранения и социальных служб США. Это связано с тем, что по крайней мере 76,5% взрослых американцев получили хотя бы одну дозу вакцины, хотя Белый дом ставит цель 80−85%.
С учетом того, что дельта-штамм в разы заразнее так называемой уханьской «короны», эксперты в области общественного здравоохранения предполагают сильнейший всплеск инфицированных этой зимой в странах с низким уровнем вакцинации, к которым относится и Россия.
Если мрачные прогнозы сбудутся, то властям придется реагировать предельно жестко, загоняя непривитый народ чуть ли не палками в пункты вакцинации. Между тем, как раз в холодное время года наиболее вероятнее подхватить заразу. Не исключено, что мы столкнемся (хотелось бы ошибаться) с еще более тяжелой ситуацией с госпитализациями и качеством лечения, чем год назад, когда распространение заразы сдерживал локдаун.
Поэтому также нельзя исключить, что Кремль пойдет на обязаловку, несмотря на ранее сделанные заявления о добровольном характере вакцинации. Здесь можно вспомнить, как президент Путин лично давал обещания не поднимать пенсионный возраст, но потом с легкостью забрал свои слова обратно. Разница лишь в том, что на этот раз у Путина и впрямь не будет другого выхода, чтобы избежать коронавирусного апокалипсиса.
Проблема, однако, кроется в другом. Запад худо-бедно смог принудить своих граждан уколоться, хотя в той же Европе в соответствии с ст. 8 Европейской конвенции о правах человека обязательная вакцинация запрещена. ЕСПЧ уже дал комментарий, что нельзя применять закон о принудительном лечении психбольных к гражданам в душевном здравии, если они сомневаются в безопасности вакцин. Значит, если начнется обязаловка, из Вашингтона и Брюсселя начнут лить грязь на Москву — мол, Кремль устраивает для людей медицинский концлагерь.
Хотя, скорее всего, все останется как есть: статистика будет ухудшаться, а наверху будут придерживаться нынешней практики борьбы с пандемией, вводя руками губернаторов ограничительные полумеры. Типа, другие страны не вводят локдаун, чем мы хуже. Да, мы не хуже, просто наша власть не смогла обеспечить нормальные темпы вакцинации хотя бы потому, что у нее нет народного авторитета.