Граждан, желающих приобрести оружие, будут перед покупкой «ствола» проверять в МВД и ФСБ. Соответствующие поправки в законодательство подготовила Росгвардия. По замыслу авторов инициативы, это поможет предотвратить попадание оружия в руки членов организованных преступных групп, в том числе — экстремистов и террористов. При этом из проверок исключат силовиков и госслужащих
То, что оборот оружия нужно контролировать — прописная истина. Очень многие убеждены, что оружия на руках у частных лиц быть не должно вообще. Никакого. Даже охотничьих ружей. И их позиция заслуживает уважения. Равно как и обстоятельства тех, для кого охота — возможность прокормить семью (обитателям элитных столичных кварталов этого не понять). Или тех, кому оружие дает возможность защитить себя и своих близких.
Ситуации-то разные бывают. В мегаполисе, напичканном видеокамерами и полицейскими патрулями, человек чувствует себя вполне защищенным. Да и вероятность по дороге на работу столкнуться нос к носу с голодным медведем или парочкой волков равна нулю. Но в нашей стране есть районы, где до участкового можно добраться только на вертолёте или на собачьей упряжке, если керосина нет (такое, кстати, случается нередко). Там оружие остановит и хищника, и бандита.
И еще нельзя забывать о том, что в случае, если ужесточение закона «Об оружии» приведёт к снижению спроса на него, многие люди просто-напросто останутся без работы. В краткосрочной перспективе будет сокращено 9000 рабочих мест (дальше — больше), ну а казна недосчитается 5 миллиардов в год — предупреждают оружейники.
В общем, подходить к запретам и ограничениям нужно с умом. Особенно на фоне того, что в июне президент Путин уже подписал поправки, которые расширили основания для отказа в выдаче лицензий на приобретение оружия. Также был повышен возраст приобретения охотничьего и огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны с 18 до 21 года.
Будет ли толк от закручивания гаек?
Сергей Гончаров, президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», президент Российского союза предприятий безопасности, считает, что здравый смысл в этом предложении есть:
— Если есть подозрения, что человек, уже получивший разрешение на оружие, неправильно его хранит, или его поведение представляет угрозу для общества (участковый должен об этом знать), то оружие у него будет изъято на законных основаниях. Точно также, человек, склонный к проявлениям агрессии, разрешения не получит вообще. Но вот в то, что новые меры помогут предотвратить попадание оружия в руки преступников, я не верю.
«СП»: — Может быть, достаточно ужесточить правила прохождения медкомиссии, чтобы лиц, склонных к асоциальному поведению, выявлял психиатр?
— К сожалению, в нашей стране ситуация с коррупцией настолько запущена, что никакие меры сейчас эту ситуацию не исправят. До тех пор, пока человек за деньги будет делать себе любые справки, никакие ужесточения не спасут. Нужно убирать коррупционную составляющую, которая позволят психам получать эти справки.
«СП»: Какие условия нужно создать, чтобы граждане добровольно отказывались от приобретения оружия, считая его ненужным?
— Во времена Советского Союза, про, которые сейчас многие говорят, что тогда всё было очень плохо, человек получал право приобрести оружие только в том случае, если состоял в «Обществе охотников». И Общество гарантировало, что оружие попадает к человеку, который действительно будет заниматься охотой.
Но если человек живёт в городе и приобретает оружие для самообороны, я хочу спросить, от кого он собирается обороняться? К тому же наш закон о самообороне написан так своеобразно, что трактовать его можно очень уж широко. Помните, был случай, когда девушка ранила таксиста, который пытался ее изнасиловать? Она срок получила! До тех пор, пока у нас будет бардак с законами, будет происходить то, о чём мы с вами говорим.
Социолог Лев Гудков, директор «Левада-Центра»*, тоже сомневается в том, что новые проверки оставят ОПГ и террористов без оружия. Потому как они редко обращаются за разрешением на него:
— Есть нелегальные каналы торговли оружием. Скажем, оружие поставляется из «горячих точек». Эти дополнительные проверки — показуха чистой воды. На реальном положении дел это никак не скажется. Нужно перекрывать нелегальные каналы, контролировать источники распространения оружия, а не перепроверять тех, у кого оно уже есть.
Есть и еще один аспект у новых поправок. Изменения предлагается внести в Федеральный закон об оружии, но поскольку для проведения проверок МВД и ФСБ нужны новые полномочия. Это значит, что придётся вносить изменения в Федеральные законы «О полиции» и «О федеральной службе безопасности». А это уже может затронуть интересы не только владельцев оружия, но и многих других граждан.
К слову, Совет по правам человека еще в мае этого года предлагал перед выдачей разрешения на оружие детально изучать биографию каждого кандидата, и обязать всех, желающих приобрести оружие проходить специально разработанный тест, который должен показать, способен ли человек на убийство. Но тогда это предложение поддержки не нашло.
* АНО «Аналитический Центр Юрия Левады» Минюстом РФ внесена в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.