Российский миллиардер, глава компании Becar Asset Management и гильдии управляющих и девелоперов Александр Шарапов предложил способ выживания на пенсии. По его мнению, для этого надо приобрести однокомнатную квартиру и сдавать ее в аренду.
Пенсии в России невелики, накопить на безбедную старость сложно, а «пенсионная однушка», по разумению бизнесмена, поможет обеспечить достойную старость.
«Этот инструмент популярен, скажем, в Китае, Индии, Бразилии, где слабо развиты и фондовые рынки, и страхование жизни, — всё то же самое: квартира покупается для того, чтобы накопить и как-то обеспечить себе старость», — заявил он в интервью изданию БН.ru.
Ну, а тем, кто купил уже пять «однушек», миллиардер советует задуматься о стрит-ретейле и покупке офисных площадей.
Идея хорошая, осталось понять, где найти деньги хотя бы на одну «пенсионную однушку», учитывая то, что большинство россиян живут от зарплаты до зарплаты. Если в мегаполисах, где зарплаты выше, а возможности больше, еще есть какие-то шансы обрести заветную «лишнюю» жилплощадь, то в большинстве регионов такая идея, наверняка, вызовет недоумение.
По данным исследования ВШЭ, 69% опрошенных россиян испытывают материальные трудности, при этом 39% респондентов утверждают, что «общий месячный доход семьи позволяет им удовлетворять основные потребности с трудом или с большим трудом», сообщает ТАСС.
Исходя из этого, покупка «пенсионной однушки» превращается в один большой вопрос, особенно для тех, у кого пенсия не за горами.
— Этот олигарх сам будет покупать «однушки» пенсионерам? — озадачился независимый экономист Владислав Жуковский. — Это лишний раз показывает, насколько представители крупного бизнеса, так называемые олигархи, львиная доля которых поднялась либо на залоговых аукционах, либо на ваучерной приватизации, либо на близости к бюджетным ресурсам
Чтобы купить «однушку», потребуется сумма от полутора до 5−6 миллионов в зависимости от региона. Каким образом пенсионер, который живет в жилье, построенном еще в советские времена, должен найти деньги на приобретение той же «однушки», чтобы сдавать ее в аренду и получать в зависимости от региона от 10 до 30 тысяч рублей?
Если российские олигархи готовы скинуться и купить 35 миллионам россиян, которые уже находятся на пенсии и паре десятков миллионов россиян, которым 5−10 лет до пенсии, «однушки», то могут это сделать, думаю, им вполне хватит денег.
Не случайно же только с начала года благосостояние богатейших 27 россиян выросло на 65 млрд. долларов, а это больше 4,5 трлн. рублей. Их активы превысили 420 млрд. долларов. Это больше, чем годовой федеральный бюджет страны. Могут скинуться и помочь решить пенсионную проблему.
Власть решает проблему низких пенсий, повышая пенсионный возраст на пять лет, бессрочно замораживая, то есть конфискуя, с 2014 года пенсионные накопления, отказывая с 2015 года в индексации пенсии работающим пенсионерам. Платя эти абсолютно нищенские пенсии, на которые нельзя выжить, людей вынуждают работать, чтоб хоть как-то прокормить себя, платить коммуналку, купить лекарства.
Такие бредовые идеи (как например, «пенсионная однушка» — ред.) периодически всплывают. Ради хайпа, ради привлечения внимания, чтобы не обсуждать серьезные проблемы.
«СП»: — Насколько серьёзна, на ваш взгляд, пенсионная проблема?
— В России пенсия — синоним бедности и даже нищеты, социальной депривации. Даже официальные данные Росстата показывают, что у нас восьмой месяц подряд, с учетом инфляции, падает размер так называемой реальной пенсии.
То есть в номинальном выражении пенсии якобы растет на 5−6%, а с учетом того, что официальная инфляция у нас выше 8,15%, и это в два раза больше, чем прогнозы правительства и Центробанка в начале года и чем то, что было заложено в бюджет, получается, что пенсионеры все беднее и беднее даже с учетом официальной инфляции.
Я напомню, что продукты питания официально подорожали на 10,2%, а в действительности — на 30−50%. Некоторые продукты, в том числе по данным Росстата, подорожали на 80−100%! В их числе капуста, картофель, в полтора раза выросли цены на морковку, огурцы, помидоры, поэтому на пенсию сегодня можно купить меньше продуктов, чем два года назад.
Власти не хотят обсуждать темы повышения прожиточного минимума до 25−30 тысяч рублей, повышения пенсии хотя бы до физиологического минимума, который уже много раз просчитан Академией наук (Институтом социологии, Институтом экономики и другими), чтобы не обсуждать, где взять деньги, каким образом профинансировать.
Может, ввести прогрессивную шкалу подоходного налога для богатых и сверхбогаты до 35−50%, освободить самых бедных от его уплаты. Может, как-то бороться с вывозом капитала из страны, потому что ежегодно это 60−70 млрд. долларов официально, а «серого» вывоза больше 10 трлн. рублей. Почти 10% ВВП выводится из страны под видом так называемой внешнеэкономической деятельности.
Может, надо повысит налоги на дивиденды, которые уплачивает крупный бизнес, а они рекордные. Таких дивидендов как в этом году, в России никогда не было. Пока народ беднеет — восьмой год падают реально располагаемые доходы — в то же время корпоративные прибыли выросли в четыре раза в этом году и рекордный объем дивидендных выплат. Эти дивиденды не идут на рабочие места, на реальные инвестиции, на решение социальных проблем, медицину, образование.
Они идут на покупку новых суперяхт за 500 млн. долларов и даже под миллиард, покупку элитной недвижимости, скупку недвижимости в Майями, Монте-Карло, Лондоне, на Антибах.
С пенсиями проблем много, поэтому олигархи и выходят периодически с идеей, что россияне должны сами себя обеспечивать. В стране, в которой огромная пропасть между богатыми и бедными, где богатство долларовых миллиардеров превышает 45% от ВВП, а например, в Китае этот показатель около 15%, в США ниже 20%, нам говорят — спасайте себя сами, на зарплату в 35−40 тысяч накормите семью, соберите детей в школу, оплатите их обучение, медицину и еще квартиру купите, а потом сдавайте и выживайте. Мне кажется, это социальный дарвинизм.
«СП»: — Нам власти говорят о профицитном бюджете. Почему же власти не хотят рассмотреть возможность за счет этого поднять пенсии до нормального уровня, чтобы старики не голодали?
— У нас действительно огромный профицит бюджета. По итогу января-октября превышение доходов над расходами более 2 трлн. 100 млрд рублей. Международные валютные резервы за последние месяцы выросли более чем на 30 млрд. долларов и уже превышают 628 млрд. долларов.
Экономика в депрессивном состоянии, доходы населения падают, но при этом валютные резервы на историческом максимуме, к тому же только официальный вывоз капитала за последние 12 лет превысил 930 млрд. долларов.
Сейчас лежат «мертвым грузом» почти 14 трлн. рублей Фонда национального благосостояния, который изначально создавался (по федеральному закону и Бюджетному кодексу), чтобы обеспечивать повышение уровня жизни пенсионеров и гарантировать их пенсионные права. Власть была вынуждена внести поправки, что надо достигнуть не 7, а 10% от ВВП, чтобы этими деньгами делиться, но уже и 10% почти достигли, а деньги все равно давать не хотят.
Когда фракция КПРФ внесла законопроект, чтобы два трлн. профицита направить на социальные выплаты, власть заявила, что это нарушает макроэкономическую стабильность, разбалансирует финансовую систему, что люди деньги проедят.
Это доктрина из той же серии — «денег нет, но вы держитесь», «мы не просили ваших родителей вас рожать», легендарные саратовские «макарошки». То есть люди купят еду, одежду и будет скачок цен. Проедят.
«СП»: — Что значит «проедят»!? Люди должны есть, чтобы выживать. Это физиология!
— Вы говорите страшные вещи, за которые меня все время критикуют. Министр финансов Антон Силуанов, выступавший в Госдуме, очень не любил вопрос, который вы задаете.
Власть не считает, что потребление — это двигатель экономического роста.
«СП»: — Но насколько все-таки профицит может позволить поднять пенсии хотя бы до 25 тысяч?
— 2 трлн. — это практически больше 25% Пенсионного фонда. Можно заложить в следующем году повышение на более высокий уровень пенсий — не на 6−7%, а на 15−20%. Это можно делать частями, повышая раз в 2−3 месяца.