Налоговые поступления в федеральный бюджет по итогам 2021 года увеличатся на 7 трлн. рублей по сравнению с прошлым годом. Об этом сообщил глава ФНС Даниил Егоров на встрече с Владимиром Путиным.
По словам Егорова, по итогам 10 месяцев текущего года поступления составили 23 трлн. рублей (рост за год на 37%). Если сравнивать с допандемийным 2019 годом, то сборы выросли на 23%. По итогам же 2021 года поступления и вовсе составят 28 трлн. рублей при расходах бюджета в 21,5 трлн. рублей.
Вот только что получат с этого россияне?
В 2019 году (до пандемии) бюджетный трансфер в ПФР, составлял 3,3 трлн. рублей. Причем, на выплату страховых пенсий из этой суммы пошло 1,9 трлн. рублей. Экономия же от повышения пенсионного возраста исчислялась мизерными десятками миллиардов рублей.
Это значит, что 7 трлн. рублей дополнительных доходов в год (даже с учетом того, что эта цифра может впредь колебаться) на порядок превышают суммы, необходимые для финансирования пенсий по старым дореформенным правилам. Повышение пенсионного возраста можно отменять.
Есть, однако, сомнения в том, что власти пойдут на это. Похоже, повышение пенсионного возраста имело не столько финансовую, сколько идеологическую причину. Солидарную ответственность поколений, по рекомендации МВФ, российские власти решили оставить в прошлом.
Сознание россиян уже адаптировалось к новой реальности. Согласно опросу, лишь 24% россиян рассчитывают на государственную пенсию. Еще 4% — на выплаты НПФ. Остальные смирились, что пенсии у них не будет.
Правда, продрастает новое поколение, и оно будет наверняка не только ставить острые вопросы, но и требовать на них ответа.
Тут меня на днях школьница спросила: если по телевизору все время говорят, что в стране денег много, то почему бабушки копейки считают… Что было ответить? Обращайся к «дяде Вове»?
Шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв уверен, что на пенсионеров государство может изыскать средства даже при обычном уровне сбора налогов.
— За нынешний год «увеличение» налоговых поступлений представляет собой не рост, а лишь быстрое восстановление суммы собранных налогов. Так что резкая «прибавка» в налоговой подпитке казны скорее иллюзия и вызвана она хорошо известным эффектом низкой базы аномального 2020 года.
Ведь на пике кризиса и доходы бизнеса, а значит, и налоговые сборы, в первый год пандемии сократились. Налоговые платежи для бизнеса были тогда не прощены, но частично или полностью отложены на потом, а уплачивать эти налоги предприниматели начали как раз с весны 2021 года. Отсюда и такие результаты: дополнительные триллионы рублей, которые недобрали в прошлом году.
Больше всего отложенных налоговых платежей пришлось, разумеется, на малый бизнес и на сферу услуг. В остальной части налоговых поступлений из внутренних сегментов российской экономики не менее 1,5 трлн. рублей составляет инфляционная накачка, поскольку по мере быстрого подъема внутренних цен все предприятия становятся формально «богаче».
С более широкой денежной массы выручки выходят выше и налоги. Но покупательная способность этих 28 трлн. рублей, которые будут собраны по итогам 2021 года, окажется заметно ниже, и ценность от инвестирования этих денег в социальную сферу или инфраструктурные, технологические нацпроекты будет соответствовать в лучшем случае 25 трлн. «старых» допандемийных рублей.
Собранного рекордного урожая налогов с трудом хватит даже на поддержание прежнего уровня бюджетных расходов и на заявленное уже на уровне президента повышение социальных выплат. Меры не могут поспеть за продуктовой инфляцией, ростом ЖКХ и расходов на транспорт.
«СП»: — Получается, на отмену пенсионной реформы в связи с «рекордными» сборами ФНС рассчитывать не приходится?
— В то же время, с учетом и уже собранных налогов, и планируемого на 2022−2023 годы бюджетного профицита почти в 2 трлн. рублей, была бы вовсе не так чувствительна и сумма порядка 500 млрд. рублей в год, которой было бы достаточно если уж не для полной отмены, то хотя бы для приостановки, заморозки пенсионной реформы на ближайшие 3−5 лет.
На фоне ограничений из-за пандемии эти годы будут особенно тяжелы для людей предпенсионного возраста. Тем более что большинство ограничений вроде принудительной «самоизоляции» распространяются как бы «по старой памяти» на людей в возрасте с 60, а не с 65 лет. А это начисто лишает многих пожилых людей возможностей заработка или же подработки.
Перераспределить менее двух процентов от всех налоговых поступлений или около четверти от запланированных ненужных государству профицитов в пользу ПФР ради повышения пенсий действующим пенсионерам и с целью хотя бы временного возврата к прежнему возрасту выхода на пенсию, было бы жизненно важным, справедливым и не слишком накладным для казны решением.
По мнению экономиста Андрея Песоцкого, в условиях пандемии нужно приоритетно финансировать здравоохранение.
— Михаил Мишустин в прошлом был налоговиком, поэтому нет ничего удивительного в том, что собираемость налогов будет увеличиваться — причем прибавка солидная. Вторая компетенция Мишустина — цифровизация. Это значит, что в цифровую эпоху фискальная политика будет еще более продвинутой — государство будет делать так, чтобы бизнесу было максимально тяжело уходить от налогов.
«СП»: — ФНС заявляет, что соберет в этом году 7 трлн. рублей…
— Проблема в том, на что пойдут эти налоги. Здесь есть спорные моменты. Непостижимым образом расходы на медицину в 2022 году снизятся на 9% и составят 1,2 трлн. рублей. И это в период нескончаемой пандемии! Если налоги собираются лучше прежнего, и даже в период спада активности бизнеса, проблем со сборами средств нет, то хорошо бы направить эти дополнительные средства на развитие медицины, которая на исходе сил борется за здоровье граждан в условиях коронавируса. Можно пересмотреть курс на «оптимизацию» здравоохранения, но нет — такая задача не ставится.
Зато увеличатся вложения в ФНБ. Государство как бы боится тратить деньги на социальные нужды, предпочитая откладывать на некие непредвиденные события. Как будто бы они уже не наступили, и страну не захлестнула сверхсмертность в несколько сотен тысяч в год. «Копят деньги, как бабка на похороны» — метко охарактеризовали такую политику критики. Сложно с ними спорить.
В свою очередь член комитета по бюджету и налогам Госдумы VI созыва Вера Ганзя беспокоится, что собирая рекордные налоги, ФНС может обескровить бизнес.
— Прогноз доходов бюджета не всегда бывает точным из-за разного рода форс-мажорных обстоятельств. Этим у нас занимается Минэкономразвития. Расходы же спрогнозировать гораздо проще. Всегда ясно сколько надо денег на решение той или иной проблемы. А ФНС показывает, сколько удалось собрать в казну доходов по факту.
Сегодня технические возможности позволяют отследить движение средств в любой структуре вплоть до каждой транзакции. В финансовой сфере наводится порядок. И это правильно. Налоги должны платить все или строго отвечать за неуплату. Хотя по-прежнему есть структуры, которые умеют обнулять свои налоговые задолженности и начинать работу с чистого листа.
«СП»: — Вынужденно или по злому умыслу?
— Камень преткновения в том, что налоговое давление на бизнес, особенно малый и средний, достаточно серьезное. Налоги не снижаются, а растут. И это несмотря на пандемию и крайне не благоприятную экономическую ситуацию. Особенно скверно, что расплодилось множество проверяющих организаций, которых бизнесу тоже приходится «кормить». Как от них спрятаться?
Налоговое бремя надо пересматривать. Нужен избирательный подход по отраслям. И обязательно нужно оставлять оборотные средства на собственное развитие предприятию. В противном случае налоги его засушат, добьют, оно закроется, а потом начнет заново. И эта спираль никогда не заканчивается. Если предприятие исправно платит налоги, должны быть какие-то преференции.
Выдавливать налоги мы научились, а создать такую налоговую систему, которая не душила бы бизнес — не умеем. Руководство, в том числе ФНС, живет одним днем. Сегодня надо выжать налоги любой ценой. А то, что предприятие, заплатив этот налог, потом грохнется — никому не интересно. Им нужно получить деньги здесь и сейчас. Это крайне вредный подход.
«СП»: — Только порадовались рекордному увеличению сборов…
— Кроме того, вместе с ростом цен растет НДС. Сейчас НДС — второй налог, пополняющий нашу казну, после нефтяных доходов. А берется он из карманов потребителей. Все участники цепочки получают возмещение, а крайний — простой россиянин. Это непорядочно со стороны государства, когда в стране нищенские пенсии и зарплаты. МРОТ подняли, но она же не обеспечивает выживание.