«Отечественная Ковидная» в самом разгаре, но мудрые люди уже глядят в грядущее. Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко, намедни обратившись с приветствием к участникам XIV научно-практической конференции «Медицина и качество-2021», так и сказал: «И хотя вопросы оказания помощи при новой коронавирусной инфекции все еще стоят на первом месте, необходимо смотреть и в будущее, двигаться вперед для достижения национальных целей — сохранения населения, здоровья и благополучия людей». Зафиксируем министра: «сохранение, здоровье, благополучие».
А тут и годовщина подкралась незаметно — в декабре прошлого 2020 года президент РФ Владимир Путин поручил кабинету министров «увеличить в период с 2021 по 2023 годы объемы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медпомощи российским гражданам». Запомним президентское слово «высокотехнологичной», кто не понял — это с применением высоких технологий для лечения сложных заболеваний.
Не поверите — однако SARS-CoV-2 напасти на человечество не исчерпываются, и хотя среди грохота Ковидных сражений, вроде «неудобно» напоминать о существовании «других окопов», тем не менее, всякие «ишемии с онкологиями» ударной вакцинацией не одолеть. Вот есть, например, такая хворь, как диабет. Не мгновенно-ужасная, зато накопительно-коварная с «отложенным эффектом» осложнений.
Вроде «диабетической ретинопатии» (поражение сетчатки глаз с дальнейшей слепотой) или «диабетической стопы» (с дальнейшей ампутацией). Не станем уж пугать «диабетической нефропатией"(почки). Умолчим и про смертные цифры - и без них, «закошмаривания» с лихвой.
По Росстату на территории Российской Федерации официально зарегистрировано более 5 миллионов пациентов с сахарным диабетом, впрочем, по данным НМИЦ эндокринологии, реальная цифра существенно отличается — свыше 10 миллионов человек. Большинство — трудоспособного возраста. Внимание, тут сделаем очередной акцент, ибо диагностированный диабет сам по себе ещё не повод «списывать» на инвалидность.
Вопреки первому впечатлению, данная статья не про медицину и даже не про экономику, она — на логику и здравый смысл. Лишь только у больных диабетом вскрываются осложнения, специалисты-эндокринологи рекомендуют устанавливать инсулиновые помпы, позволяющие избегать резких колебаний сахара в крови, вызывающие те самые осложнения. Добиться того же эффекта «подручными средствами» — самостоятельным введением инсулина шприц-ручками — увы! Иначе не понадобилось бы ничего изобретать.
«Импортозамещение» здесь пока исключительно на словах, хотя отечественные разработки имеются, никто не торопится их регистрировать и внедрять, это вам не «Спутник». Понятно, что снабдить каждого страждущего по полюсу ОМС — читай бесплатно — утопия в нынешних условиях. Но речь совсем не про «всех», а о тех, кому помпу всё-таки установили по «медицинским показателям» (читай — «начались осложнения»). Она и есть «высокотехнологическая помощь», увеличение которой Путин поручил кабинету министров.
А правительство вообще, с министерством здравоохранения в частности — утвердили «Номенклатуру медицинских услуг» (№ 804н), по которой «услуга по обеспечению расходными материалами к инсулиновой помпе не предусмотрена». Без так называемых, расходников (инфузионных наборов с заменой раз в три дня, картриджей с заменой еженедельно) помпа — кусок пластмассы. Метафорически выражаясь — автомобиль без колёс. В добрый путь! Знаете, в какую цену обойдутся «детали» больному диабетом? От 8 до 12 тысяч рублей ЕЖЕМЕСЯЧНО, что и для Москвы-то ощутимо, а какая средняя зарплата там, в регионах?
Бесплатное снабжение по «месту прикрепления» предусматривается несовершеннолетним детям и лицам, «имеющим группу». Поэтому в «своих» поликлиниках диабетики с помпами слышат: «без инвалидности ничем не можем помочь, у нас инструкция». (В Москве, например, это «Постановление правительства Москвы № 503-ПП» за подписью С. Собянина). Почти как в известном анекдоте с правоохранителями: «убьют, тогда и обращайтесь».
Парадоксальная ситуация: государство несёт расходы на высокотехнологические устройства, чтобы граждане с диабетом не превращались в «ограниченных». Помянем Мурашко: «сохранение населения, здоровье, благополучие». По факту - граждане лишены возможности получить полноценную помощь до тех пор, пока … не попадут в «группы» инвалидов.
После чего государство и «расходные материалы» им даст, и вдобавок пенсию начнёт платить. Сэкономить тут и переплатить потом — умно! О «неудобстве» ослепших с ампутированными — промолчим, хотя они могли бы ещё поработать, если рассуждать цинично-экономично.
Понятно, что «денег нет, но вы держитесь». Не станем уж интересоваться, во что обойдётся какая-нибудь модная QR-программа в масштабах России, к примеру. Заострим и обострим до предела в нашем «узком» сегменте: а зачем в принципе инсулиновые помпы не инвалидам? Да к тому же в социально неблагополучных регионах? Чтоб, диабетик, получивший сей дорогостоящий приборчик, купленный за валюту, сразу закинул помпу на дальнюю полочку, ибо «внезапные» 10 тысяч рублей его личный бюджет, ну ни как не вытянет?
Таким образом, сократить «ненужные затраты» в самом начале «вспомогательной» цепочки, оптимизировав расходную часть казны, хотя Старший и повелел «увеличить объемы оказания высокотехнологичной медпомощи». Впервой что ли? Вон знаменитые «майские указы» тоже для чего-то издавались…
Но самое забавное — в июне прошлого года Верховный суд РФ ОПРЕДЕЛИЛ (№ 58-КГ20−1), основываясь на Конституции РФ и части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: если пациента бесплатно, в рамках госгарантий оказания медпомощи, снабдили инсулиновой помпой, то и расходники к этой помпе тоже надо предоставлять бесплатно. Конечно, у нас «не прецедентное право», Определение вынесено в рамках конкретного дела, конкретному истцу, тем не менее — «коллизия». Кто кого — слон кита, или чиновные — судебных?
На сей раз вопрошаем не в пустоту, ибо депутат Государственной Думы Михаил Делягин берётся адресовать вопросы, донести их до соответствующих «профилей» депутатскими запросами, а может и потревожить саму Татьяну Голикову, заявившую в октябре 2020 года:
«В период распространения коронавирусной инфекции пациентам с диабетом особенно важно соблюдать общие правила профилактики. А при первых симптомах простуды необходим более частый мониторинг уровня глюкозы в крови и своевременная коррекция сахароснижающей терапии с назначением инсулина».
Как со «СВОЕВРЕМЕННОЙ КОРРЕКЦИЕЙ» у диабетиков сложится в дальнейшем — туман полный, зато остаётся шанс, хотя бы государственную логику прояснить. А, вдруг и запятая отыщется в «снабдить нельзя откладывать».
P.S. Понимаем — проблемы не только у больных диабетом, ситуация со здравоохранением в РФ — гигантско-аховая, когда все силы «ушли» (в смысле — услали) на «Отечественно-ковидную». Редакция СП обязуется поднимать и другие «немодные вопросы».