Весной 2018 года главный строитель Крымского моста питерский миллиардер Аркадий Ротенберг сидел в кабине КАМАЗа, а за рулем грузовика был сам Путин. Так добрые друзья вдвоем открыли автодорожную часть мостового перехода через Керченский пролив
Сейчас стал известен главный подрядчик строительства яхтенной марины в Балаклаве — Игорь Аркадьевич Ротенберг-младший. Объявленная стоимость контракта 9,4 млрд. рублей. Хотя деньги тут не главное. Балаклава сама по себе — бесценная жемчужина Крымского полуострова.
Подобных гаваней нет нигде в Европе. Впервые город мифических лестригонов упоминает «Одиссея» Гомера. В I веке н. э. составитель «Естественной истории» Плиний Старший описал балаклавскую гавань как «чудесную бухту с узким входом, где тавры собирали свои разбойничьи банды». Римские легионы под командованием легата Плавтия Сильвана разгромили тавро-скифское войско, осадившее Херсонес, и разместили по округе свои крепости и военные лагеря.
Совершенно не заметная со стороны моря, бухта особенно нравилась средневековым генуэзцам. В ХV столетии ее посетил Афанасий Никитин, автор «Хождений за три моря». Летом 1773 года близ Балаклавы турецкую эскадру из четырех линейных кораблей атаковали два русских фрегата «Корон» и «Таганрог». Османы имели 168 орудий, наши — всего 32, но после упорного шестичасового боя измочаленные яростным артиллерийским огнем турки отступили. Балаклавский бой стал первой победой российского флота на Черном море.
Указом Екатерины Великой здесь был учрежден Греческий батальон. Сформированный из моряков-греков, поступивших на русскую службу, он охранял южное побережье Крыма. Потомки античных колонистов получили в пожизненное пользование наделы земли. Батальон героически сражался в Крымскую войну 1853−1854 гг., когда оккупационный корпус Британии выбрал для своей главной базы именно Балаклаву. Кстати, у входа в эту бухту пошел ко дну английский фрегат «Черный принц» с грузом 200 000 фунтов стерлингов золотом — до сих пор не найденный.
Есть легенда: после войны Александр II посещал Севастополь, где ему представили бойцов Балаклавского батальона — всех до одного грозных усачей. Император три раза подряд воскликнул «Здорово, братцы!», однако строй молчал. Тогда вперед шагнул командир Стамати и отчеканил: «Ваше величество, тут нет братцев, тут все капитаны!..»
Александр Куприн прославил этот городок бессмертной повестью «Листригоны», а после Великой Отечественной внутри нависающей над морем горы Таврос появилась секретная стоянка субмарин и хранилище атомных торпед. Подземный завод для ремонта и снаряжения подводных лодок — «Объект 825 ГТС» и «Объект 820» — обеспечивали боевое применение шести видов ядерного оружия. Подземелье вмещало до трех тысяч людей и семь подводных крейсеров.
Понятно, что во времена Союза из-за наличия секретных объектов Балаклава обладала статусом закрытой территории. Только вот грянула украинская «незалежность», и к 1994 году отсюда ушла последняя подлодка. База в горе Таврос прекратила существование, дотла разграбленная. Город перестал считаться закрытым, начав зарабатывать на курортниках.
Об элитной яхт-марине мечтал украинский президент Кучма. Теперь его идея будет реализована структурами Кремля. Два десятилетия назад Леонид Данилович лично обнародовал проект Международного центра яхтенного спорта. Под это дело он пробил специальную госпрограмму и даже провел сюда многокилометровую «президентскую» трассу через горы, в объезд Севастополя. Тем временем его тесть-олигарх Виктор Пинчук фактически проглотил всю северо-западную часть бухты, скупив землю и десятки объектов недвижимости.
Так Балаклава становилась персональной вотчиной семейства Кучмы. Увы, грянула «оранжевая революция» — и лучшие куски береговой линии достались команде премьер-министра Юлии Тимошенко. Самый дорогой балаклавский яхт-клуб «Золотой символ» превратился в знаковое место отдыха киевской и днепропетровской элиты. Среди почетных визитеров — президент Ющенко, одиозные олигархи Игорь Коломойский и Сергей Тарута. Сладко принимали дорогого гостя Андрея Макаревича. У здешней швартовки трудно было найти яхту дешевле полутора миллионов баксов.
Очередной передел начался после инаугурации Януковича. Сюда резко зашел Донецк — и вдруг оказалось, что «юльки» приобретали данную собственность незаконно. Окончательное решение отдать причалы новым владельцам хозяйственный суд принял под занавес 2013 года. Передача не состоялась — на Крещатике вовсю пылали революционные шины. Ну, а к марту 2014-го в Балаклаве уже стояли сторожевые корабли Погранслужбы ФСБ.
Теперь Ротенберги окончательно покажут, кто в бухте хозяин. Напомним, как президент Путин сел в батискаф и бесстрашно нырнул в балаклавскую пучину, где обнаружил затонувший галеон XI века. Всплыв на поверхность, Владимир Владимирович поручил федеральному правительству и властям Севастополя заняться гражданским развитием района Балаклавской бухты. Процесс затянулся из-за занятости мостом и двумя крымскими ТЭС. Теперь стратегические объекты пущены в строй, очередь дошла до «путинской марины».
Проектно-изыскательские работы еще полтора года назад выполнила фирма «Стройгазмонтаж» - как говорят, Аркадий Ротенберг-старший. Проект успешно прошел Главгосэкспертизу. Общая смета на черноморскую марину не уточнялась, но Forbes из своих источников называл сумму в 7,2 млрд. По сегодняшней официальной информации, цена вопроса поднялась до десяти миллиардов рублей.
«Исполнителем масштабного проекта в рамках Федеральной целевой программы определено ПАО „Мостотрест“. Этот коллектив построил тысячи сложных объектов по всей стране, в частности, участвовал в возведении Крымского моста», — говорится в нынешнем сообщении правительства Севастополя. Если конкретно, компания занималась устройством опор и пролетных строений, а также смонтировала художественную подсветку моста. Сейчас обслуживает его железнодорожную части. Плюс выполняет контракт на 3 млрд. рублей по строительству магистральной рулежной дорожки в международном аэропорту «Симферополь».
Судя по открытым источникам, до недавнего времени основным акционером «Мостотреста» являлась Marc O’Polo Investments Ltd, где мажоритарием назывался Аркадий Ротенберг. Впоследствии он продал свою долю в Marc O’Polo сыну — Игорю Аркадьевичу. Главное, фамильный бизнес сохранился. Есть прогнозы, что общая стоимость работ в Балаклаве может составить 20 млрд.
Дел действительно громадье. Запланирована тотальная реконструкция причалов общей длиной до двух тысяч метров, подпорных стенок и берегоукрепительного мола на набережных Таврической и Назукина. Одновременно со строительством комплекса очистят и углубят дно бухты, приведут в порядок прибрежную полосу и городские инженерные коммуникации.
Это первая часть проекта, которую обязались реализовать до конца следующего года. И максимум за пару лет прямо напротив памятника писателю Куприну должен появиться Международный центр туризма с модерновой супер-стоянкой для крейсерских яхт. Рядом разместят элитный рекреационный комплекс «Яхтенная деревня» - крымский аналог курорта «Роза Хутор» в Сочи, только без горных лыж.
Под «деревню» отдают 20 гектаров неимоверно дорогой земли на западном берегу Балаклавской бухты. По рыночной стоимости эти гектары сравнимы с ценником Лазурного берега Франции. Департамент архитектуры и градостроительства Севастополя уже отмежевал необходимый участок.
Темпы разворачивающейся стройки невероятно высоки. Семейство Ротенбергов само находится под санкциями США. Нетрудно представить, что в обновленной бухте отшвартует собственные яхты точно такая же «санкционная» российская бизнес-элита. И чем быстрей, тем лучше. Хотя не только коммерсанты. По Сети гуляют списки возможных владельцев мест на новых стоянках. Это топ-менеджеры ведущих государственных корпораций — например, «Ростеха» и «Роснефтегаза». Называются известные имена «яхтсменов» из администрации президента и правительства РФ.
В общем, контингент собирается — покруче советских атомных торпед. Увы, вновь сделать Балаклаву закрытой зоной «пока не представляется возможным». Проблема ли это? Практика строительства и эксплуатации Крымского моста показала, что вовсе нет. Объект на Керченском проливе вроде бы открыт, но по большому счету совершенно секретен. Ведомственная пресс-служба удивительно успешно дозирует информацию. По ходу журналистских туров «шаг влево, шаг вправо» на мостовых пролетах в буквальном смысле означал кирдык. Причем исключительно из соображений техники безопасности.
Пожалуй, единственной неприятностью для стройки Ротенбергов может стать пресловутое общественное мнение. Жители Севастополя сами по себе — нечто особенное. За семь последних лет именно они успешно «схарчили» двух губернаторов. По всей Руси не найти скандальней публики. Уточним, в самом хорошем смысле слова. Вот и последние недели на порталах города русских моряков ширится народный стон по поводу горестных балаклавских перспектив. Одним из ярких выразителей мнения земляков стала известная активистка Olga Kochetova — судя по информации личной странички Facebook, пресс-секретарь севастопольского отделения «Банка России»:
— Нашей Балаклавы в ее нынешнем понимании больше не будет. Проект полностью изменит привычный облик набережной и пары линий вверх от нее… Не будет прекрасных тяжелых скамеек, урн с красивой лепниной, хрупкой уютности и камерности. Сомневаюсь, что в ходе ударной стройки уцелеют знаменитые ялики (ред. — традиционные шлюпки местных рыбаков). Балаклавские капитаны, потомки гомеровских лестригонов, тоже обречены исчезнуть, спасовав перед состоятельными яхтсменами… Там под водой сохранились античные руины. Только бы не уничтожили. Печально все это. Неминуемо и, наверное, прогрессивно — только не для нас…
Своеобразным ответом на ширящийся протест гражданского общества стал последний призыв третьего губернатора Михаила Развожаева. Как заявляет действующий градоначальник, уже в начале 2022 года любой желающий севастополец может стать членом Наблюдательного совета по созданию яхтенной марины в Балаклавской бухте. Единственное условие — необходимо заполнить специальную анкету, уточнил сайт городского правительства.
Анкета оказалась, мягко говоря, неожиданной. Вчитаемся в текст, размещенный на портале горадминистрации. Так, придется исчерпывающе ответить, когда и по какой причине ты менял гражданство, в том числе другого государства. Для любого коренного обитателя Крымского полуострова подобный пункт наверняка станет особо волнующим — ведь совсем недавно каждый имел паспорт Украины. Далее необходимо подробно рассказать об образовании и ученых степенях, о знании иностранных языков и языков народов РФ, сообщить о классном чине, судимостях и допуске к государственной тайне.
После «классного чина» требуют подробно перечислить работу с начала трудовой деятельности, включая учебу и военную службу. Обязательно указать близких родственников, в том числе за границей, упомянув смены фамилий родни. Женщины должны вспомнить собственные ФИО до замужества.
Последние пункты анкеты вообще заставляют встать по стойке «смирно». Гражданство супруга или супруги, цели пребывания за кордоном. Воинское звание, домашний адрес, данные паспорта — гражданского и заграничного, СНИЛС и ИНН. Если кому-то самому покажется, мол, всего этого недостаточно, в пункте 22 можно изложить «другую информацию, которую желаете сообщить о себе».
И упаси Бог соврать. Пункт 23 предупреждает: «Мне известно, что сообщение в анкете заведомо ложных сведений и мое несоответствие квалификационным требованиям могут повлечь отказ в участии в конкурсе и приеме на должность, поступлении на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации».
В общем, ошибешься с девичьей фамилией жены — пойдешь ставридку ловить. Похожие анкеты заполняют для службы в ФСБ или при поступлении на работу в правительство. Ясно одно, в Балаклаве-2022 враг не пройдет.