Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
13 октября 2010 00:50

Исламу стало тесно

«Война за мечети» в Москве — не провокация, а реальный конфликт за столичную землю

23

В минувшую пятницу, 8 октября, москвичи ненадолго отвлеклись от интриги, связанной с грядущим назначением московского мэра, чтобы обсудить локальные беспорядки в районе станции метро «Проспект мира». На небольшом пятачке, где бок о бок располагаются спорткомплекс «Олимпийский», московская соборная мечеть и православная церковь святителя Филиппа, на пятничный намаз, как всегда в последние годы, собрались тысячи мусульман. Однако те дорожки, на которых привыкли располагаться на молитву не попавшие в мечеть, оказались по большей части заблокированы отрядами милиции и ОМОНа.

Ситуация оказалась крайне напряженной. В конце концов, мусульманская община уговорила милицию снять оцепление — однако это произошло уже после часа молитвы, когда основная часть собравшихся направилась восвояси. Удалось выяснить, что милиция, участвовавшая в оцеплении, подчинялась УВД Центрального округа Москвы, который, кстати, возглавляет Алексей Александров, ранее занимавшийся в Москве проблемами межрегиональных и межнациональных отношений. Александров, идеолог знаменитого «Кодекса москвича», обсуждал сложившуюся ситуацию вместе с представителями Совета муфтиев России, дирекцией СК «Олимпийский» и своим предшественником на посту префекта Сергеем Байдаковым, который курирует в московском правительстве спорт и туризм.

Напомним, что в августе этого года на праздник Ураза-Байрам к соборной мечети пришли около 50 тысяч молящихся. Однако тогда оцепления милиции не было, а движение автомобилей было перекрыто — поэтому конфликтов не возникло.

Обозреватель «СП» поговорил с представителями Совета муфтиев о том, что, по их мнению, произошло 8 октября и что нужно, чтобы впредь не допускать подобных происшествий:

«СП»: — Что именно, по вашим данным, произошло в минувшую пятницу?

— Молящиеся, как обычно, пришли к мечети, но некоторые проходы и территории были по распоряжению дирекции спорткомплекса «Олимпийский» закрыты милицией.

«СП»: — Что можно сделать, чтобы впредь молитвы проходили без эксцессов?

— Это вопрос, конечно, городского уровня. И он не только решается, но уже решён. Было совещание у Сергея Байдакова, где участвовали и мы, и представители спорткомплекса «Олимпийский». Конфликт, на данный момент, снят, руководство «Олимпийского» предупреждено о том, что недопустимо создавать такие неудобства.

«СП»: — Кому принадлежит земля, на которой располагаются по пятницам молящиеся?

— Есть участок земли, который предназначен для временного молельн зала. Однако сейчас им пользуется спорткомплекс — точнее, не пользуется сам, а сдаёт в аренду. Но мы уже договорились, что с этим участком наведут порядок, все тротуары будут открыты для прохода верующих, а чтобы облегчить транспортную ситуацию и не создавать толп, мы оборудуем выход в сторону метро «Достоевская». То есть будем предупреждать молящихся, что есть альтернативный проход — чтобы не создавалось напряженности только на одной ветке метро, а распределить поток на две.


У дирекции «Олимпийского», между тем — своя правда. В интервью «СП» начальник отдела рекламы спорткомплекса Владимир Хохолев не скрывал своих эмоций. «Если вы хотите понять, что у нас происходит и из-за кого, приходите к нам в пятницу, и всё поймете, — говорит Хохолев. — Молящиеся забивают все проходы, все площадки, мешают людям и автомобилям, висят на оградах православной церкви Сибирского подворья. И это не московские татары, которых у нас уже почти не осталось — это „клуб по интересам“ с Кавказа и из Средней Азии. А у нас ходят дети, зрители, клиенты». Поэтому администрация «Олимпийского» вынуждена была пригласить милицию, отметил менеджер.

В такой ситуации действия столичных властей выглядят откровенно непонятно, заявил Хохолев. «Я прекрасно помню, как в советские времена удавалось поддерживать порядок вокруг мечети, — поясняет он. — Всё просто: в мечеть пускали только по приглашениям, как и православных молящихся в Елоховский храм. И иначе нельзя: небольшой храм в центре города в отсутствие альтернатив может стать эпицентром давки, подобной Ходынской трагедии 1896 года.

«Ходынское поле — прекрасный был бы вариант для постройки мусульманского центра: там огромное пространство, дома далеко, есть удобные пути подъезда, — комментирует Владимир Хохолев. — И это не Кузьминки, а практически центр города. Но, однако же, мусульмане предпочли строиться здесь, где место крайне ограничено — и на наше предложение собираться в районе улицы Дурова, с другой стороны мечети, не согласились». Между тем, скоро работа «Олимпийского» может оказаться парализованной: уже сейчас администрация комплекса вынуждена отказываться от проведения крупных музыкальных фестивалей. «Будет что-нибудь масштаба „Евровидения“, а мы не сможем принять подобный фестиваль, — предупреждает сотрудник дирекции „Олимпийского“. — Нам уже некуда ставить фуры с оборудованием, негде парковать машины тысяч гостей».


События 8 октября сильно напоминают провокацию — может быть, мы сталкиваемся с попытками мусульман Москвы пролоббировать постройку новых мечетей? Или, напротив, речь о попытках столичной милиции справиться с проявившейся исламской проблемой?

— Не думаю, что это могло быть провокацией, — считает политолог Станислав Белковский. — Московским властям сейчас явно не до подобных ходов. С другой стороны, Совет муфтиев — вполне мирная организация, не конфликтующая с властями. Они решают проблемы переговорами, им незачем открывать войну. То, что происходит — это стихийный процесс, а причина его в том, что количество последователей ислама в столице превысило некую критическую черту.

Ослабить намечающиеся религиозные конфликты в городе можно лишь резко изменив миграционную политику в городе, уверен Белковский. «Дешевые кадры мигрантов, которые московские власти привлекали на разные работы, главным образом, в строительство — стали фактором напряженности, особенно после кризиса, когда многие из них потеряли работу, — констатирует политолог. — Они не могут ни найти работу, ни покинуть столицу».

Представитель Совета муфтиев, напротив, считает, что проблему можно разрешить только резким увеличением количества мест для молитвы. «Мы согласны с теми подсчетами, которые произвел патриарх Кирилл, о том, что на каждые 40 тысяч прихожан должен быть один храм. — отвечают в совете. — Между тем, в Москве 2 с лишним миллиона мусульман, а мечетей всего четыре. Стало быть, нужно не менее 20−25 мечетей, учитывая, что далеко не все мусульмане ходят в мечети».

Что касается соборной мечети на проспекте Мира, то сейчас ее вместимость составляет всего 800 человек; после реконструкции, которая завершится в ближайшие годы, мечеть будет вмещать около 10 тысяч человек, ещё 25 тысяч смогут молиться на специальных крытых площадках с подогревом. Остальным — а сейчас по праздникам к этой мечети приходит до 60—80 тысяч человек — нужно предоставить дополнительные мечети для молитвы, считают в Совете муфтиев.


Между тем, строительство одной из этих новых мечетей — в Кузьминках на юго-востоке столицы — встретило ожесточенные протесты местного населения. Жители района, которых поддерживают православные активисты, говорят, что хотели бы видеть на месте, определенном под мечеть, зелёную зону либо православный храм: церквей в Кузьминках также недостает. Кстати, Московская патриархия и правительство города заявили о строительстве в ближайшем будущем 200 православных быстровозводимых храмов в «спальных» районах столицы; участки земли для 35 из них уже выделены.

— Между православными и мусульманами нет конкуренции в этом вопросе, — комментирует Станислав Белковский. — Эти проекты реализуются параллельно, источники финансирования и административные ресурсы у православных и мусульман очень разные. То же, что в Кузьминках протестуют против мечети — не часть какой-то православной кампании, а простое возмущение местных жителей, которые боятся криминализации района после появления мечети. Православные активисты к этой ситуации лишь примазались, уверен Белковский.

Иными словами, в Москве складывается потенциально весьма конфликтная ситуация: конфликты вокруг мусульманских общин вызваны, кажется, не провокациями гипотетических желающих «раскачать лодку», а реально существующими интересами московских мусульман, которые пересекаются с интересами остальных москвичей.

Возможно, одним из тех, кто захочет и сможет решить проблему, будет новый московский мэр — благо, пока конфликт, в принципе, решаемый, а успех зависит лишь от тактичности властей. Однако, как полагает Станислав Белковский, новый градоначальник может и не захотеть заниматься этим вопросом. «Мусульманский вопрос не входит в число приоритетных для федеральных руководителей, которые будут ставить в Москве нового мэра, — говорит политолог. — Поэтому любой из назначенных градоначальников будет предоставлен в этом вопросе самому себе. Как сложатся его личные предпочтения и его интересы — так и поступят».

Последние новости
Цитаты
Григор Шпицен

политолог (Германия)

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня