Ну вот, казалось, что из-за высоких цен на газ обязательно «замёрзнет Европа», но по факту — «разморозился» Казахстан. Вроде «ничё не предвещало» по большому-то счёту — ни добыча не изменилась, ни зарплаты, ни покупательская способность. Зато «снаружи» цены выросли, а «внутри», живущие не за зарплату, не захотели отставать. Типичный «баланс» для экономической периферии, привет «жабе», которая душит! А в эдаких «стеснённых» обстоятельствах дополнительные прибылЯ не всегда усваиваются, иногда — отрыгиваются.
Но то лишь повод, причина — в конструкции «государственных машин» на постсоветском пространстве. Собранных из того, что было под конкретного водителя. Хлопнет он дверцей и под капотом задымится, а детальки посыпятся прямо посреди широкого «транзиту». Потому попутчики и заклинают: пусть водила до последнего руль не выпускает, рычагами скрежещет, под себя ходит — авось куда-нибудь попадём, доберёмся, дотянем. Им-то в кабине, по крайней мере, тепло и уютно.
Любопытен изгиб политолоХической пропаганды по горячим следам: власть, конечна, виновата, довела (завела?) людишек, поэтому … должна обязательно сохраниться. Все проблемы, якобы не в кабине, а в плохой бобине, «зажигаемой» не только поворотом ключа. Переделать тачку, изменить конструкцию, пересобрать детальки — не, ну зачем такие хлопоты, это «крайность» (от латинского extremus), уж лучше — прОпасть.
Из требований протестующих к казахстанской власти, которые в России предпочитают пока «не замечать»:
1.Снизить пенсионный возраст до изначальных параметров;
2.Увеличить размеры пособий для инвалидов 2,3 групп в 2 раза, первой группы — в 3 раза;
3.Вакцинация строго добровольная, отмена сегрегации по типу статуса Аshyd;
4.Выборность Акимов областей и городов.
Если в комментариях к казахским событиям звучит: «майдан», «цветная революция», «западные политтехнологии», «методичка Шарпа» и прочее тому подобное, то это чистейшая политоЛохия. При том, что «политтехнологии» действительно могут быть. Однако — позже, ибо глупо не воспользоваться моментом изменения чужой реальности, чтобы выгадать или хотя бы соблюсти «свой посторонний» гешефт.
Но в основе, расшатывающей основы всегда примитивность управления, усложняющейся системы общества. Не способность «управителями» даже воспринимать увеличивающиеся потоки информации. А уж, тем более — обрабатывать и делать выводы. Правильные выводы, а не те, которые хочется.
Все социальные взрывы похожи (с поправкой на географию, климат и исторические особенности) и являются не чем иным, как совокупностью противоречий («последняя капля» — непредсказуема) между офигевшим меньшинством и офигивающим большинством. С этимологией: всё — нам, фиг — вам!
И чем более сконцентрировано возможностей на каждой ступеньке иерархии, тем пропорциональнее ответственность по всей «вертикали», с верху до низу. Внуки не хотят («Шал кет» — с казахского дословно «Старик уходи»), когда деды не могут — последовательность именно такая.
В «социальном сломе», революции, «изменении конституционного строя» всегда виновата действующая власть. И у её дряхлеющей «простоты» (можно и через «а»), что хуже воровства, «лимиты исчерпываются» лишь состоянием праха.
Естественно, в нынешней России с её застывшей «стабильностью» опять разглядят «руку Запада», наделяя эту мифическую Нарнию способностью формировать события (вот где «туземство-то» — обожествлять неприятелей с конкурентами), а не всего лишь попыткой воспользоваться конъюнктурой, если уж «оказия» подворачивается.