Казахские события опять заставляют вспотеть управленческих Дедов. Опять пропустили знамение! Они же по-стариковски, разумно консервируя, ещё Илиаду поминают с её конями, людями и богами в кучу. Оттуда сплошные «заговоры»; недовольство Терсита Агамемноном с вмешательством мудрого Одиссея; «террористические акты» Диомеда против фракийцев; «неизвестные снайперы» Пандара, соблазнённого Афиной по приказу Зевса. (Кстати, «неизвестные снайперы» из ниоткуда в никуда уже повешены в Бильдербергском клубе в одном ряду с иллюминатами и масонами).
Предания давно минувших дней неожиданно и мощно актуализировалось в 21 веке «Охранительным эпосом», растолковывающим массам про сплошную «ахиллесову пяту». По крайней мере, как ни стрела, так прямиком туда. Больно и обидно, что с Олимпа не промахиваются, однако объяснимо. Это не управляющие Деды ничтожные, а правящие Зевсы великие. Они рулят, Деды ходят (знаменитые «многоходовочки») и тайные знаки угадывают. Правда, не всегда поспевают.
Для не чтущих «былинные таинства» заклинания иные, зато большими юридическими буквами. Согласно им, «государство» меняет лишь фамилию. Не часто, а по естественной нужде и само собой «транзит» предпочтительнее «заговора элит». В очередной раз низкий поклон Дмитрию Анатольевичу Медведеву — ведь мог бы и ОДКБ позвать!
В Казахстане беда приключилась по обычаю нежданно-негаданно. Вроде истинно предполагалось: газанёт с 1 января, пока людишки от Нового года не отошли, а потом им электронную ссылочку на священную «руку рынка», указующую перстом на «внешнюю конъюнктуру». До связки «мировым ценам — мировую зарплату» они с похмелья не додумаются, а опосля притерпятся, до того же привыкали как-то. Если раз было, значит и два будет. И три, и всегда.
Увы, управляющие Деды предполагают, а правящие Боги располагают. Вдруг окуталось всё терроризмом, заклубилось бандами, застреляло «извне» и захлебнулось в «овне». Сразу не разобрать, то ли Токаев Назарбаева свергает, то ли коллективный Запад экспрессивный Восток шатает. В столь непонятных обстоятельствах, самое то «миротворчеством» заниматься — успокаивает. А низвергнет «помощь ОДКБ» Назарбаева, который в своё время под этой аббревиатурой сам же подписался, значит, его «копьё судьбы» прилетело.
Спору нет, управленческая Илиада увлекательна. Но слишком уж «хитросплетена», может оно проще? Например, так:
По правилам (законам) жить выгоднее, ибо менее энергозатратно. Хаос отнимает больше калорий у организмов непредсказуемостью рисков, чреватых гибелью. Поэтому — правила.
Власть — концентрация возможностей для установления правил. Из-за эффекта «низкой базы» (т.е. с минимума) при разрастании популяции с естественной конкуренцией, исторически власть структурировалась иерархией. Чем сложнее задачи и менее срок для решений, тем вертикальнее вертикаль.
Государство — соглашение между «организмами» для безопасности и распределения ресурсов (территория тоже ресурс). Договор достигается убедительно-принудительными способами, зависящими от географии и климата, но в первопричине — предпочтение упорядочивания хаосу.
Иерархия — организованное меньшинство, управляющее разрозненным большинством посредством сформулированных правил. С изменением религиозной оценки окружающего мира, «сакральность» обеспечивается не абстрактностью высшей авторитетности, а конкретностью «правильного мышления» (определение логики).
«Правильные правила» — те, что способствуют выживаемости и развитию «коллективов организмов», благодаря эффективному распределению ресурсов. С увеличением объёма коммуникации иерархические центры перестали справляться с «потоками» информации. Отсюда трансформация сосредоточенных «вершин вертикали» в «рассредоточенные плато».
«Неправильные правила» — те, которые не сглаживают, а накапливают противоречия, связанные с несбалансированным (идеальный баланс — мечта) распределением ресурсов. Какое то время могут сохраняться «наименьшим злом», из-за опасения «организмов» более «энергозатратного» хаоса.
Устойчивость режима определённых правил достигается вовлеченностью. Договариваться всегда менее затратно, чем упражняться дубинами. Между двумя «страхами» (принуждением сегодня, либо хаосом, но завтра) эмоциональной нагрузкой утомителен ближайший. А «переформатированные» с религиозного на светское мозги уже не успокаивают возбуждённые нервные системы положительными сигналами надежды. Таким образом, влияния «отрицательного капитала» накопленных противоречий не избежать, неизвестна лишь «последняя капля» в моменте.
«Отрицательный капитал», заставляющий преодолеть рефлекторное опасение хаоса, слишком велик, чтобы сконцентрировать его искусственно. Однако на «сумме противоречий» можно сыграть, угадав момент (рассчитать пока вряд ли) и предложив варианты.
Настоящая альтернатива обнуляет прежние противоречия до следующего накопления. Мнимая — грозит коллективной пессимизацией с полной утратой конкурентоспособности. При этом прекращение физического существования не обязательно, культурно-исторического своеобразия — непременно.