Судебные претензии по поводу водной блокады Крыма будут готовы в лучшем к весне, после чего исковые материалы направят в Республиканский арбитраж. Об этом сообщил первый вице-спикер Госсовета РК Ефим Фикс: «Занимаемся активно, думаю, что к концу февраля — началу марта подадим. Будем параллельно работать с заводами, фабриками, фермерскими хозяйствами и другими, поможем им составить исковые заявления».
На самом деле, парламентская группа Фикса должна была завершить эту работу еще несколько лет назад. Депутат Верховной Рады, доверенное лицо Януковича на выборах-2004, один из местных авторитетов украинской Партии регионов, Ефим Зисьевич переобулся в ЕдРо после окончательной победы Крымской весны. И практически сразу вошел в высшую республиканскую номенклатуру российского розлива.
Напомним, Украина перекрыла Северо-Крымский канал в мае 2014 года. Так полуостров лишили доступа к основному источнику водных ресурсов. Только по предварительным подсчетам ущерб, нанесенный водной блокадой, составляет более 1,5 трлн. рублей.
Несколько раз подряд громкие обещания инициировать возбуждение уголовного дела против Украины давал спикер крымского парламента Владимир Константинов. Сам в прошлом крупнейший украинский бизнесмен-девелопер, он вполне способен оценить реальные потери от действий киевского режима. «Считаю, это не просто попытка лишить крымчан воды и нанести экономике Крыма многомиллиардный ущерб. Это попытка массового убийства наших жителей», — вот цитата из его прошлогоднего Instagram.
Константинов вполне справедливо говорит о водном геноциде крымчан. Все правильно, только напомним, что украинская сторона засыпала канал еще семь лет назад. Однако при всех громогласных заявлениях власти региона до сих пор не подготовили ни одного реального иска. Почему?
…Весна 2019-го, торжества по поводу пятилетнего юбилей воссоединения Крыма с Россией. Председатель Госдумы Вячеслав Володин выдал на-гора сенсацию: «Мы обяжем Украину компенсировать 25-летнюю оккупацию Крыма».
По его словам, начата разработка процедуры взыскания компенсации за период, когда Крымский полуостров вынуждено считался частью сопредельного государства.
«Украина фактически обошлась с Крымом очень и очень непорядочно. Были нарушены основополагающие права граждан: право на язык, право на образование на родном языке, разрушена экономика Крыма и Севастополя — фактически аннексия. Тем более, правовая основа отсутствовала», — утверждал Володин на совместном заседании Совета Думы и Госсовета РК.
Сразу после юбилейного гуляния Дума приняла решение сформировать федеральную рабочую группу, которая оценит ущерб, нанесенный Крыму за время пребывания в составе Украины. Трудившийся на тот момент премьер-министром Дмитрий Медведев поручил главе Минфина и другим ведомствам «предметно помочь» начинанию.
Организацию конкретных подсчетов доверили официальному Симферополю. Казалось, именно эти люди способны предельно четко изложить факты и цифры. Большинство здешних VIP-ов занимало руководящие посты в украинских структурах Автономной Республики Крым. Что называется, вся информация на руках.
Руководить симферопольской комиссией назначили аксакала крымской политики, первого зампреда Госсовета Е.Фикса. «Особо хотел бы обратить внимание Ефима Зисьевича на ущерб, нанесенный после нашего возвращения на историческую родину, — напутствовал коллегу спикер Константинов. — Все нужно вспомнить: энергетическую, водную, продовольственную блокады — все те гадости, которые сделали на Украине для нас за этот период».
Время идет, а результат близок к нулю. Ровно два года назад, в феврале 2020-го после местных выборов собралась новая группа по подсчету ущерба. Кроме депутатов, там появились представители исполнительных органов и Банка России. «Если раньше мы больше теоретическими вопросами занимались, сегодня нужно перейти уже в более практическую площадь, — громко призывал вице-спикер Фикс. — Где-то в нынешнем году мы выйдем уже на какой-то результат. Думаю, это будет обоснованный, совершенно точный, четкий показатель нашей работы».
Увы, «совершенно точно» получился полный пшик. Хотя, казалось бы, поводов торопиться имелось более чем достаточно. И задача тем более важная, что в Киеве стремительно наращивали требования компенсации за «российскую аннексию».
Так, Гаагский суд поддержал иск украинского Приватбанка к России по делу о потере активов в Крыму. Следом арбитраж Гааги постановил, что РФ отвечает за якобы незаконный захват крымских активов Нафтогаза. НАК «Нафтогаз Украины» потребовал еще 8 млрд. долларов. Типа довесок к $ 2,9 миллиардам, которые Москва выплатила по требованию Стокгольмского арбитража.
В общем, антироссийские иски идут девятым валом. На той стороне активно готовят и предъявляют к рассмотрению новые претензии. Корпят день и ночь, привлекая к делам лучших юристов. Кажется невероятным, но в ответ Крым продолжает заниматься абстрактными рассуждениями.
«Ущерб исчисляется сотнями миллиардов долларов, — время от времени вспоминал тему Владимир Константинов. — Прощать такое Россия не может. Нужно положить все на бумагу, готовить с юристами претензионный иск, выходить на итоговый результат, не затягивать. Иск подавать в международные судебные инстанции…».
Золотые слова. Даже неловко задавать вопрос, отчего на внешнем контуре так и не появилось ни одного окончательно подготовленного международного искового заявления? Что и кто помешал? Пояснения могут оказаться самыми разными — безынициативность, лень, откровенный саботаж.
Характерные комментарии появляются в крымских сетях: «Местные чинуши привычно смотрят в обе стороны, однако совершенно не проявляет инициативу сама Москва! Неужели думаете, если бы из Кремля пришло указание любыми путями организовать украинские иски, наши чиновники его бы не выполнили…».
Пожалуй, единственным прецедентом стала попытка алуштинского молокозавода «Бег». Заводчане самостоятельно потребовали от Украины возместить ущерб от энергоблокады.
После террористического подрыва магистральных ЛЭП по всему Крыму начался жесточайший блэкаут. Отключились холодильники и технологическое оборудование, из-за чего пропало сырье и готовая продукция. Сумму собственных потерь Алушта назвала минимальную — пять миллионов рублей. Состоялась всего одна попытка подать иск в украинский суд, где отказали в рассмотрении по существу. Наши чиновники продолжают оправдываться: «Эти иски невозможно предъявлять из-за непризнания российского Крыма…».
Тем временем тысячи крымчан — простых, от земли — давно готовы требовать конкретную компенсацию за перекрытый канал и другие акты геноцида. Простые жители полуострова трудятся день и ночь, их руки разбиты тяжелой работой. Такими руками трудно писать «заявы» в европейские суды. Хотя второе украинское гражданство вполне позволило бы массово обращаться в судебные инстанции ЕС.
Не секрет, большинство населения Крыма и Севастополя сохраняет паспорта с трезубом. Это не противоречит российскому законодательству. В минувшем году президент Зеленский один за другим открывал на херсонской границе многофункциональные сервисные центры, основной задачей которых является оформление все тех же украинских паспортов. Посольство Великобритании в Киеве выделило 168 тыс. фунтов стерлингов административным структурам Херсонской области, чтобы выдавать крымчанам новые укро-документы. Очень хорошо!
Надо брать, как брали немецкие «шмайсеры» партизаны и разведчики Красной Армии. Удобное, надежное оружие, позволяющее бить врага в его же логове. Де-юре россияне с украинскими удостоверениями личности имеют полное право завалить Запад своими исками. Устроить настоящий троллинг, атакуя «европейскую демократию» личными судебными претензиями.
Однако нет еще НИ ОДНОГО прецедента, чтобы крымским фермерам или малому бизнесу оказали юридическую помощь для квалифицированной подготовки и подачи исковых материалов. Невероятно, но факт — от властных структур и всевозможных общественных «фронтов» РФ вообще не прозвучало подобных предложений. Зато продолжается поток абстрактного начальственного словоблудия о «возбуждении уголовных дел против Украины».
Не могу забыть добрых знакомых, фермеров из-под Джанкоя. Муж, жена, теща — воплощение истинного украинства. Говорили на мове, по праздникам обязательные рубахи-вышиванки и песни про калину. Их чудесный персиковый сад высох на корню, когда бандеровская мразь засыпала Северо-Крымский канал. Персики были такие, что медом текло по подбородку. Все погибло. Теперь семья общается исключительно по-русски.
— Будем работать с заводами, фабриками, фермерскими хозяйствами и другими, поможем им составить исковые заявления, — уверяет сегодня первый зампред Госсовета Ефим Фикс. По его словам, параллельно иски будут поданы от имени крымских профильных министерств по отраслям, наиболее пострадавшим от водной блокады: сельского хозяйства, экологии, промышленности и санаторно-курортного комплекса.
Фразы чеканные, словно из представления к награждению. Только, чем же крымская команда занималась до сих пор?