Граждане РФ внезапно воспылали любовью к товарам под собственными торговыми марками (СТМ) сетевых ритейлеров, по сравнению с ситуацией год назад их стали покупать в полтора раза чаще. Но отнюдь не потому, что качество продуктов выросло. Напротив, оно сильно упало. Барыги просто подобрали «ключик» к кошелькам россиян.
В SberCIB при составлении «Потребительского индекса Иванова» внезапно обнаружили, что в четвертом квартале 2021 года 37,5% россиян стали отдавать предпочтение товарам под СТМ. Годом ранее этот показатель был на уровне 21,3%.
Помимо вывода о том, что люди стараются экономить — об этом Сбербанку сказали 42% — всё остальное в данном «исследовании» неинтересно. Так как опрошенные представители торговых сетей несут рекламную чушь про лояльность покупателей, высокое качество продукции, скидки, «оптимальность выбора», и прочую пургу.
Товары под СТМ, действительно, стали больше брать. Это можно увидеть, как говорится, невооруженным глазом. Достаточно посмотреть, чем набиты тележки покупателей гипермаркетов, которые они волокут к своим машинам. Людей за много лет приучили, что СТМ — это выгодно-недорого, и сейчас покупателям пришла пора расплачиваться за данные «условные рефлексы».
Самый простой метод обмана — обвес. За много лет вас приучили, что пачка гречки или иной крупы — это килограмм, банка консервов — 0,25 кг. нетто, бутылка подсолнечного масла — литр. Но килограммовых и литровых упаковок уже нет, а ценник в пересчёте на килограмм для СТМ почему-то не пишут. Для товаров под другими брендами он есть, а тут — нет.
«Какие ценники нам отпечатали, те и ставим. Да, почему-то нет цены за килограмм. Да, тут тоже нет. Не знаю почему. Тут, действительно есть, марка не наша, вы правы. Ничего не могу сказать», — оправдывается менеджер торгового зала известной иностранной торговой сети.
И такая картина наблюдается практически в любом сетевом магазине. Всё, что «чужое», имеет понятные ценники, своё — какие-то «мутные». Формально никакие законы не нарушаются, но всё предельно понятно.
Вес или объём на таре присутствует, но его ещё нужно отыскать. На ценнике его может и не значиться — типа «забыли». Формально тоже не нарушение, ведь на товаре-то всё написано. В неудобном месте и мелким шрифтом, но сие уже детали.
Учитывая нехватку времени и лень покупателей, а также отсутствие навыка к арифметическим подсчётам «в уме» у современных «жертв ЕГЭ», подобный нехитрый фокус отлично работает. Плюс товары под СТМ грамотно расставляют, рядом всегда брендованный «конкурент», но раза в полтора дороже. За похожую объёму упаковку. И покупатель, не думая, хапает то, что подешевле. Хотя, на самом деле, оно не так чтобы и дешевле, а порой и дороже.
Ещё один нехитрый механизм «легального обжуливания» — пересортица. Рядом на полке лежит рис «Басмати» и та же крупа, но под СТМ — в три раза дешевле. Что купит человек, который хочет «скроить»? Ответ очевиден.
Но при этом у нас совершенно два разных сорта одного и того же риса, потребительские качества которых отличаются коренным образом. Да, индийский всё равно дороже, однако изначально между ними пропасть по цене. А тут, на полке, как бы совсем не пропасть.
Макароны из пшеницы с пониженным содержанием клейковины, «молочный напиток» (написано мелкими буквами) вместо молока, «тушёнка», в которой мяса всего процентов 50, остальное жир.
Ещё не так давно всё это было совсем другого качества, люди помнят. И берут. Кто по инерции, кто — в стремлении сэкономить.
«После снижения покупательной способности населения все усилия сосредоточены на уменьшении розничной цены продукта, и в этом активно участвует СТМ. И я согласен с высказыванием директора совхоза имени Ленина Павла Грудинина, который сказал, что «если сейчас ввести советские ГОСТы и запретить под страхом тюрьмы продавать продукты, изготовленные по ТУ, то полки станут пустыми, а народ с вилами выйдет на улицы», — считает независимый эксперт рынка потребительских товаров Александр Анфиногенов.
Даже если не брать всевозможные «акции» и распродажи, брендованная продукция при известном уровне качества уже стоит тех же денег, что и СТМ. Просто не все об этом в курсе. И продолжают переплачивать.
Добавим сюда «затраты будущих периодов» — деньги, которые вскоре придётся выложить за лекарства. Пальмовое масло, мука самых низких сортов, эмульгаторы, усилители вкуса и прочая химия — вот из чего, в основном, делаются товары под СТМ. В смысле, те, которые не представляют из себя чистые продукты вроде круп и прочего растительного масла.
Тенденция отвратительная. По данным исследовательской компании NilesenIQ, по состоянию на сентябрь 2021 года уже 5,5% продуктов в России продаются под этими самыми частными брендами — новый рекорд. То есть антирекорд. Причина популярности подобных продуктов тоже приводится — «попытки покупателей оптимизировать бюджет и найти новые способы сокращения расходов».
Наибольший рост продаж по уже упомянутому растительному маслу — плюс 48%. Далее пиво, то есть то адское пойло под СТМ, что за него выдают — плюс 40%. Соки тупо разбавляют, тут даже не надо мухлевать с упаковкой, пипл хавает и так — плюс 32%.
По деньгами тоже прилично: если продажи обычных продуктов (с октября 2020 года по сентябрь 2021 года) выросли всего на 6%, то реализация эрзацов под частными марками принесла на 17% больше. Выученные за прошлые годы «собачки Павлова» нынче исправно приносят владельцам торговых сетей сверхприбыли.
Но это — «средняя температура по больнице». В ряде сетей на СТМ уже приходится более 20% товарооборота, причём заметно вымывание «брендованной» продукции. Согласно прогнозам экспертов, данная тенденция в 2022 году только усилится, причём это будет сопровождаться дальнейшим снижением качества товаров и увеличением числа «уловок», при помощи которых обманывают покупателей.
Ритейлеры ориентируются на падение покупательной способности населения, ресурсы которого на исходе. По данным того же SberCIB, в настоящий момент на продукты питания россияне в среднем тратят 39% своего дохода — это самый высокий показатель в Европе. Для сравнения: американцы — всего 6,5%, немцы — около 10−11%, англичане — 9%, французы — 15%.
Больше всего тратили на еду казахи — 50% своих доходов. Чем это закончилось известно. Сейчас новые власти активнейшим образом регулируют цены на продовольствие, так как недовольство граждан может в любой момент снова вспыхнуть.
«По официальной статистике, в прошлом году инфляция составила 8,4%. Реальная инфляция намного выше. Здесь не надо обманываться. Все чаще счета за коммунальные услуги вызывают у казахcтанцев желание вернуться в пещерный век. А если посмотреть в магазинах на цены, то уже пора переименовывать гречневую крупу в гречневую икру, а куриные яйца — в яйца Фаберже. По опросам Национального банка, 58% населения считают, что цены выросли на 16−20% и более», — считает депутат казахского парламента Аманжан Жамалов.
В общем, всё как у нас, тамошний Росстат тоже «зажигает». Но в Казахстане до властей уже дошло, что местные фонарные столбы могут получить новые оригинальные висюльки. Посему звучат слова о необходимости индексации пенсий выше инфляции, а также введении продуктовых карт для семей с низкими доходами. Казахские депутаты и прочие чиновники явно не желают украсить собой мачты городского освещения.
До наших властей это пока не дошло. И до барыг — владельцев торговых сетей — тоже. Собственно, и те, и другие, занимаются одним делом — грабят простой народ. Чиновники, понятное дело, отнюдь не бесплатно дают торгашам «добро» травить русских людей суррогатами. При этом натуральное продовольствие из РФ вывозится — за кордон уходит зерно, сахар, мясо, масло