Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество / Бизнес в России
3 февраля 2022 07:58

Хитрые трюки супермаркетов — как и на чем нас ежедневно обманывают

Люди пытаются экономить, но попадают на уловки барыг

23963
Хитрые трюки супермаркетов – как и на чем нас ежедневно обманывают
Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Граждане РФ внезапно воспылали любовью к товарам под собственными торговыми марками (СТМ) сетевых ритейлеров, по сравнению с ситуацией год назад их стали покупать в полтора раза чаще. Но отнюдь не потому, что качество продуктов выросло. Напротив, оно сильно упало. Барыги просто подобрали «ключик» к кошелькам россиян.

В SberCIB при составлении «Потребительского индекса Иванова» внезапно обнаружили, что в четвертом квартале 2021 года 37,5% россиян стали отдавать предпочтение товарам под СТМ. Годом ранее этот показатель был на уровне 21,3%.

Помимо вывода о том, что люди стараются экономить — об этом Сбербанку сказали 42% — всё остальное в данном «исследовании» неинтересно. Так как опрошенные представители торговых сетей несут рекламную чушь про лояльность покупателей, высокое качество продукции, скидки, «оптимальность выбора», и прочую пургу.

Товары под СТМ, действительно, стали больше брать. Это можно увидеть, как говорится, невооруженным глазом. Достаточно посмотреть, чем набиты тележки покупателей гипермаркетов, которые они волокут к своим машинам. Людей за много лет приучили, что СТМ — это выгодно-недорого, и сейчас покупателям пришла пора расплачиваться за данные «условные рефлексы».

Самый простой метод обмана — обвес. За много лет вас приучили, что пачка гречки или иной крупы — это килограмм, банка консервов — 0,25 кг. нетто, бутылка подсолнечного масла — литр. Но килограммовых и литровых упаковок уже нет, а ценник в пересчёте на килограмм для СТМ почему-то не пишут. Для товаров под другими брендами он есть, а тут — нет.

Читайте также

«Какие ценники нам отпечатали, те и ставим. Да, почему-то нет цены за килограмм. Да, тут тоже нет. Не знаю почему. Тут, действительно есть, марка не наша, вы правы. Ничего не могу сказать», — оправдывается менеджер торгового зала известной иностранной торговой сети.

И такая картина наблюдается практически в любом сетевом магазине. Всё, что «чужое», имеет понятные ценники, своё — какие-то «мутные». Формально никакие законы не нарушаются, но всё предельно понятно.

Вес или объём на таре присутствует, но его ещё нужно отыскать. На ценнике его может и не значиться — типа «забыли». Формально тоже не нарушение, ведь на товаре-то всё написано. В неудобном месте и мелким шрифтом, но сие уже детали.

Учитывая нехватку времени и лень покупателей, а также отсутствие навыка к арифметическим подсчётам «в уме» у современных «жертв ЕГЭ», подобный нехитрый фокус отлично работает. Плюс товары под СТМ грамотно расставляют, рядом всегда брендованный «конкурент», но раза в полтора дороже. За похожую объёму упаковку. И покупатель, не думая, хапает то, что подешевле. Хотя, на самом деле, оно не так чтобы и дешевле, а порой и дороже.

Ещё один нехитрый механизм «легального обжуливания» — пересортица. Рядом на полке лежит рис «Басмати» и та же крупа, но под СТМ — в три раза дешевле. Что купит человек, который хочет «скроить»? Ответ очевиден.

Но при этом у нас совершенно два разных сорта одного и того же риса, потребительские качества которых отличаются коренным образом. Да, индийский всё равно дороже, однако изначально между ними пропасть по цене. А тут, на полке, как бы совсем не пропасть.

Макароны из пшеницы с пониженным содержанием клейковины, «молочный напиток» (написано мелкими буквами) вместо молока, «тушёнка», в которой мяса всего процентов 50, остальное жир.

Ещё не так давно всё это было совсем другого качества, люди помнят. И берут. Кто по инерции, кто — в стремлении сэкономить.

«После снижения покупательной способности населения все усилия сосредоточены на уменьшении розничной цены продукта, и в этом активно участвует СТМ. И я согласен с высказыванием директора совхоза имени Ленина Павла Грудинина, который сказал, что «если сейчас ввести советские ГОСТы и запретить под страхом тюрьмы продавать продукты, изготовленные по ТУ, то полки станут пустыми, а народ с вилами выйдет на улицы», — считает независимый эксперт рынка потребительских товаров Александр Анфиногенов.

Даже если не брать всевозможные «акции» и распродажи, брендованная продукция при известном уровне качества уже стоит тех же денег, что и СТМ. Просто не все об этом в курсе. И продолжают переплачивать.

Читайте также

Добавим сюда «затраты будущих периодов» — деньги, которые вскоре придётся выложить за лекарства. Пальмовое масло, мука самых низких сортов, эмульгаторы, усилители вкуса и прочая химия — вот из чего, в основном, делаются товары под СТМ. В смысле, те, которые не представляют из себя чистые продукты вроде круп и прочего растительного масла.

Тенденция отвратительная. По данным исследовательской компании NilesenIQ, по состоянию на сентябрь 2021 года уже 5,5% продуктов в России продаются под этими самыми частными брендами — новый рекорд. То есть антирекорд. Причина популярности подобных продуктов тоже приводится — «попытки покупателей оптимизировать бюджет и найти новые способы сокращения расходов».

Наибольший рост продаж по уже упомянутому растительному маслу — плюс 48%. Далее пиво, то есть то адское пойло под СТМ, что за него выдают — плюс 40%. Соки тупо разбавляют, тут даже не надо мухлевать с упаковкой, пипл хавает и так — плюс 32%.

По деньгами тоже прилично: если продажи обычных продуктов (с октября 2020 года по сентябрь 2021 года) выросли всего на 6%, то реализация эрзацов под частными марками принесла на 17% больше. Выученные за прошлые годы «собачки Павлова» нынче исправно приносят владельцам торговых сетей сверхприбыли.

Но это — «средняя температура по больнице». В ряде сетей на СТМ уже приходится более 20% товарооборота, причём заметно вымывание «брендованной» продукции. Согласно прогнозам экспертов, данная тенденция в 2022 году только усилится, причём это будет сопровождаться дальнейшим снижением качества товаров и увеличением числа «уловок», при помощи которых обманывают покупателей.

Ритейлеры ориентируются на падение покупательной способности населения, ресурсы которого на исходе. По данным того же SberCIB, в настоящий момент на продукты питания россияне в среднем тратят 39% своего дохода — это самый высокий показатель в Европе. Для сравнения: американцы — всего 6,5%, немцы — около 10−11%, англичане — 9%, французы — 15%.

Больше всего тратили на еду казахи — 50% своих доходов. Чем это закончилось известно. Сейчас новые власти активнейшим образом регулируют цены на продовольствие, так как недовольство граждан может в любой момент снова вспыхнуть.

Читайте также

«По официальной статистике, в прошлом году инфляция составила 8,4%. Реальная инфляция намного выше. Здесь не надо обманываться. Все чаще счета за коммунальные услуги вызывают у казахcтанцев желание вернуться в пещерный век. А если посмотреть в магазинах на цены, то уже пора переименовывать гречневую крупу в гречневую икру, а куриные яйца — в яйца Фаберже. По опросам Национального банка, 58% населения считают, что цены выросли на 16−20% и более», — считает депутат казахского парламента Аманжан Жамалов.

В общем, всё как у нас, тамошний Росстат тоже «зажигает». Но в Казахстане до властей уже дошло, что местные фонарные столбы могут получить новые оригинальные висюльки. Посему звучат слова о необходимости индексации пенсий выше инфляции, а также введении продуктовых карт для семей с низкими доходами. Казахские депутаты и прочие чиновники явно не желают украсить собой мачты городского освещения.

До наших властей это пока не дошло. И до барыг — владельцев торговых сетей — тоже. Собственно, и те, и другие, занимаются одним делом — грабят простой народ. Чиновники, понятное дело, отнюдь не бесплатно дают торгашам «добро» травить русских людей суррогатами. При этом натуральное продовольствие из РФ вывозится — за кордон уходит зерно, сахар, мясо, масло и т. д. Всё — в виде сырья, то есть натурпродуктов. А нас заставляют потреблять эрзацы. Что-то пора менять…

Последние новости
Цитаты
Иван Моисеев

Научный руководитель Института космической политики

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист, политик

Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня