Статистика заболеваемости ползёт вверх. А из мер профилактики нам предлагают только вакцинацию, хотя уже понятно, что это — не панацея от пандемии.
Научный руководитель ГУ НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова, академик РАН Виталий Зверев заявил о том, что пандемия в России закончится к концу 2022 года, когда переболеют 80% населения. Важно: не вакцинируется, а именно переболеет. И похоже, что кое-кто делает всё, чтобы заразившихся и тяжело больных меньше не становилось. Иначе складывается впечатление, что прямо на ходу меняются стандарты оказания врачебной помощи населению.
Виртуозно и методично. Спуститесь в московское метро. Там в каждом вагоне теперь экран, на котором крутится разная информация, в том числе — касающаяся пандемии. И постоянно мелькает призыв: при повышении температуры принимайте жаропонижающие, а если она не спадает в течение трёх дней — тогда уж обращайтесь к врачу.
А помните, совсем недавно во всех поликлиниках висели грозные плакаты-предупреждения: «Самолечению — СТОП!» и стенды со страшилками, в которых рассказывалось об опасности приёма каких-либо лекарств без рекомендации врача. Потому как даже обычный аспирин может вызвать крайне неприятные проблемы со здоровьем.
А еще нас убеждали обращаться за медицинской помощью при первых признаках заболевания, и для обращения в поликлинику было достаточно покашливания и почихивания. А уж если температура поднималась до 38 — это уже повод для вызова врача на дом. Сразу же, а не через трое суток. И объяснялось это тем, что начатое вовремя лечение позволяет предотвратить осложнения, которые могут привести на больничную койку. А то и в могилку.
Теперь же заболевшим предлагается сначала полечиться самостоятельно, ну а если не поможет — тогда уж можно врача вызвать. Хотите попасть к терапевту при первых симптомах — проявите сознательность, сходите в поликлинику на своих двоих. Заражая по пути пассажиров в общественном транспорте. Или рискуя подхватить еще какую-нибудь заразу в кашляюще-чихающей очереди к терапевту.
— Стандарты никоим образом не меняются. Меняются рекомендации, которые издают чиновники и пиарщики, которые их пишут, — объясняет врач, депутат ГД от фракции КПРФ Алексей Куринных. — Нагрузка на первичную сеть выросла, причем — в разы. И мощностей системы оказания первичной медицинской помощи, оптимизированной в предыдущие годы, несмотря на усилия двух последних лет не хватает. Поэтому и даются, на мой взгляд, странные и нелогичные советы: сидите дома, или, наоборот, если невысокая температура, идите в поликлинику. И это при том, что в поликлиниках нет боксированных отделений, которые после каждого пациента обрабатываются соответствующим образом. К тому же нет достаточного количества специалистов и необходимого оборудования.
Иногда рекомендации противоречат друг другу, иногда — кардинально меняются в течение короткого времени. Но всё это от жуткой нагрузки на систему здравоохранения, которая только возрастает.
«СП»: — Что можно сделать, чтобы разгрузить систему здравоохранения?
— Всё возможное уже сделано. К сожалению, у нас очень небольшая на сегодняшний день норма мобилизационных возможностей. Особенно — первичного звена. По коечному фонду — еще можно развернуть в два, три раза. И более или менее укомплектовать персоналом. А у первичного звена резервов гораздо меньше. Поэтому и были приняты очень непопулярные решения прекратить плановые осмотры в поликлиниках, перепрофилировать узких специалистов для оказания экстренной медицинской помощи. Или даже закрытия некоторых профилакториев, медицинский персонал из которых перебрасываются в первичное звено
— Врачей не хватает, это большая проблема. Поэтому чиновники пытаются скинуть часть заболевших на самолечение, считает профессор медицины Павел Воробьёв. — Это в корне неправильно. Часто необходимо лечение антибиотиками, и чем раньше его начать, тем быстрее пациент выздоровеет. Но начинать принимать их самостоятельно может только врач. Поэтому нельзя затягивать с обращением за медицинской помощью.
«СП»: — Так система здравоохранения не справляется с потоком пациентов!
— Надо развивать дистанционную медицинскую помощь. По крайней мере, в Москве она уже оказывается. Можно позвонить и получить необходимую консультацию. Это намного лучше, чем самолечение.
В общем, все еще хуже, чем кажется нам, потенциальным пациентам. Мы, конечно, уже поняли, что отечественная медицина оказалась сами знаете где. И смирились. Поскольку виновные в том, что система здравоохранения оказалась неспособной противостоять заразе. Но за два года пандемии можно было принять меры по её реорганизации? Открыть закрытые ранее инфекционные больницы, например. Увеличить количество врачей-терапевтов, даже если для этого придётся упасть в ножки тем, кого уволили из-за тёрок с руководством или выпихнули на пенсию. Направить средства на профилактику заболеваемости и популяризацию физически активного образа жизни.
Вспомнить популярный некогда девиз: «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!».
А пока закрадывается крамольная мысль: чиновники от медицины больше заинтересованы не в скорейшем прекращении пандемии как таковой, а в увеличении количества вакцинированных граждан. Ведь это сомнительное удовольствие нужно повторять каждые полгода. И каждые полгода можно рапортовать об успехах в борьбе с коронавирусом.