Что-то с памятью моей стало, что-то делал, а вот что — не помню. Подруга пишет, что встречаемся на Остоженке, а читаю — на Пятницкой. Только что был полдень — и уже обед. Пару часов как корова языком слизнула. А еще — ночью бессонница, а днём — непреодолимая сонливость, перепады настроения и общая усталость. С этими симптомами сталкиваются очень многие, и, поскольку они начали массово проявляться в период пандемии, то стали восприниматься как последствия перенесённой инфекции.
Академик Игорь Гундаров, который с самого начала пандемии утверждал, что ковид — это сезонное заболевание, рассказал о том, почему появляются такие симптомы и что с ними делать. Но это многим не понравится.
— Во-первых, почему вы решили, что ваше состояние вызвано коронавирусной инфекцией? Нужно спокойно задать себе вопросом, перед этим обратившись к эпидемиологу: чем именно вы переболели? А эпидемиолог скажет, что остаточные явления бывают после всех заболеваний. Более того! Вот вы заболеете банальной ангиной: горло немного поболело и прошло. Пойдёте на работу, а через три недели эндокардит, порок и смерть.
Во-вторых, у всех болезней, включая грипп, есть осложнения. Кроме коронавируса есть же ещё другие риновирусы, пневмовирусы и все вот эти пневмонии, ОРВИ, там определённая доля — коронавирус. Для того, чтобы точно сказать, что перечисленные симптомыэто последствия коронавируса, нужно взять по сто больных каждой инфекцией и посмотреть, когда переболеют, какие у кого и от чего были осложнения. И я вам даю гарантию, что обсуждаемые болячки не связаны с коронавирусом.
Вот Николай Николаевич Филатов, светлой его памяти, бывший главный санитарный врач Москвы, в прошлом году умер от «коронавируса».
Через некоторое время читаю интервью сына: две недели лечился от коронавируса, а потом покойный настоял, чтобы сделали посев — оказалось, что у него клебсиелла. Клебсиелла — это такая бактерия, условно-патогенная, очень опасная.
В феврале 2017 года ВОЗ причислила клебсиеллы к наиболее опасным бактериям в связи с их резистентностью к существующим антибактериальным препаратам. У Проценко в «Коммунарке» 40% умерших после третьего дня умерли как раз из-за этой проклятой клебсиеллы, она очень агрессивна.
Так почему вы решили, что симптомы, о которых мы говорим, связаны именно с коронавирусной инфекцией?
«СП»: — Значит, когда у нас после болезни начинает заплетаться язык или появляются провалы в памяти, нужно бежать к специалисту по инфекционным заболеваниям?
— Нет, вам нужно бежать к психиатру. Если вы, как говорится, смотрите в книгу, а видите фигу, то это, скорее всего, происходит потому, что у вас в голове такая установка. Именно потому, что кругом повторяют, что коронавирусная инфекция даёт подобные осложнения.
Вы чем-то переболели, думаете, что это был ковид, и уже заранее настраиваете себя на то, что появятся подобные проблемы.
Нужно убрать из головы эту предвзятость, и всё будет нормально.
Или хотя бы к психологу обратитесь, он поможет убрать эту установку, — рекомендует академик.
Психолог действительно не помешает. Потому как случаи, когда здоровые люди придумывают себе болячки (главное, нужные симптомы у себя находят) и потом долго лечатся описаны даже в беллетристике:
— Помните «Трое в лодке, не считая собаки» Джерома К. Джерома? — рассказывает психолог Анна Шелестова. — Там приключения главного героя начинаются с того, что он читает книгу по медицине и обнаруживает у себя все перечисленные в ней болезни, кроме воспаления коленной чашечки.
А врач, к которому он обращается, прописывает бифштекс, пиво и прогулки, потому как все его болячки — от разыгравшегося воображения.
Двое его друзей — такие же «неизлечимые» пациенты, убеждённые в том, что они страдают от тяжёлых болезней. Сейчас таких людей намного больше. Информация медицинского характера теперь в свободном доступе, даже в библиотеку ходить не надо, в сети можно найти всё. Добавим к этому, что некоторые СМИ буквально запугивали людей последствиями ковида, так что удивляться нечему.
Кстати, история свидетельствует: эпидемии очень часто вызывают у людей психоз в том или ином виде, вплоть до экстремальных психических расстройств, включая галлюцинации.
Так в 1889 году после вспышки гриппа в Санкт-Петербурге врачи отмечали, что горожане жалуются на бессонницу, депрессию, вплоть до мыслей о самоубийстве или же убийстве. Историк медицины из Лондонского городского университета Марк Хонигсбаум утверждал, что в середине 1890-х годов в британских медицинских журналах публиковалось много подобных историй.
В настоящее время специалисты изучают влияние вирусных инфекций на психику. Предполагается, что организм может вырабатывать антитела, которые вызывают ответ иммунной системы — атаку на мозг. Но пока это предположения без веских доказательств.
В 2011 году исследователи из Университета Джона Хопкинса провели исследование четырех видов коронавирусов и обнаружили, что на взрослых, страдающих шизофренией, вирусы воздействовали сильнее — в их организмах обнаруживалось больше антител, чем у психически здоровых людей. Пока неясно, что это означает применительно к пандемии COVID-19, но специалисты отмечают, что «связь инфекции и психоза будет наблюдаться при любом новом возбудителе болезни».
Так что вполне возможно, что самыми востребованными врачами в ближайшее время станут не эпидемиологи, а психиатры.