Крупнейший на Дальнем Востоке и Сибири авторынок иномарок японского производства «Зеленый угол» замер в неясностях и ожиданиях. Торговцы занимаются распродажей завезенных еще по прежним пошлинам автомобилей и ругают несправедливое на их взгляд решение правительства. Сами же по-тихоньку подыскивают новую работу.
— На рынке затишье, — говорит автодилер Олег. — Покупателей очень мало. Машины ведь подорожали, но новые пошлины пока не виноваты, виноват растущий доллар. У нас на площадках еще ни одну машину не купили по новым пошлинам. Если мы назовем новую цену, то, боюсь, покупатели нас натурально побьют. Люди сегодня не в состоянии за наличку купить машину — цена заоблачная, а кредитов не дают. А если дают, то по еще более заоблачным процентам. Сейчас праворуких «японок» у нас нет дешевле 10000 долларов.
Ценники все продавцы уже переписали в доллары, и поскольку курс валюты уже здорово подскочил, то выходит и машины подорожали в среднем на 30−50 тысяч рублей.
С рублями, кстати, крупно пролетели покупатели из Сибири, которые приехали с толстыми пачками тысячных купюр. За три дня, пока выбирали машины, доллар подскочил, а рубли все отказываются брать даже по банковскому курсу. Так и уехали, несолоно хлебавши.
Гостей с рублем во Владивостоке не жалуют
— Авторынок, конечно, никуда не денется. Уйдут с него, видимо, те, для кого продажа автомобилей не является основным заработком. Останутся только истинные автобизнесмены, — утверждают дилеры.
Самое парадоксальное, что пошлины ударили и по «государевым» таможенникам, а главное — по бюджету. Ведь инициатива правительства приведет к существенному сокращению объемов поставок авто. Как объяснил корреспонденту «Свободной прессы» заместитель начальника Владивостокской таможни по экономической деятельности Леонид Гурин, уже в первом квартале запланировано снижение общих объемов перечислений в бюджет примерно на 40 процентов по сравнению с четвертым кварталом 2008 года.
Заметим, что в 2008-м Владивостокской таможней в бюджет перечислено 62 миллиарда рублей. Треть этой суммы — платежи за автоимпорт.
В Приморье, Хабаровском крае и других территориях Дальнего Востока, а также Сибири в растерянности работники сотен автомастерских, шиномонтажек, моек, автомагазинов запчастей… В задумчивости многие экипажи морских судов, занимавшиеся перевозкой автомобилей из Японии в порты Дальнего Востока. В простое железнодорожные платформы, доставлявшие иномарки на запад страны…
— Так что, умрет рынок после того, как допошлинные машины будут распроданы? — спрашиваю у Олега.
— Думаю, не окончательно. Немного будем возить. Но большинству подержанная иномарка станет далеко не по карману.
А вчера сперли капот…
Поскольку покупательский спрос упал, продавцы решили поменять стратегию закупок. Николай Волохов, продавец автомобилей, работающий с аукционами Японии, объясняет: - Мы планируем теперь завозить автомобили с объемом двигателя не выше 2400 кубиков, так как пошлина на них более или менее приемлема.
Российские же производители до сих пор не имеют четких планов по освоению рынка Дальнего Востока, хотя и говорят, что он им интересен. Ни один из автозаводов не располагает в регионе разветвленной сетью продаж и обслуживания автомобилей. У ВАЗа на Дальнем Востоке всего 12 точек продаж, у «Соллерс» (УАЗ, SsangYong и Fiat) — также 12, у прочих их нет вообще.
Командир полка ДПС ГИБДД УВД по Владивостоку Николай Старинец говорит, что возросло воровство запчастей «под заказ». Буквально пару дней назад принес заявление владелец «Скайлайна», с машины которого сняли капот. Были обращения хозяев авто по поводу украденных дверей…
— Я думаю, количество краж в 2009-м увеличится. Ведь из-за повышения пошлин станут ввозить меньше иномарок. А с ростом курса доллара подорожают и запчасти, — поделился прогнозом Старинец.
Кстати, еще один аргумент в пользу «Жигулей» — они у угонщиков не пользуются популярностью. В январе дважды угоняли один и тот же «тазик» с улицы Менжинского, но оба раза преступники автомобиль бросали, ничего не тронув …
Глас народа
Идея Путина, пересадить людей за Уралом на российские машины, ошибочна в корне, считают местные автолюбители, и добавляют: даже с учетом озвученных премьер-министром мер по льготному кредитованию и бесплатной доставке машин на Дальний Восток. В Приморье, Хабаровском крае, Амурской области, на Сахалине и Камчатке выросло уже целое поколение молодых людей, которые просто не знают, что из себя представляют отечественные легковушки. Ведь их на дорогах Дальнего Востока почти не нет. Ветераны, конечно, еще помнят. И вот их мнение.
Николай Билык, владелец джипа «Мицубиси Паджеро»:
— Мне повезло с работой в советские времена, и я мог себе позволить менять «Жигули» довольно часто. У меня в памяти только одно — десятки поломок в самых не подходящих ситуациях. В багажнике я постоянно возил кучу запчастей и инструментов, чтобы на обочине чинить. Сегодня я просто забыл, где лежат ключи. Они, видимо, заржавели. А когда мне довелось купить свой первый довольно изношенный «Паджеро», и когда я сел за руль, то понял: вот эта машина для меня. Она ни разу меня не подвела. Даже в длительных поездках на сотни километров. Если после повышения пошлин у меня не будет хватать денег, на свежую иномарку, а их уже точно не будет хватать, так как я уже на пенсии, то на своем «джипере» я решил ездить до конца. Буду подклеивать, подмазывать, подвязывать веревочками, но на отечественную машину не сяду.
Ему вторит автовладелец Владимир Губанов:
— Буду на старенькой иномарке ездить до предела, но на «Приору» не пересяду. Её не сравнишь с японским «хламом» ни по экологическому классу, ни по экономчности, ни по комфорту, ни по надежности…Владивосток