С сетью McDonald’s у нас всегда было очень неоднозначно. Одни говорят, что в McDonald’s — вкусно, другие — страшный яд. Одни говорят — прогрессивно, другие — «они наши деньги за бугор переводят». И вот, казалось бы, поставлена жирная точка: рестораны быстрого питания закрылись. Но неопределенность осталась, то ли навсегда ушли, то ли вернутся.
Политических заявлений в руководстве не делали, закрылись вроде бы в связи с возникшими «операционными, техническими и логистическими сложностями», стало невозможно «гарантировать бесперебойную работу, поддержание ключевого ассортимента, высокие стандарты качества». И вот появилась информация, что американская сеть ресторанов McDonald’s может возобновить работу — под другим брендом. Об этом рассказали «Известия».
Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей Александр Калинин (ФЗП) считает, что работа сети McDonald’s в России обязательно восстановится:
— Это серьезный бизнес, завязанный на представителей делового мира России, на поставки местного сырья — много факторов, которые подсказывают мало-мальски информированному человеку, что такие крупные компании продолжат у нас работать. Конечно, бывают сложные ситуации: сегодня что-то случилось, а завтра обстоятельства изменятся.
«СП»: — Тем более, что генеральный директор сети McDonald’s Крис Кемпчински не делал резких политизированных заявлений. Он обратился к сотрудникам торговой марки с известием о том, что все 850 ресторанов быстрого питания в России «временно закрываются». Признался, что происходящие события «причинили невыразимые страдания», осудил насилие и призвал молиться за мир
— McDonald’s всегда работал в России очень деликатно. Когда наша организация начала проверять содержание «трансизомеров жирных кислот» в продуктах сетей быстрого питания, мы проверяли 61 организацию, в том числе и данную сеть ресторанов. Мы были удивлены, как грамотно и деликатно работают их технологические службы и службы качества. Нигде не были обнаружены трансизомеры, и это при том, что они везде используют кипящее масло.
После проверки мы написали им от имени фонда, что прошла независимая экспертиза и содержание вредных веществ в продуктах, закупленных в разных точках сети, не подтвердились. Пожелали дальнейших успехов. Можно по-разному относиться к Америке, к американцам вообще и Джозефу Байдену в частности, но «Макдональдс» у нас работал хорошо. Двадцать лет его российское отделение возглавлял Хамзат Хамидович Хасбулатов. Сейчас он председатель Совета благотворительного фонда «Дом Роналда Макдоналда».
Они всегда отдавали себе отчет в том, что надо работать цивилизованно. Чтобы не было замечаний, скандалов, чтобы потребители не писали жалобы. Так что, я думаю, что эта известная уважаемая компания вернется.
У нас ведется активная работа по замещению фастфуда. Есть ведь и другие желающие. Правительство Москвы активно работает в этом направлении. В городах миллионниках, где были открыты рестораны быстрого питания под этим брендом, тоже работают над возможным замещением ушедших. Когда беглецы вернутся, работать им станет немного сложнее.
«СП»: — В сети McDonald’s отложена с одной стороны жесткая система — для работников, зато другой стороны, для посетителей — все очень удобно. Всегда чистые полы, столы, туалеты. К сожалению, у нас в общепите такое было не всегда. И традиция закрывать туалеты на замок кое-где остается.
— Разумеетс, я американский фастфуд, который появился у нас на Тверской, 34 года назад, был определенным плюсом. Он пропагандировал рациональность, культуру потребления. В общем, это хорошо продуманная система по производству и реализации продуктов с отлаженной рекламой.
Данная сеть быстрого питания здесь у нас работала в русле обеспечения продовольственной безопасности. Там сложилась своя школа подготовки кадров — тысячи молодых людей ее прошли. Можно сказать, они получили опыт западного менеджмента, опыт работы с потребителями. Они действуют культурно, четко и быстро — наверное, это тоже очень важно. Просто так перечеркивать — пошли вон из России — тоже нельзя. Компания много значит в мире.
Думаю, она вернется, не знаю только под каким брендом. Возможно под нашим, российским, по принципу «яйца те же, но только вид сбоку». Это ожидаемо, также, как и возвращение многих других компаний. Может, где-то им придется затянуть пояс, переждать. Зато впереди их ждет нормальная прибыль. Не только благодаря повышению цен, но и благодаря активному спросу.
Пока компания окончательного решения о возврате не приняла. Но три месяца прошло, и пора что-то решать. Не совсем понятно, нужно ли «спасать вложенные средства», которые пошли на развитие сети ресторанов, или все давно уже окупилось?
Люди потянутся в привычное место, просто потому, что их туда ноги понесут. А франчайзинг-партнерам сети в такой ситуации можно бы рассчитывать на сокращение суммы платежа за использование нового имени.
Про систему франчайзинга пишут разное, в том числе что правообладатель, владелец бренда получает в качестве роялти за торговую марку не так уж много. В Америке — вроде бы меньше процента. У нас 5%, плюс 8,5% ежемесячно.
Политолог, кандидат политических наук, профессор Александр Шатилов считает, что McDonald’s имеет на Западе стратегическое значение:
— На него завязано очень много не только экономических, но и политических аристократических групп. В этой связи разрыв с компанией в России своего рода политическая акция, демарш.
С одной стороны, российский рынок — очень емкий, компания понесет существенные убытки. С другой стороны, есть разница между тем, что компания сама уходит, и если ее попросят «на выход». Так что теперь там думают, как быть. На эту фирму завязан западный истеблишмент и проигнорировать санкции — значит, вбить клин в антироссийскую изоляционистскую компанию. И прибыль потерять не хочется.
McDonald’s — одна из лоббистских западных структур. Ей не хотелось бы уходить с российского рынка. Уйти легко, вернуться будет труднее, как было с этой компанией в Донецкой народной республике.
В 2014 году там на месте ушедшего «Макдака» возник точно такой же «ДонМак», который воспроизводит всю номенклатуру, отчасти копируя бренд. У американцев есть опасения, что российские производители могут перехватить их бизнес, нишу, контингент. Вот они и пытаются найти варианты, чтобы так или иначе остаться в России.
McDonald’s — это все-таки общемировой бренд. Они могут переназваться, чтобы обойти санкции, сохранив при этом преемственность. Те, кому нужно — уже давно эти санкции обходят. Например, компания Siemens, которая громко заявив об уходе, как поставляла в Россию свою продукцию, так и поставляет — во всяком случае до самого последнего времени то тут, то там ее оборудование обнаруживается.
«СП»: — Но это высокотехнологичная продукция. Что касается ресторана быстрого питания, то там мы покупаем котлетки из российского мяса, вложенные в булочки из российской муки, салат — тоже местный, не говоря уж про картошку фри, жареную в российском масле. Все это готовят наши люди, но подается на российском пластмассовом подносе — с особым западным шиком.
— Этому ресторану удалось создать свою культуру потребления. Многие российские бренды не задумываются о том, что надо создавать свою группу поддержки. А McDonald’s очень неплохо в этом плане работает, что называется «окучивает» нашу молодежь. Проводит постоянные и эффективные пиар-акции. На них работают профессионалы. Поэтому их котлета более привлекательна, чем точно такая же или даже вкуснее, но от малоизвестной компании.
«СП»: — Хорошо или плохо, что это западное влияние через котлету в булочке останется в России?
— По большому счету, мне кажется, с западными компаниями нужно действовать по принципу «уходя уходи». А вот они ведут себя по англосаксонскому принципу — заявить об уходе, но при этом не уходить полностью. Демонстративно хлопнуть дверью, но оставить калитку, пытаясь в нее пролезть обратно.