Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

McDonald’s может стать «Маклаудом» или «Макфлаем»

Чизбургер и картошка фри с приставкой «Мак» думают о возврате в Россию

14964
McDonald's может стать «Маклаудом» или «Макфлаем»
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

С сетью McDonald’s у нас всегда было очень неоднозначно. Одни говорят, что в McDonald’s — вкусно, другие — страшный яд. Одни говорят — прогрессивно, другие — «они наши деньги за бугор переводят». И вот, казалось бы, поставлена жирная точка: рестораны быстрого питания закрылись. Но неопределенность осталась, то ли навсегда ушли, то ли вернутся.

Политических заявлений в руководстве не делали, закрылись вроде бы в связи с возникшими «операционными, техническими и логистическими сложностями», стало невозможно «гарантировать бесперебойную работу, поддержание ключевого ассортимента, высокие стандарты качества». И вот появилась информация, что американская сеть ресторанов McDonald’s может возобновить работу — под другим брендом. Об этом рассказали «Известия».

Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей Александр Калинин (ФЗП) считает, что работа сети McDonald’s в России обязательно восстановится:

— Это серьезный бизнес, завязанный на представителей делового мира России, на поставки местного сырья — много факторов, которые подсказывают мало-мальски информированному человеку, что такие крупные компании продолжат у нас работать. Конечно, бывают сложные ситуации: сегодня что-то случилось, а завтра обстоятельства изменятся.

«СП»: — Тем более, что генеральный директор сети McDonald’s Крис Кемпчински не делал резких политизированных заявлений. Он обратился к сотрудникам торговой марки с известием о том, что все 850 ресторанов быстрого питания в России «временно закрываются». Признался, что происходящие события «причинили невыразимые страдания», осудил насилие и призвал молиться за мир

—  McDonald’s всегда работал в России очень деликатно. Когда наша организация начала проверять содержание «трансизомеров жирных кислот» в продуктах сетей быстрого питания, мы проверяли 61 организацию, в том числе и данную сеть ресторанов. Мы были удивлены, как грамотно и деликатно работают их технологические службы и службы качества. Нигде не были обнаружены трансизомеры, и это при том, что они везде используют кипящее масло.

После проверки мы написали им от имени фонда, что прошла независимая экспертиза и содержание вредных веществ в продуктах, закупленных в разных точках сети, не подтвердились. Пожелали дальнейших успехов. Можно по-разному относиться к Америке, к американцам вообще и Джозефу Байдену в частности, но «Макдональдс» у нас работал хорошо. Двадцать лет его российское отделение возглавлял Хамзат Хамидович Хасбулатов. Сейчас он председатель Совета благотворительного фонда «Дом Роналда Макдоналда».

Читайте также

Они всегда отдавали себе отчет в том, что надо работать цивилизованно. Чтобы не было замечаний, скандалов, чтобы потребители не писали жалобы. Так что, я думаю, что эта известная уважаемая компания вернется.

У нас ведется активная работа по замещению фастфуда. Есть ведь и другие желающие. Правительство Москвы активно работает в этом направлении. В городах миллионниках, где были открыты рестораны быстрого питания под этим брендом, тоже работают над возможным замещением ушедших. Когда беглецы вернутся, работать им станет немного сложнее.

«СП»: — В сети McDonald’s отложена с одной стороны жесткая система — для работников, зато другой стороны, для посетителей — все очень удобно. Всегда чистые полы, столы, туалеты. К сожалению, у нас в общепите такое было не всегда. И традиция закрывать туалеты на замок кое-где остается.

— Разумеетс, я американский фастфуд, который появился у нас на Тверской, 34 года назад, был определенным плюсом. Он пропагандировал рациональность, культуру потребления. В общем, это хорошо продуманная система по производству и реализации продуктов с отлаженной рекламой.

Данная сеть быстрого питания здесь у нас работала в русле обеспечения продовольственной безопасности. Там сложилась своя школа подготовки кадров — тысячи молодых людей ее прошли. Можно сказать, они получили опыт западного менеджмента, опыт работы с потребителями. Они действуют культурно, четко и быстро — наверное, это тоже очень важно. Просто так перечеркивать — пошли вон из России — тоже нельзя. Компания много значит в мире.

Думаю, она вернется, не знаю только под каким брендом. Возможно под нашим, российским, по принципу «яйца те же, но только вид сбоку». Это ожидаемо, также, как и возвращение многих других компаний. Может, где-то им придется затянуть пояс, переждать. Зато впереди их ждет нормальная прибыль. Не только благодаря повышению цен, но и благодаря активному спросу.

Пока компания окончательного решения о возврате не приняла. Но три месяца прошло, и пора что-то решать. Не совсем понятно, нужно ли «спасать вложенные средства», которые пошли на развитие сети ресторанов, или все давно уже окупилось?

Люди потянутся в привычное место, просто потому, что их туда ноги понесут. А франчайзинг-партнерам сети в такой ситуации можно бы рассчитывать на сокращение суммы платежа за использование нового имени.

Про систему франчайзинга пишут разное, в том числе что правообладатель, владелец бренда получает в качестве роялти за торговую марку не так уж много. В Америке — вроде бы меньше процента. У нас 5%, плюс 8,5% ежемесячно.

Политолог, кандидат политических наук, профессор Александр Шатилов считает, что McDonald’s имеет на Западе стратегическое значение:

— На него завязано очень много не только экономических, но и политических аристократических групп. В этой связи разрыв с компанией в России своего рода политическая акция, демарш.

С одной стороны, российский рынок — очень емкий, компания понесет существенные убытки. С другой стороны, есть разница между тем, что компания сама уходит, и если ее попросят «на выход». Так что теперь там думают, как быть. На эту фирму завязан западный истеблишмент и проигнорировать санкции — значит, вбить клин в антироссийскую изоляционистскую компанию. И прибыль потерять не хочется.

McDonald’s — одна из лоббистских западных структур. Ей не хотелось бы уходить с российского рынка. Уйти легко, вернуться будет труднее, как было с этой компанией в Донецкой народной республике.

В 2014 году там на месте ушедшего «Макдака» возник точно такой же «ДонМак», который воспроизводит всю номенклатуру, отчасти копируя бренд. У американцев есть опасения, что российские производители могут перехватить их бизнес, нишу, контингент. Вот они и пытаются найти варианты, чтобы так или иначе остаться в России.

McDonald’s — это все-таки общемировой бренд. Они могут переназваться, чтобы обойти санкции, сохранив при этом преемственность. Те, кому нужно — уже давно эти санкции обходят. Например, компания Siemens, которая громко заявив об уходе, как поставляла в Россию свою продукцию, так и поставляет — во всяком случае до самого последнего времени то тут, то там ее оборудование обнаруживается.

Читайте также

«СП»: — Но это высокотехнологичная продукция. Что касается ресторана быстрого питания, то там мы покупаем котлетки из российского мяса, вложенные в булочки из российской муки, салат — тоже местный, не говоря уж про картошку фри, жареную в российском масле. Все это готовят наши люди, но подается на российском пластмассовом подносе — с особым западным шиком.

— Этому ресторану удалось создать свою культуру потребления. Многие российские бренды не задумываются о том, что надо создавать свою группу поддержки. А McDonald’s очень неплохо в этом плане работает, что называется «окучивает» нашу молодежь. Проводит постоянные и эффективные пиар-акции. На них работают профессионалы. Поэтому их котлета более привлекательна, чем точно такая же или даже вкуснее, но от малоизвестной компании.

«СП»: — Хорошо или плохо, что это западное влияние через котлету в булочке останется в России?

— По большому счету, мне кажется, с западными компаниями нужно действовать по принципу «уходя уходи». А вот они ведут себя по англосаксонскому принципу — заявить об уходе, но при этом не уходить полностью. Демонстративно хлопнуть дверью, но оставить калитку, пытаясь в нее пролезть обратно.

Последние новости
Цитаты
Спиридон Килинкаров

Бывший депутат Верховной рады, оппозиционный политик

Айнур Курманов

Лидер Социалистического движения Казахстана

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня