Глава ВТБ Костин открыл закрытие: «Санкции — надолго. Глобализация в прежнем виде закончилась». Это, наверное, больно для человека, написавшего более 20 лет назад диссертацию «Глобализация как форма интернационализации экономики». Банкир Очевидность признаётся:
«Было бы неверно утверждать, что этот процесс не принес нашей стране существенных экономических выгод. Одним из бенефициаров стал современный финансовый сектор, который был создан всего за несколько лет практически с нуля на основе американских и европейских (других просто не было!) технологических платформ, инструментов и практик ведения бизнеса».
То есть «бенефициары» собезьянничали всё, лишь бы побыстрее зафиксировать поделённое и запустить в оборот — от стандартов и идей до терминологии и униформы. А современный «финансовый сектор» лучше всего проиллюстрировать на примере Абрамовича — юристы как раз сейчас пытаются вывести его из-под западных санкций, ведь Роман Аркадьевич заплатил за 20 лет в Великобритании (по признанию адвокатов) только налогами — £1,75 млрд, если брать в долларах, то $2,2 млрд. Как это откуда?!
Вот «Сибнефть» купил в 1995 году за 100 млн. долларов (причём, на деньги, взятые в основном у … самой же «Сибнефти», причём в рассрочку). Продал «Газпрому» в 2005 году за 13 млрд. долл.
Или ещё из шедеврального: у Льва Чёрного за 550 млн. долл. (опять же в рассрочку «под честное слово») одолжил акции алюминиевых заводов, и заложил их в совместное предприятие «Русский алюминий» с другим братом Чёрного — Михаилом и его подельником Дерипаской. Когда внес, те заплатили ему 750 млн. долл. «компенсации». (Заводы, которые «внес» Абрамович стоили дороже заводов, которые внесли они).
Получив 750, Абрамович отдал 550 второму брату Льву Чёрному за акции, а 200 оставил себе. Профит: не потратив ни копейки, ни центика личных денег, Абрамович получил 50% в «Русском алюминии», огромной алюминиевой монополии, да еще 200 млн. долларов в придачу…
Понятно, что при рентной экономике — ресурсы приватизируй, социалку «оптимизируй» — таким деньгам «делать нечего», поэтому отсюда — в многочисленные офшоры, а оттуда уже в Соединённое королевство и Евросоюз для «активизации» (активы) и легализации. Нынче юристы Абрамовича, защищая его от импортных санкций, вполне логичны: может ли Роман Аркадьевич являться «спонсором» российской власти, если налогами он заплатил куда более — британской?
Но вернёмся в родные пенаты, к банкиру Костину констатирующему:
«Глядя из дня сегодняшнего, очевидно, что интеграция нашей страны в глобальный рынок и политические структуры на условиях „вторичности“ не могла быть устойчивой, потому что не предусматривала не только учета национальных интересов России в ключевых сферах, но даже равноправного и взаимоуважительного диалога».
Парадокс: с одной стороны — «процесс принёс стране существенные экономические выгоды», с другой — «не предусматривал учета национальных интересов России». Впрочем, если убрать абстрактное слово «страна», оставив вместо — конкретных «бенефициаров», тогда всё «нормально». Без противоречия смысла и содержания. И какие могут быть обиды на отсутствие «равноправного диалога» с теми, кто из-за своей короткой жадности сами создавали в Российской Федерации «условия вторичности»?
«Сегодня у нас есть уникальный шанс начать с чистого листа», — полон оптимизма Костин. Сегодня?!! 30 минувших лет забудем, они не в счёт? Кстати, вот по этой ссылке можно посмотреть рассекреченные директивы национальной безопасности США администрации Рейгана с 1981 по 1989 годы. Там предметно и много чего про экономическое противостояние с Советским Союзом: как американцы продавливали одну «ветку» вместо двух газопровода Уренгой-Помары-Ужгород; как осуществлялась кампания по технологической ДЕЗИНФОРМАЦИИ Советского Союза; как «вытягивали» из советской экономики средства, чтоб максимально затруднить капитальные вложения в стратегическое развитие.
Например, программа по наращиванию внутреннего производства молока и мяса. Именно и исключительно для этих целей Советский Союз стал увеличивать импорт кормового зерна для животноводства. Штаты решили воспользоваться оказией для картельного повышения мировых цен на зерно, но не получилось. Однако картель в составе США, Канады, Аргентины, Китая всё же организовался недаром, «общий сговор» предопределил поставки в СССР только по долгосрочным контрактам с зафиксированным объёмом, независимо от конъюнктуры.
Поэтому советский импорт зерна — не менее 9 млн тонн из США, не менее 5 млн. тонн из Канады, не менее 4 млн. тонн из Аргентины и не менее 1,5 млн тонн. из Китая — вынужденно осуществлялся даже в те годы, когда в СССР были хорошие урожаи, и страна в таком количестве зерна попросту не нуждалась. Доходило до того, что импортированное за валюту зерно сгнивало за ненадобностью. А иначе никак — контракт! И всё равно, стратегически это было выгодно — купить «продукт низкой добавочный стоимости», ради потенциала советского воспроизводства «продуктов высокой добавочной стоимости». Кто ж предполагал, что времени «перетерпеть» не хватит…
Впрочем, речь не о той эпохе, а об этой. «Собрание сочинений» администрации Рейгана — прекрасный учебник, настоящее пособие по контр-реагированию. Читай и упреждай, кто предупреждён, тот вооружён! Всё нынешнее новое, это практически «один в один» тогдашнее. За вычетом «персональных санкций, ибо не верили прагматичные американцы, что «наложение» на Политбюро и красных директоров будет целесообразно и эффективно.
Вряд ли, нынешняя российская элитка, регулярно оповещающая российское население о «непредсказуемости» зарубежных санкций — вообще не умеет читать. Тогда чего же — отсутствие образовательного досуга из-за запарки между сеансами Ночной хоккейной лигой и утренним яхтингом? Или недостаточность «интеллектуальных эксцессов» элитарных индивидуумов? Чем же при таком раскладе опять заполнится пресловутый «чистый лист»?
Удержаться от цитирования банкира Костина невозможно, в одной и той же колонке: «Кризис для нас — новая нормальность» и «Что будет дальше — решать нам». Вы ж, вроде уже «порешали», вследствие чего кризис стал «нормальностью». Шо, опять?