Летом в Донецкой и Луганской республиках сдадут в эксплуатацию несколько социально значимых объектов. Причем сделает это не кто-нибудь, а военные строители Минобороны России — об этом доложил зам по тылу министра обороны РФ Тимур Иванов. В Мариуполе к осени должен появиться жилой микрорайон из 12 пятиэтажных домов на тысячу квартир. Их построят отнюдь не «два солдата из стройбата», а более шестисот строителей и восемь десятков единиц спецтехники.
Рядом со стройплощадкой развернуты полевые кухни, обеспечивающие всех желающих бесплатной гречневой кашей с тушенкой, хлебом со сладким чаем, сообщают РИА «Новости».
Член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько считает, что восстановление разрушенного варварскими обстрелами националистов Донбасса — это проявление реальной заботы о местных жителях, особенно о тех, кто потерял жилье:
— Это показывает, что Россия успешно инкорпорирует земли Новороссии. Хотя сейчас не совсем понятно, в каком именно государстве будут жить новоселы: с одной стороны, тот же Мариуполь — это город в составе Донецкой области, но, коль скоро объекты возводятся Министерством обороны, то значит, он в дальнейшем будет в составе России?
Хотя может быть, в новых политических реалиях, одно другому не противоречит.
«СП»: — Наверное, не так уж важно, куда освобожденные города и поселки войдут административно, главное, чтобы людям было, где жить.
— Да, конечно, это самое главное. И Мариуполь как населенный пункт — тоже останется на карте, его не будут забрасывать, строить новый, не будут расселять жителей по другим местам. По-прежнему будет функционировать порт, останутся промышленные предприятия.
«СП»: — Поражают запланированные сроки возведения объектов: многофункциональный медицинский комплекс на 200 мест возведут в Луганске, обещают сдать уже в октябре.
Его оснастят современной диагностической аппаратурой: компьютерным томографом, оборудованием для рентгена, УЗИ, эндоскопии. Похоже, это реально, для обеспечения ДНР и ЛНР стройматериалами военные специалисты развернули три мобильных цементных завода. Причем первый завод запустили всего за три недели.
— В Луганской народной республике, наконец, начали делать дороги. Их не то, что чинят, а делают заново. Я был в ЛНР, и могут подтвердить, что дороги там больше напоминали лунную поверхность с многочисленными «кратерами». Все эти восемь лет они вообще не чинились. Были абсолютно разбиты, как в результате военных действий, так и просто от износа. Любопытно, что в ДНР картина другая — там их чинили, прокладывали новые. Так что «человеческий фактор» никто не отменял.
«СП»: — Президент России еще в 2017 года подписал указ № 127, по сути восстанавливающий знаменитый советский «стройбат». Его ликвидировали еще при Борисе Ельцине, когда считалось, что строительство это «не присущие военным функции».
Пять лет назад лишь некоторые дотошные аналитиками сделаны выводы о воссоздании в России «Спецстроя». И вот в наши дни «стройбат» доложен показать себя во всей красе — выясняется, что строительство — очень даже присуще военным.
— Что касается Министерства обороны, то мне кажется, неважно, кто конкретно восстанавливает: стройбат, ростовские строители или местные жители, которые могут получить работу. Но если строит Министерство обороны, то очевидно — за счет своего бюджета. Главное, чтобы не было лазеек для коррупции.
Экономист, экс-председатель ВС России Руслан Хасбулатов считает, что главное, как будут расходоваться средства. Насколько умело:
— Конечно, очень важен подбор кадров на ключевых местах. Он важен с тех пор, как появилось организованное человеческое общество, появилось разделение труда. Имеют большое значение люди, занимающиеся организацией работ. Посмотрим, как все будет организовано.
«СП»: — Расходная часть нашего бюджета действительно практически «резиновая» — благодаря нелепым санкциям Запада, которые подстегнули рост цен на углеводороды. Профицит — аж целый триллион рублей, если не больше. Вот его и направят на восстановление ЛНР и ДНР?
— Казна набухает, а посмотрите, какой у нас уровень жизни. Все хвастаются: ах, у нас профицит бюджета. А это только раздражает население. Какое имеет отношение к людям этот ваш профицит, о котором все время говорят. Наплевать им на этот профицит. Дайте не профицит, а нормальную жизнь, работу, возможность обеспечить семьи, повысить уровень жизни.
Дефицит или профицит бюджета интересен для нас, экономистов-теоретиков. Мы по этому поводу рассуждаем. А зачем эти экономические категории людям, занимающимся конкретными делами?!
Недавно прошло заседание штаба по восстановлению освобожденных территорий Украины. Там обсуждался мастер-план развития Мариуполя и будущее «Азовстали». Вот этого металлургического комбината, некогда построенного на самом берегу реки Кальмиус, в прежнем виде, может и не быть.
Вообще в качестве приоритетных — объекты, обеспечивающие население водой, как это было в Крыму. Например, новый водовод производительностью — 100 тыс. кубометров в сутки соединит Ханженковское водохранилище и канал Северский Донец. Его протяженность составит более двадцати километров, но еще будут проложены трубы, общей протяженностью чуть ли не сотню километров. На работах задействовано более трехсот человек и сотня единиц техники. Водовод обеспечит пресной водой сразу несколько населенных пунктов ДНР. Впереди установка в водоемах плавучих насосные станций с системами фильтрации.
Политолог Андрей Марчуков считает, что восстанавливать разрушенное необходимо, так делалось всегда:
— Людям надо где-то жить, поэтому необходимо восстанавливать жилье. Потребуются объекты коммунального хозяйства и промышленные предприятия. Если брать для примера тот же Мариуполь — это был крупнейший промышленный центр Советского Союза. Я думаю, его заводы будут восстановлены, но сейчас первоочередная задача — восстановить жилой фонд, коммунальные объекты.
Пока лето, тепло, люди могут ночевать и готовить на улице, но совсем скоро наступит осень, к тому времени нужно восстановить максимальное количество разрушенных домов и инфраструктуры.
К сожалению, восстанавливать приходится за счет наших средств, а не за счет контрибуций поверженной Украины. Я не знаю, участвуют ли украинские военнопленные в восстановительных работах, в разборе завалов. На мой взгляд, задействовать их было бы крайне необходимо. Эти люди разрушали города, тот же самый Мариуполь, пусть бы работали над их восстановлением, как это было с немцами, румынами и прочими военнопленными после Великой Отечественной.
До сих пор стоят дома, построенные немцами. Вот и сейчас было бы правильно вовлечь в восстановление те шесть с лишним тысяч военнопленных, причастных к разрушению объектов ДНР и ЛНР.
«СП»: — Пока об этом ничего не слышно. Возможно, использование военнопленных на такого рода работах противоречит «Женевской конвенции», на которую сейчас принято ссылаться?
— Я думаю, никак не противоречит. В «Женевской конвенции» говориться о гуманном обращении с военнопленными, а не о том, что им нельзя заниматься общественно-полезными работами. Эти люди должны своим трудом искупить вину.
Я надеюсь, что со временем Украина каким-то образом компенсирует стоимость разрушенных ею объектов.
«СП»: — Местные жители могли бы тоже принять участие в восстановлении своих городов, получая при этом за свой труд достойное вознаграждение. Им же нужно где-то зарабатывать?
— Безусловно. Но строительство — это профессия, далеко не каждый ею владеет. А вот расчищать завалы они могут и уже этим занимаются. Уверен, что случаев отлынивания от восстановительных работ среди них нет.
Во время Великой Отечественной это было не только добровольно, не хватало людей, поэтому проводились «трудовые мобилизации» для расчистки разрушенных объектов. В данном случае люди на Донбассе и в Новороссии — крайне заинтересованы в том, чтобы восстановить их города.
Помимо злободневных задач по созданию людям бытовых удобств, прямо сейчас реконструкция Мемориального комплекса Саур-Могила в ДНР. В 2014 году этот мемориал очень пострадал из-за обстрелов со стороны украинских националистов.
Саур-Могила расположена на высоте, за которую в 1943 году велись ожесточенные бои. В память о тех героических событиях, в 1967 году на этом месте появился мемориальный комплекс. И вот теперь устанавливаются новые элементы памятника — в честь боев 2014 и 2022 годов. Очень скоро над окрестностями взовьется в небо 36-метровой стела.