Губернатор Николаевской области Виталий Ким сообщил о намерении «закрыть» город для проведения рейда, чтобы найти людей, которые могут сотрудничать с РФ. «Николаев хотят закрыть на несколько дней и провести рейд против коллаборантов», — говорится в сообщении в Telegram-канала «Страна.ua».
В частности, как пояснил Ким, власти планируют «мероприятия по комендантскому часу», в ходе которых они «пойдут по домам и отработают нехороших людей». То есть речь идет о зачистке всех нелояльных власти элементов? Все как во время люстраций в 2014-м? Только тогда кидали в мусорные контейнеры, а сейчас будут сажать? И как на это отреагирует общество?
— Что такое «чистка рядов»? Это террор собственного населения, — уверен доктор философских наук, зав. кафедрой социологии и управления БГТУ им В.Г. Шухова Михаил Игнатов.
— Буквальное запугивание. Страх — последний козырь любого управленца, когда ничем другим уже справиться не получается. С чем не получается справиться власти Украины и Николаева в частности? С потерей своей легитимности в глазах населения. Поиски врагов среди «своих» — это истерика политического режима, явный сигнал последних дней его жизни.
«СП»: — Много ли «пророссийских» в Николаеве?
— Так как провести социологический опрос не представляется возможным, то о количестве сторонников России в Николаеве приходится судить лишь по косвенным признакам. Каким? Первый — это попытка их запугать заранее объявленной «чисткой» рядов. Второй — это точность работы сил ВКС России по военным объектам ВСУ в районе Николаева. Не только ведь спутниками добывается информация. Оба этих косвенных признака говорят о достаточной поддержке России в Николаеве. Причем поддержки при угрозе жизни. Что же будет после освобождения?
«СП»: — Что значит закрыть на несколько дней для проведения рейда? Зачистка от неблагонадежных элементов?
— Закрытие — это и дополнительное запугивание, и момент для маневра. Какого? Создание провокационных материалов для западных медиа. Закрытый Николаев — киносьемочный павильон для «реальности», нужной западным заказчикам.
И в этом «павильоне», в условиях закрытости, конечно неизбежны и личные сведения счетов, передел собственности в духе военного времени. Будет война всех против всех. Всеобъемлющий террор.
Кроме того, уже поступала информация и QR-кодах, расклеенных, к примеру, в том же Харькове, и отсылающих на адрес, куда можно отправить донос. Для доверенного до отчаяния мирного населения донос становится средством выживания. Украинское общество — общество потребления в худшем понимании этого термина. Когда потреблять не за что и нечего, но можно получить вознаграждение, сдав условного соседа — многие не выдержат такого искушения.
— Трудно сказать, как эта затея с рейдами по поиску украинских граждан, сотрудничающих с Россией, будет выглядеть на практике, — говорит политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
— Очевидно, что это, в первую очередь, пропагандистская акция, призванная показать горожанам, что власть стремится обеспечить их безопасность. Скорее всего, в городе усиливается недовольство вследствие того, что украинская ПВО не может защитить город от российских ракетных ударов. Власть попыталась объяснить это тем, что какие-то коллаборационисты помогают наводить ракеты на город. Мне трудно судить, насколько данное объяснение соответствует действительности, но у меня есть некоторые сомнения в том, что для нанесения удара высокоточными ракетами требуются данные со стороны наводчиков, находящихся в городе. В любом случае выявить подобных людей при помощи полицейских рейдов практически невозможно. Но проведение подобных акций создает опасность для злоупотреблений.
«СП»: — Почему сейчас и почему именно в Николаеве?
— Город на протяжении последних двух месяцев практически ежедневно успешно обстреливается российскими ракетами. При этом украинское военное командование постоянно заявляет об эффективности украинской ПВО. В результате подобного несоответствия пропагандистских заявлений и действительности у жителей города накапливаются раздражение и усталость от конфликта. Поэтому власть и решила прибегнуть к пропагандистским акциям.
«СП»: — По словам Кима, есть люди, которые отчаялись или не думают о последствиях, или решили заработать". Есть такие?
— До начала военных действий в Николаеве действительно было довольно много людей пророссийских взглядов. Теперь ситуация, естественно, изменилась. Те, кто раньше выступал за нормализацию отношений с Россией, теперь либо изменили свое отношение к ней, либо не решаются высказывать свои взгляды. Но, безусловно, остались и те, кто сохранил приверженность своим прежним убеждениям. Однако, насколько можно судить, значительно больше тех, кто устал от военных действий и поддерживают идею заключения мира на российских условиях ради возвращения к мирной жизни. К сожалению, нет никаких достоверных данных, позволяющих судить о том, какова доля носителей подобных настроений в украинском обществе. Но в Николаеве она должна быть довольно большой. И украинская власть видит сегодня свою задачу в том, чтобы показать, что она не собирается заключать мир на российских условиях и выступать с подобными требованиями бесполезно. Я не верю в существование значительного числа тех, кто получает какие-то деньги от российского военного командования за помощь и сотрудничество. Возможно, такие люди и есть, но их единицы. Но, к сожалению, приходится опасаться того, что украинская власть может попытаться в пропагандистских целях преувеличить число подобных «коллаборационистов». Как я уже говорил, подобная тактика может создать условия для разного рода злоупотреблений.
«СП»: — Не станет ли это поводом для сведения личных счетов?
— Такое вполне может случиться. Остается только надеяться на то, что украинская власть ограничится пропагандистскими действиями. И не станет раздувать истерию вокруг существования загадочных «коллаборационистов, помогающих российским войскам обстреливать город».
«СП»: — К чему это может привести?
— Не стоит забывать, что большинство украинского общества, в том числе и значительная часть жителей Николаева, поддерживает власть в противостоянии с Россией. Но, безусловно, подобные рейды могут создать почву для злоупотреблений и усилить ненависть по отношению к тем, кто выступает за примирение с Россией. Соответственно, если опыт Николаева действительно распространится и на другие города, которые подвергаются обстрелам со стороны российских войск, то возникнет опасность того, что выявление «коллаборционистов» примет характер «охоты на ведьм» в общенациональном масштабе.