«Профсоюз олигархов» — Российский союз промышленников и предпринимателей всё-таки начал рассматривать поправки в Трудовой кодекс, предложенные на прошлой неделе российским миллиардером Михаилом Прохоровым.
Всего предлагается внести 12 поправок — среди них и скандальное положение об увеличении рабочей недели до 60 часов, то есть законной прибавки к каждому рабочему дню до 4 часов. Сейчас работодатель тоже имеет право попросить работника трудиться сверхурочно — но не более 120 часов в год. Предприниматели, поддержавшие поправку, очевидно считают, что этого слишком мало.
«Под лозунгом „осовременивания“ законодательства предлагаются изменения, которые вернут нас к стандартам столетней давности — двенадцатичасовому рабочему дню, зависимости работника от работодателя, отсутствию мобильности, необходимости работать без надежды добиться благополучия. Профсоюз олигархов создает в стране революционную ситуацию. Предлагаемые промышленниками и предпринимателями изменения в Трудовой кодекс низведут наемных работников до положения бесправной рабсилы», — считает директор Центра социально-трудовых прав Елена Герасимова.
«Нужно дать возможность людям зарабатывать больше, если они этого хотят. Необходимо сделать трудовые отношения более гибкими и современными», — утверждают авторы проекта.
Действительно, Трудовой кодекс можно было бы несколько осовременить, и, например, поправки о дистанционной занятости носят прогрессивный характер. Остальные требования олигархов, например, в подобной же ситуации вывели на улицы миллионы французов — там народ не такой терпеливый, и умеет постоять за себя и за свои права.
Впрочем, РСПП пока не отправляет законопроект в Госдуму — две недели документ будет обсуждаться заинтересованными сторонами. «Обобщенные поправки будут направлены в заинтересованные органы власти и в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально—трудовых отношений. Предполагается провести обсуждение вопросов совершенствования трудового законодательства с органами власти, экспертами, профсоюзами», — сообщает пресс-служба РСПП.
Учитывая «независимость» независимых профсоюзов ФНПР, которые тоже привлекут к работе над поправками в ТК, можно с высокой долей вероятности предположить — депутаты увидят примерно тот же документ, который доступен на сайте РСПП уже сейчас.
Напомним, что ещё 2 ноября 2010 года РСПП выступил с другим заявлением (оно опубликовано на сайте РСПП): «В связи с появлением в некоторых СМИ информации о том, что РСПП якобы предлагает увеличение продолжительности рабочего времени в стране с 40 до 60 часов в неделю, сообщаем, что подобного рода инициативы в РСПП и в рабочих органах РСПП не рассматривались и не могли быть рассмотрены».
Оперативно получить комментарий от экспертов РСПП, сначала отвергавших поправки, а теперь в пожарном порядке их принявших, «СП» не удалось.
Директор Центра социально-трудовых прав Елена Герасимова уверила «СП», что норма о 60-часовой рабочей неделе — это «дымовая завеса Михаила Прохорова». Основная цель авторов проекта — протолкнуть под шумок остальные 11 поправок, сокращающих права наёмного работника.
Если их примут, то сложнее станет получить работу «по трудовой книжке» — работодатель будет заинтересован заключить срочный контракт с произвольными условиями расторжения. «На контракт» предлагается переводить людей предпенсионного возраста — чтобы легче было «списать» стариков. В сумме эти поправки стоят той одной, вокруг которой и начался шум.
«СП»: — Как вы считаете, эти нормы — «проходные» в нашем парламенте, или депутаты завернут законопроект?
— По крайней мере, Россия ратифицировала конвенцию о сорокачасовой рабочей неделе, и не может устанавливать продолжительность рабочего времени больше 40 часов. Хотя бы исходя из этого соображения поправка непроходная, в том виде, в котором она сформулирована.
Не говоря уже о том, что она приведёт к совершенно ужасным последствиям в совершенно разных сферах.
Очевидно, что на её принятие не пойдут. Основная тактическая цель этого законопроекта: предложить какую-то достаточно одиозную вещь, и пока вокруг неё будут продолжаться бурные дебаты и обсуждение, потихоньку протаскивать всё остальное, что выглядит не столь ужасно, но что приведёт к ухудшению ситуации.
Таким способом уже неоднократно вносились разнообразные поправки. Потом от 60-часовой недели просто откажутся, скажут «да-да-да, вы нас убедили, это плохо», или депутаты скажут «мы отвоевали, не дали провести эту норму!», но под этим прикрытием протащат другие вещи, которые, может, не так сильно бросаются в глаза, но которые в совокупности дадут примерно тот же результат.
«СП»: — Имеются в виду срочные контракты?
— Срочные контракты, изменения в трудовых договорах в одностороннем порядке, и так далее.
«СП»: — Когда эта инициатива только была озвучена, депутат Госдумы Олег Шеин предположил, что таким образом авторы поправки пытаются заблокировать работу комитета по труду, в котором как раз обсуждаются положения, облегчающие работу профсоюзов. Насколько такая версия имеет право на жизнь?
— Не думаю, что это как-то связано. В пояснительной записке, опубликованной РСПП, они ссылаются на работу, которая велась несколько лет до этого. И действительно, то, что они говорят, что говорят либеральные экономисты и учёные, утверждающие, что Трудовой кодекс надо реформировать, они говорят об этом достаточно давно. Сейчас эта работа перешла в стадию внесения поправок в законодательство.
«СП»: — Либералы называют трудовой кодекс «совковым». Действительно ли по сравнению с законодательствами других стран наше трудовое законодательство более «левое», «социалистическое», повёрнут в сторону работника?
— Если сравнивать с американским законодательством, то, конечно, оно повёрнуто в сторону работника. В США у работника вообще меньше прав: достаточно того, что там работодатель в любой момент может уволить работника без всякого основания и наоборот, работник может уйти от работодателя.
Но по сравнению с тем, к чему сейчас приходит Европа, наш кодекс отнюдь не более развёрнут к работнику. Наш кодекс постепенно начинает отставать, а европейское законодательство движется в сторону увеличения прав работника.
У нас же получается — то, что было закреплено на приличном уровне в советское время, мы от этого последовательно отказываемся.
«СП»: — Есть ли кому защитить старый трудовой кодекс? Во Франции, например, любые попытки ужесточить законодательство приводят к жёстким бунтам, люди выходят на улицы, витрины бьют. У нас миллионные толпы, конечно, не выйдут.
— На политическом уровне всё же есть некоторое количество депутатов, которые отстаивают интересы работников. Но, понятное дело, таких людей там не сильно много. На общественном уровне — по крайней мере, профсоюзы на организацию каких-то внешних действий не готовы. И работники пока тоже не готовы за эти вещи выходить на улицы.
Пётр Золотарёв, лидер независимого профсоюза АвтоВАЗа «Единство» уже не первый десяток лет наблюдает за поведением крупного работодателя. Он уверен — руководству дай лазейку, и менеджмент будет использовать её на полную катушку. Никаких добровольных «стахановцев» не будет — речь скорее идёт о добровольно-принудительных мерах Бухенвальда и Освенцима.
«СП»: — Как вы считаете, норма о «добровольности» 60-часовой рабочей недели как будет работать на практике?
— Конечно, это будет «добровольно-принудительно».
"СП": — Если брать в пример АвтоВАЗ, есть ли сейчас потребность у завода переводить, скажем, конвейерных рабочих на 60-часовую неделю?
— Такой необходимости вообще нет. Хотя работодатель всегда может выпустить приказ по сверхурочной работе в выходные дни, вечерами, на праздники и так далее. Но это отдельные меры, когда ему срочно нужно выполнить какой-то объём работ. У него есть право задействовать работника на 120 часов в год дополнительно.
А чаще бывает, что работы просто нет, то есть 50/50. На ВАЗе такой необходимости нет. Я не знаю, зачем это нужно автору идеи Прохорову, но я знаю, что подобная норма имеет хождение в некоторых европейских странах. Но сами работники с помощью профсоюзов и коллективных договоров добиваются уменьшения рабочей недели.
Рабочий день удаётся сократить там, где рабочие трудятся эффективнее, производят больше продукции за меньшее время. Производительность растёт, затраты времени уменьшаются.
А нам предлагают наоборот — трудиться дольше.
«СП»: — Допустим, завтра рабочим на конвейере ВАЗа в «добровольном» порядке придётся удлинить рабочий день на полтора часа, они смогут трудиться, сохраняя то же качество продукции? При том, что к качеству ВАЗовских изделий претензии известные?
— Однажды я устроил немецкому профсоюзному деятелю экскурсию по ВАЗовскому конвейеру. Он человек пожилой, пока шёл эти 2 километра линии, устал. Присел покурить. Посмотрел на конвейер и говорит: «Как быстро у вас работают, люди быстро движутся, необычно». Я говорю — «а что делать, конвейер идёт с такой скоростью, что иначе не успеешь». «У нас так не работают» — «А что тогда делать — если конвейер так включён, то ты будешь вынужден за ним поспевать» — «А у нас в таком случае рабочие его останавливают». — «А остановивших увольняют» — Он мне средний палец показал, говорит — «Никого не увольняют, когда все сразу отказываются от работы».
Я сам лично наблюдал в Бразилии: сидит чернокожий работник у конвейера сборки двигателей. Я подошёл, палец на ленту поставил, и только тогда ощутил, что он движется. Еле-еле лента движется, а мужичок сидит, раз в три минуты на новый двигатель шайбочки накидывает.
По сравнению с нашей их конвейеры работают очень медленно. У меня однозначный вывод — по интенсивности мы работаем больше. Руководство предприятий не модернизирует своё производство. У них старое оборудование, старые технологии, ничего нового нет. Естественно, производительность труда от этого падает.
Если пересчитывать количество занятых на ВАЗе на единицу продукции, то получается, что мы работаем вдвое-втрое хуже, чем западные производства. Но у нас в цепочке и изготовление деталей, и окраска, и так далее. Плюс у нас большое количество начальников — 40% от общей численности предприятия. И никто это число не сокращает.
Нашим рабочим надо памятник ставить, что они вообще что-то делают в таких условиях — на разбитом оборудовании хоть как-то умудряются держать качество. Я был свидетелем, как люди умудряются трудиться на разбитом станке с разболтанными подшипниками, они делают заявки на ремонт, никто ничего не меняет, им уже стыдно на этом станке работать. И они умудряются ловить эти сотые, десятые миллиметра, чтобы сделать качественный продукт.
А у нас вместо модернизации только лозунги в корпоративной газете «Волжский Автостроитель» — «мы должны бороться за качество!», «наш приоритет — качество!». Прекратите заниматься трескотнёй, просто замените станок!