Об утрате доверия к России заговорили власти Финляндии. Хотя не она, а Суоми с ее более чем полувековым нейтралитетом в одночасье предала интересы народов двух соседних государств — российского и финского. Точнее, наплевала на них, продавшись заокеанскому дядюшке даже не за полушку, а за сомнительные обещания безопасности от «агрессии Кремля».
«Отношения с Россией почти полностью прекращены, и нет никаких перспектив для нового начала, — заявил в минувший вторник действующий президент Финляндии Саули Ниинистё, выступая на конференции руководителей финских зарубежных представительств с руководством страны. — Доверие утрачено из-за российской специальной военной операции на Украине».
По неофициальным данным, приглашены были на данную конференцию также руководители бизнес-компаний из числа тех, что работали в РФ, причем, не только крупных, но и средних, и даже небольших. Чтобы в очередной раз потребовать от них «навсегда порвать с русскими». Их выступления, если, конечно, они имели место, Хельсинки не афиширует. Да и что говорить, если, начиная с конца февраля, местный бизнес только и слышит, что «уходите из России!».
Кто с этим затягивает, попадает под пресс угроз вплоть до тюрьмы под предлогом измены Родины. «СП» подробно рассказывала об этом.
Давление такое, что не до бизнеса. В этой демократической, как считается, стране, свобода слова и выбора своего дела давно понятие относительное. В смысле, не для всех. Известна история с финским правозащитником Йоханом Бекманом, которого в его стране умудрились даже к суду привлечь за то, что имеет собственное мнение…
Делая в своем громком заявлении акцент на политике, Ниинистё ни слова не сказал о торговле между нашими странами. Между тем, именно она сейчас на кону.
Нет для Суоми другого государства, с которым они торговали бы столько, сколько с Россией. В отличие от самой России, которой было, есть и наверняка будет, что и кому продавать. По итогам 2021 года экспорт товаров из Финляндии к нам вырос на 22,6%. Его совокупная стоимость составила 3736,3 млн. евро. Наш экспорт к ним превысил 8619,9 млн.
Что покупают они у нас? Традиционно лес. Кроме того, водку и другое крепкое спиртное, у нас оно на порядок дешевле в объявившей «сухой закон» «финке». К слову, до недавнего времени у тамошних мужчин были популярны однодневные паромные круизы (известные больше как «водочные») от Хельсинки до российского острова Гогланд и обратно без высадки на берег, с попойками на борту и скупкой из корабельного Tax-free всего спиртного.
Также сигареты, которые для финнов благодаря разнице в курсе валют у нас в 5 раз дешевле. Из продуктов — мясо, птицу, некоторые овощи. Конфеты и шоколад. Изделия из натурального хлопка, постельное белье. Скупают они и мед, соленья, варенья у частных производителей. А после введения минувшей весной антироссийских санкций — бензин.
После того, как стоимость его в Суоми выросла в разы, местные автомобилисты наладили было маршрут к нашей границе. Пересекали ее, заполняли бак и взятые с собой канистры, и возвращались домой. Недавно эту «лавочку» для них закрыл все тот же Ниинистё со товарищи по власти. Кто будет замечен с канистрой русского горючего — тот враг, ни больше не меньше! Очень похоже на майданутых. Те, помнится, в 2014 году орали на киевском Хрещатике: «Кто не скаче, той москаль». Доскакались до того, что Крым отвалился. А затем и Донбасс. Далее, как говорится, везде. Финнам их правители готовят, похоже, тот же сценарий.
По данным торгового представительства РФ в Финляндии, на начало текущего августа издержки финского бизнеса из-за ухода с российского рынка после начала СВО на Украине составили €3,6 млрд. Для такой небольшой страны, как Суоми, сумма упущенных возможностей просто гигантская. Ведь рынков, схожих с нашим, у нее нет. Да и вообще проблематично с рынками.
Что мы покупаем у них? Мой сосед на даче Валентин Сергеевич вернулся в прошлые выходные из приграничной Лаппеенранты (вошедшей в историю Северной Европы благодаря Суворову, который руководил строительством местной крепости, радующей глаз туристов и сегодня). Ездил сосед с женой отовариваться. Поинтересовалась у него, как съездил, что и почем купил?
— Хотели запастись некоторыми товарами, а то ведь, похоже, скоро перекроют нам финны границу. Загодя составили список: средства для стирки, для мытья посуды (популярный у нас Fairy — авт.), консервированные овощи, оленину, копченую семгу, детские вещи, — рассказал Валентин. — Почти все, что хотели, купили, но до дома довезли лишь часть. Остальное отобрала их таможня.
«СП»: — О том, как она сейчас лютует, много говорилось и писалось еще в июле. Не поверили?
— Думал, случай. Мало ли кого за что могут «прихватить» на границе. Ноги моей там больше не будет!
Выразился сосед в адрес финнов крепче. И не в потерянной валюте, объяснил, дело. А в отношении к россиянам, как к людям второго сорта.
— До ковида я регулярно ездил туда и один, и с семьей. В Лапландии два Новых года встретили с детьми. С Хельсинки и Турку сроднились, обойдя их вдоль и поперек. И чтобы кто-то посмотрел на нас косо, тем более унизил потому, что русские? Никогда ничего подобного! — Заключил Валентин Сергеевич.
Еще недавно Суоми и Россия вместе строили АЭС, путешествовали — тысячи ее граждан по РФ, десятки тысяч наших — по их Стране тысячи озер, создавали совместный бизнес, обменивались, торговали. К началу текущего года 2,2 тысячи финских компаний экспортировали к нам свою продукцию. Рост на 1250 (!) по сравнению с 2013 годом. 180 из них имели на нашей территории как минимум одну дочернюю компанию. Годовой оборот «дочек» составлял в общей сложности 6,5 млрд. евро.
А теперь всему этому — конец в угоду политическому идиотизму Запада?
— Да, такой сейчас настрой у нас в Финляндии, — ответил на звонок «СП» финн Петер Иискола, международный дипломат с 30-летним стажем. — Весь наш бизнес, как это говорят русские, «прижат к стенке». Предпринимателям запрещено сотрудничество с РФ в любой сфере и в любой форме. Это большой удар по экономике. Наши власти помешались на антироссийских санкциях. Я думаю, они даже не осознают, что делают.
«СП»: — Как реагируют на запреты торговать с русскими, принимать их у себя рядовые граждане?
— Запретов очень много. А у финнов менталитет людей послушных. Правители говорят им, что русские плохие, пишут гадости про них в СМИ — верят этому. Так было в 1930-х годах. Все повторяется, к сожалению.
«СП»: — Но люди бизнеса не могут не понимать, что подобная политика вредит не только им, но и их стране. Или экономика Финляндии выигрывает от антироссийских запретов?
— Нет, конечно. Сдает. И с каждым днем все сильней. Инфляция за последние пять месяцев составила 10%. По меркам ЕС это очень много. Таких высоких цен, не только в энергетике, как сейчас, я в своей стране раньше и представить не мог. Финляндия выбросила в туалет 70 лет взаимовыгодных экономических отношений с Россией, и теперь сама от этого страдает.
«СП»: — Евросоюз, видимо, компенсирует вашей стране экономические потери?
— Что вы, какая компенсация? Её выплачивают прибалтийским республикам, Польше. А Финляндия на бумаге считается страной со стабильной экономикой. Регулярно платит взносы Брюсселю. Причем, немалые. Из-за этих взносов из состава ЕС вышла в свое время Британия, надоело ей кормить попрошаек. А теперь к Прибалтике еще и Украина добавилась…