«Прямо некуда деваться от культуры, будь ей пусто!», — эта цитата Маяковского вспомнилось в связи сообщением пресс-службы Министерства просвещения России. Минпрос «порадовал» школьников и их родителей тем, что в 2023 году в школах появится новый предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Новую дисциплину будут изучать с 5 по 9 класс.
Предмет станет продолжением курса «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого изучаются основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур и светской этики. Дебаты о целесообразности его введения шли жаркие, было поломано немало копий. Но он таки занял клеточку в школьном расписании.
Народ, уставший от экспериментов в образовании, с ходу начал ругаться:
«Если заговорили о патриотизме и духовности в школе, значит дело совсем швах». «Пора уже ведьм сжигать, что-то всё тянут», — негативных комментариев в сети немало.
Но, может быть, люди так реагируют сгоряча, не разобравшись? На сайте «Российской электронной школы» уже появился раздел, посвящённый «ОДНКНР» (жутковатая аббревиатура, не правда ли?
Курс состоит из 34 уроков. Первые три можно отнести к разряду «бла-бла-бла»: про величие многонациональной культуры, формирование духовных традиций, библейскую концепцию сотворения мира и теорию эволюции Чарльза Дарвина. Затем идут 17 (!) занятий, посвящённых Древней Руси, русским сказкам, язычеству (в частности, подробно разбирается пантеон славянских богов), христианству в целом и православию в частности.
При этом о таком явлении, как славянское неоязычество — ни слова, как будто его и не существует. Хотя, например, родноверы в составе добровольческих формирований успешно сражаются на Донбассе. И не с начала спецоперации, все восемь лет. Зато православие — рулит. Ему отводится целых 9 уроков. Часы выделены и на колокольные звоны, и на храмовую архитектуру, и на церковные праздники, и на иконопись.
Католичеству достался всего один час, хотя католиков, по некоторым подсчётам, в России около 773000 человек. В российских масштабах, конечно, немного, но больше, чем население Люксембурга и Лихтенштейна вместе взятых. Исламу посвящается пять занятий. На иудаизм и буддизм отводится по три урока. На изучение нравственных основ светского общества оставлено всего два часа. Напрашивается вопрос: российское государство продолжает оставаться светским, или мы что-то упустили?
Ладно, не будем придираться к распределению часов и содержанию. Но пойдут ли полученные знания впрок ученикам? Социолог Мария Домарёва в этом несколько сомневается
— Если сравнивать с моими годами в школе, то, думаю, воспитательного эффекта от предмета будет минимум, потому что непонятно, чего конкретно добиваются его введением.
А главное, в литературном, историческом, географическом и обществоведческом курсах мы все это проходили и в СССР, хотя не углублялись в нюансы. Но эффекта было больше: школьники по крайней мере представляли историю своего края и историю соседних республик.
Я слышала от мам-подруг еще лет 5 назад, что школьная программа вообще никудышная — она должна развивать, а не забивать в узкие рамки, и не мусолить один и тот же материал, если мы хотим получить новых пушкиных и лобачевских.
Кстати, часы на какие предметы урежут, чтобы выкроить время на новый курс: на математику, русский язык или программирование? — задаётся вопросом социолог.
И уж раз мы заговорили об общеобразовательных курсах, то почему бы не расширить курс литературы, добавив в него основательно составленный раздел, посвящённый литературе народов России. Не на уровне пары сказок, нескольких фрагментов героического эпоса и небольшого количества авторских текстов, а с изучением произведений, дающих представление об обычаях и традициях народов, населяющих Россию.
Вот «Евгения Онегина» именуют «энциклопедией русской жизни». А попробуйте-ка быстро вспомнить произведение, дающее представление о жизни и быте татар, дагестанцев, бурят? Юрий Рытхэу, вот, про Чукотку и быт чукчей интересно и содержательно писал. Больше навскидку ничего не припоминается. А ведь чтение подобной литературы даёт куда более полное представление о традициях и культуре, чем школьный учебник.
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» — предмет, по сути, очень важный, считает драматург и кинокритик Анна Медалье.
— Надо прививать детям этическое понятие толерантности, для того и вводится эта программа, для понимания и знания разных религий и культур. В 90-е в нашу жизнь вошли чуждые этические, нравственные и моральные нормы. Границы социально одобряемого поведения оказались размытыми. Сместились понятия о том, что норма, а что нет, что хорошо, а что плохо.
Да, школьная программа перенасыщена, но если вовремя не остановить процесс изменения сознания школьников, подростков, последствия могут быть необратимы и разрушительны.
Однако прививать традиционные ценности нужно не только в рамках уроков, нужна новая концепция воспитания подрастающего поколения, которая включала бы создание кинофильмов, телепередач, книг и периодики, формирующих у детей и молодёжи социально одобряемую модель поведения. А также продвижение образов, которые могут быть достойным примером для подражания, — полагает Анна Медалье.
Мораль такова: с тем, что подрастающие поколение нуждается в нравственных ориентирах, никто не спорит, но вот эффективность нового курса в том виде, в котором он существует, вызывает вопросы. Тем более, что уже плотно прописавшиеся в школьной программе «Основы религиозных культур и светской этики» молодёжь не особо одухотворили.