Еще в марте нынешнего года участниками международной конференции с участием представителей 20 государств, Совета по правам человека, Общественной палаты РФ было принято решение создать Международный общественный трибунал по Украине.
В ходе конференции заявлялось, что создание трибунала станет результатом работы СПЧ и ОП по сбору материалов о военных преступлениях и нарушениях прав человека со стороны киевского режима с 2014 года на территории Донбасса, а с февраля 2022-го — по всей Украине.
До начала российской военной операции собранные свидетельства включали факты обстрелов населенных пунктов и гибель мирных граждан, разгул неонацизма, репрессии против УПЦ и РПЦ, функционирование спецтюрем для пыток, похищения и убийства инакомыслящих и многое другое. Эти сведения уже были основой для сборников «Евромайдан», «Обыкновенный фашизм. Украинские военные преступления и нарушения прав человека», доклада «Военные преступления украинских силовиков: пытки и бесчеловечное обращение с жителями Донбасса». Собранные материалы ранее передавались в ООН и ОБСЕ, но тамошние специалисты отказывались даже изучать их.
После начала СВО перечень преступлений Киева пополнили данные об использовании ВСУ и нацбтами мирного населения в качестве живого щита, сооружение боевых позиций в больницах и школах, грабежи и мародерство, недопущение выхода населения по гуманитарным коридорам, очередной этап создания лагерей-пыточных тюрем, куда помещаются выражающие симпатии российской стороне
С тех о работе данного трибунала практически ничего не сообщалось, хотя представители российских силовых структур давали понять, что работа по привлечению к ответственности представителей киевского режима ведется. Так, в июле глава СК РФ Александр Бастрыкин сообщил, что Россия продолжает сбор документов для организации трибунала. Он отметил, что на базе ООН организация такого трибунала невозможна, поскольку в этой структуре сильны позиции стран коллективного Запада, всячески поддерживающего киевский режим. Он считает, что проведение процесса возможно на базе таких структур как СНГ, ОДКБ, БРИКС или ШОС.
По мнению военного эксперта, редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, в настоящее время вести речь о создании трибунала по военным преступлениям на Украине будет преждевременно.
— Для образования такой структуры прежде всего необходима победа в специальной военной операции. Если вспомнить историю, то в 1941—1942 годах никто трибунала не создавал. Соответствующее решение было принято весной 1945 года. Так что, основания для образования подобной структуры появится, когда мы победим в боевых действиях на Украине.
По мнению известного военного историка, попросившего не называть его имени, затея с созданием трибунала является бессмысленной:
— Мы же видим, как военных преступников с украинской регулярно обменивают, они потом всплывают в других странах. Даже по международному праву они вообще не подлежат обмену, потому что военные преступления не имеют срока давности, как известно. Так что, у подобного трибунала нет идейно-правовых оснований, если можно так выразиться.
Председатель Международного общественного трибунала, член Общественной палаты РФ, директор Фонда исследований проблем демократии Максим Григорьев, похоже, не разделяет это мнение. Он сообщил, что в настоящее время работа трибунала идет довольно активно.
— Мы развернули свою деятельность на территориях, вошедших в состав Российской Федерации, а также на освобожденных районах Украины. За полгода довольно насыщенной работы мы опросили более 450 жертв преступлений киевского режима, а также свидетелей совершенных злодеяний. Так что, сбор информации ведется очень серьезно.
«СП»: — Ваш трибунал заявлен как международный.
— Так и есть. К нам подключается все больше представителей гражданского общества из разных стран мира. На данный момент с нами работают граждане 22 государств — это общественные деятели, юристы, журналисты.
«СП»: — Создавая общественный трибунал, вы ориентировались на исторический опыт в подобных инициативах?
— В каком-то смысле аналогом нашей структуры был трибунал Рассела-Сартра, который был образован в 1960-е годы философами и общественными деятелями Бертраном Расселом и Жаном-Полем Сартром для расследования военных преступлений во Вьетнаме. В его работе принимали участие тогда не только профессиональные юристы, но также известные писатели, философы, поэты, ученые. Участники трибунала исследовали и предавали гласности факты военных преступлений во Вьетнаме с 1954 года.
«СП»: — Учитывая, то решения трибунала Рассела-Сартра не имели юридической силы, то и в вашем случае решений, имеющих юридическую силу, ожидать не стоит?
— Наш трибунал носит общественный характер. Поэтому его решения, обсуждение обстоятельств совершенных злодеяний, будут носить общественный характер, что вполне естественно. Другое дело, что собранные материалы участники будут передавать в судебную систему своих государств. Мы, например, передаем материалы в Следственный комитет России. И по многим из переданных материалов Следственным комитетом возбуждены уголовные дела. Так что, наша работа имеет и практический результат.
«СП»: — Вы получаете материалы только из освобожденных территорий? Или в регионах, находящихся под контролем Киева, тоже находятся люди, которые на свой страх и риск передают вам материалы?
— Да, такие люди есть. Но информацию, получаемую от них, мы пока не предаем огласке, хотя и работаем с ней. Потому что ее обнародование поставило бы под угрозу жизнь этих людей. Этого мы допустить не можем.
«СП»: — Насколько эффективно освещается работа вашего трибунала в СМИ? Создается впечатление, что вы не слишком активны в распространении получаемой информации?
— Это ошибочное мнение. Могу заверить, что наши материалы регулярно показывают на российском телевидении, они фигурируют и на других медийных площадках. Их также активно используют различные телеграмм-каналы. Так что, я бы не назвал наше взаимодействие с прессой слабым.