В начале, как водится, была паника: мол, «в квитанциях за ЖКУ появится новая строка — об оплате установки, замены и поверки умных счетчиков в жилых домах». Проработать данную меру Минстрою поручил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Вместе с ростом тарифов ЖКХ сразу на 10%, причем второй раз в год, новость для граждан не самая радужная. И власть как-то сразу дала задний ход.
Информацию о том, что вице-премьер Дмитрий Чернышенко получил перенести платежи за установку «умных» счётчиков — которые граждане, к слову, не простили никого ставить! — на баланс самих жильцов, власти опровергают, хотя появилась она не просто так, а после появления соответствующего поручения Минстрою. А сейчас утверждается, что ничего такого не было.
«Установка в домах «умных» счетчиков не приведет к повышению тарифов, а наоборот, приведет к снижению стоимости ЖКУ. Развитие системы «умных» приборов учета призвано усилить проникновение искусственного интеллекта в сферу ЖКХ и дать существенный экономический эффект, в том числе для граждан.
Результат — активное обновление инфраструктуры и снижение рисков аварий. Что касается повышения тарифов, об этом речи не идет. Более того, предполагается, что методика расчета стоимости услуг в сфере ЖКХ будет скорректирована, что приведет к снижению стоимости услуг с использованием «умных» счетчиков", — вещают в аппарате Дмитрия Чернышенко.
Да-да, именно так! Всё для народа, чиновники волнуются, чтобы россиянам было легче оплачивать услуги ЖКХ, чтобы цифры в «жировках» были поменьше. Правда, любая «корректировка» почему-то всегда приводит к одному — у росту стоимости услуг для людей.
В частных домах сперва счётчики перенесли из домов на улицу, потом — на столбы. Сейчас вот затащили их на самый верх опор электропередач, чтобы никто не добрался.
Но это ещё полбеды. «Умные» счётчики, где они есть, тупо не работают, они глючат и либо выдают неверные показания, либо вообще не функционируют. Например, во многих районах Московской области граждане вынуждены платить по так называемым «нормативам», то есть в 2−3 раза больше того, что потрачено. В будущем, когда учёт будет нормализован, электросети обещают произвести перерасчёт. Но когда это светлое будущее наступит, непонятно.
«В ответ на Ваше обращение
Второе или третье по счёту. Воз и ныне там — никто не приезжал и даже не звонил. Ни разу, хотя вся история тянется аж с июня. Один звонок недавно-таки был, но явно из какой-то «левой» структуры — обещали «помощь в проблеме». После попыток установить, что за компания, трубку бросили, да и сам звонок был с «виртуального» номера. Которые у нас нынче вроде как запрещены законодательно.
В чём же проблема?
«Я сам работаю в сетевой компании, но нахожусь ровно в тех же условиях, что и все другие абоненты. «Умный» счётчик тоже не работает, плачу по «нормативам», а не по тарифам. По идее, поменять его на исправный для меня — 5 минут работы. Но это нужно делать официально, то есть подавать заявку, и так далее. Как все. То есть писать заявления, которые останутся без ответа.
Во-первых, этих самых счётчиков нет, их очень мало. Санкции, а китайцы их тоже исполняют — поставок оборудования нет. Во-вторых, сбытовым компаниям нет никакого резона устанавливать корректно работающие приборы, по нормативам они собирают в разы больше денег", — объясняет работник «Россетей» Александр.
С санкциями, действительно, всё очень даже неоднозначно. Так, Китай отказал России в процессорах, дескать, импорт такой стратегически важной продукции в РФ не может быть осуществлён. Но это лишь видимая часть айсберга. Про всё остальное наши власти предпочитают помалкивать, и ситуация с «умными» счётчиками — как раз из этой оперы.
В принципе, чиновников всё устраивает. Счётчики не работают, люди башляют большие деньги, то есть всё путём. Кормят «завтраками» на счёт перерасчётов и ремонта оборудования, хотя проблему решить можно моментально — просто перевести учёт на старые счётчики, которые никто и не думал демонтировать. Ибо лень. И всё, учёт наладится. Но это слишком просто и тут денег не стрясти.
«У меня периодически появляется задолженность за электроэнергию, хотя вроде как плачу, сколько выставляют, по этим нормативам — новый счётчик, как и у всех соседей, не работает. Но, несмотря на это, творятся сплошные чудеса. То я 140 тысяч рублей должна, на следующий день уже 50 тысяч рублей, потом снова 70 тысяч рублей, и так далее. Приходится ехать в „Мосэнерго“, стоять в очереди и выяснять, сколько я должна. Каждый раз беру бумажку с подписью и печатью, по ней потом и плачу. И выслушиваю упрёки в свой адрес, дескать, я им тут мешаю делом каким-то заниматься», — рассказывает владелица подмосковного коттеджа Людмила.
Обычная история, практически весь район платит за свет таким же образом, включая вышеозначенного работника «Россетей» и его коллег. Кстати, район каким-то причудливым образом поделен между «Мосэнерго» и «Мособлэнерго», хотя до МКАД там далеко. Но очереди в обоих офисах — проблема с «умными» счётчиками едина.
Вообще-то федеральный закон от 1 июля 2020 года гласит, что гарантирующие поставщики электроэнергии обязаны ЗА СВОЙ СЧЁТ устанавливать «умные» приборы учета. Но так же в законодательстве прописано, что изменять тарифы ЖКХ можно лишь раз в год (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ), тогда как сейчас мы видим совсем иное. Когда закончится вся эта бодяга со счётчиками — непонятно, судя по всему, граждан собираются обворовывать ещё долго. Заменить обычные счетчики на «умные» собирались до 1 января 2023 года, сегодня уже ясно, что все графики сорваны, оборудования нет и не предвидится. Отсутствуют даже запасные единицы, которыми положено заменять сломавшиеся или изначально нерабочие устройства.
А пока население отвечает на «финансовые репрессии» неплатежами. Судя по информации с мест, таковые уже пошли увеличиваться. Кто бы сомневался…
«Тарифы повысились, а качество предоставления коммунальных услуг остается на прежнем уровне. На подорожание услуг в ЖКХ население традиционно отвечает ростом неплатежей, а это только усугубляет кризис коммунального хозяйства», — говорит депутат Архангельского областного собрания Олег Черненко.