Процитирую господина парламентария из «Единой России» Максима Иванова, чтоб не пенял, «вырванностью из контекста». Итак: «Продолжаю получать от предприятий обращения с просьбой помочь вернуть с СВО ключевых сотрудников, без которых производство „просто встает“. Надо признать, проблема есть. Но есть и возможность рационально ее решить», — оповещает народный слуга, внося рацпредложение: «Возникает разумный вопрос, может при мобилизации вместо ценных специалистов, инженеров, рабочих высокой квалификации в первую очередь мобилизовать безработных „клиентов“ центра занятости? Уверен, те будут только рады: работа почетная, зарплата высокая».
Гениально! Однако, колом встаёт не менее разумный вопрос: а что же мешало тем самым безработным, не дожидаясь, пока подскажет господин депутат, самим откликнуться на «почётную работу с высокой зарплатой?» Или они до сих пор не в курсе, а телевизор, как и деньги, отсутствует? Тогда, проще простого — ждёт их радостный сюрприз с передовыми (на передовой) вакансиями. Но, вдруг, «клиенты центров занятости» всё знали, и почему-то не поспешили? Ведь, зачем вообще мобилизация, если столько высокооплачиваемых должностей в наличии…
Раз уж история в современной России коронована в «царицу наук» (остальные науки, как известно из комедии, «не дворянские») не грех воспользоваться небольшим экскурсом. Разделение труда возникло ещё при неолите. Человеки подметили, что лучше заниматься тем, что получается лучше. Кто-то рыбку ловит, кто-то корешки вершит, кто-то за очагом присматривает. Но как заставить людей рано вставать и поздно ложиться — регулярно, тратя калории на деятельную суету, вместо полезного сна? Вестимо, что животворящим «личным интересом»: хорошо потопаешь, хорошо полопаешь.
Долго ли коротко ли, «человеческий вид» разрастался, и внезапно вскрылось, что жить в обществе и быть свободным от общества — оксюморон, придётся сочетать «личное с групповым». В одиночку - лихо, но тихо: ни огнево-подсечным земледелием заняться, ни мелиорацию наладить, ни от врагов отбиться, когда те «кучкой». Поначалу «рано вставать и поздно ложиться» — принуждали без затей и особой выдумки. Оказалось малопродуктивно. Потом — принуждали, но уже с манипулированием: Бог, царь, традиция повелевают! После дошло, что выгоднее «брать в долю», пусть и скудную. Ну а там от «партнёрства» до «товарищества» оставалось совсем близко.
Увы, но опыт, сын ошибок, внук инстинктов, продемонстрировал: коллектив иногда бывает неоправданно консервативен, а без конкуренции существует риск оказаться на обочине эволюции. Вместо того, чтобы научиться балансировать между социальным и индивидуальным, одна шестая часть суши оптимизировалась в «одну седьмую», прекратив совместное хозяйствование. Ибо соблазнили, чаруя массы, волшебные звуки «рантье» и «пассивный доход».
А «свободный человек» — это человек не занятый, поэтому некогда социализированное общество отринуло «труд как обязанность на общее благо», согласившись, что труд — это товар конкретного индивидуума. Правильно/неправильно теперь не суть, главное при любом обмене: хочу — продаю, не хочу — не продаю.
Нет, влиять на подобный порядок, конечно же, нужно. У «первичного накопления капитала» имеется вторая часть: параллельно накапливаются — нищая — те, кто будет много работать и мало зарабатывать (себестоимость!). А, чтобы добиться ажиотажа в бывшем индустриальном укладе, логично вернуться в доиндустриальный (не путать с «постиндустриальным»). То бишь, сократить «лишнее» производство. И прибыльные фонды вкладывать не в развитие, «насыщая» статистику денег инфраструктурой, технологиями, сложной специализацией для следующего «экономического витка». А в — текущее потребление. Непропорциональное, естественно. Ибо, кто «администрирует территорию», тот её и «рентует».
Впрочем, речь не об экономическом, а об экзистенциальном. Например, тот же инициативный Максим Иванов. Вначале своего пути — военный. Затем — налоговый полицейский. После — помощник депутата «Единой России». Наконец, сам — депутат от «Единой России». Надеюсь, никто не заставлял, и он самостоятельно распорядился собственным трудом — свобода же! Видимо, энергичный и напористый человек, в назидание остальным «ленивым и аморфным», пребывающим в «безработице». Но как их обязать, какой логикой связать, ведь труд в наших широтах уже более 30 лет не является обязанностью? Ценник выставлен, кто хотел — согласился. А на нет и суда не должно быть в капиталистическом-то Отечестве. Слава Богу, не социализм!
Не забудем и про «разделение специализаций». Не даром (в смысле не за «спасибо») «слабовики» содержат «силовиков» в мирное время, а чтоб защищали в лихое. Почёт и уважение — само собой, но и досрочный выход на пенсию тоже из ниоткуда не берётся. Кстати, мобилизованным работягам по возвращении на предприятия, с какого возраста пенсию назначат? Понятно, что при экстремальном злодействе коварного супостата лучше бы всем сплотиться в единую Россию ради общего блага. Элементарно ведь! Вспомним проигранную Первую мировую войну — и выигранную Вторую.