Как социальное самочувствие? — спрашивает ВЦИОМ. И отвечает (то есть, ему отвечают российские граждане) — более чем! Оказывается, в январе 2023 года более половины респондентов-россиян заявили, что в целом их устраивает жизнь, которую они ведут (58%). Тогда как в январе прошлого года таковых насчитывалось менее половины — 48%. Недовольных на тот же «до спецоперационный» период января 2022 года было 24%. Сейчас, в 2023-м — жалкие 17%.
И это ещё не конец! В оценках ситуации в стране преобладает позитив: 59% от опрошенных ВЦИОМ считают её преимущественно «хорошей». И 33% - «плохой». Опять же, с началом «мероприятий СВО» доля оптимистов, по мнению «центральных социологов», неуклонно возрастала, то есть по их логике получается, чтобы «улучшить настроение» в России надо было начать Спецоперацию на Украине. Оригинально и смело!
Итак, в широких народных массах — поверим ВЦИОМ — духоподъём, но ведь в РФ имеются и более узкие страты или группы людей, объединённых каким-либо общим социальным признаком.
Например, элитарным. И тамошний «срез мнений» тоже представляет определённый интерес, который фиксируют социологи «не для всех». В частности, ранее уже проводились исследования в рамках проектов «Банкир», «Новая Рига Live» и «Лакшери Кидс» (по-простому «роскошные детки») среди потомков высших чиновников, топовых бизнесменов и разных там «народных слуг» вкупе со «звёздами». Так вот, в 2019 году среди основных печалей российской VIP-поросли преобладало: «снижение денег на карманные расходы» и «возможное уголовное преследование родителей».
Но то дела давно минувших дней (не по времени, а по мироощущению), гораздо более показательны подведённые «Лакшери Кидс» итоги 2022 года. Нет, количество и качество потребления у них осталось на прежнем уровне.
Одежда, гаджеты и даже автомобили премиум-марок поставляются в Россию почти без проблем, несмотря на все объявленные санкции, цитата «кривым путем через Дубаи, Казахстан, Китай». Обходится, конечно, дороже, однако фатальной роли это не играет, ведь количество «карманных денег» не уменьшилось, а увеличилось. Видимо, предки «входят в положение» и не скупятся — таким образом, бывшее опасение о дефиците «карманных денег» дезавуировано.
Увы, вместо старых фобий появились новые. Вернее, даже не страхи, а понимание, что ограничения для РФ надолго и надо «как-то устраиваться на новом-старом месте».
Ведь почему когда-то давным-давно иностранные элиты озаботились развитием и обустройством «общественного пространства» не только для себя, любимых, но и для остальных своих сограждан? Да потому что опасно, неуютно и глупо сидеть на денежном сундуке среди грязи, нищеты и озлобленности, а сбежать особо некуда, везде примерно так же или ещё хуже. Поневоле пришлось раскошеливаться на социальную инфраструктуру, радующую глаз архитектуру, транспортные коммуникации
У российско-федеративных скоробогачиков ситуация изначально была другая: собрать — здесь, потратить — там, где уже всё налажено. Чтоб лишний раз не напрягаться, не расходовать себя на «быдлянские хлопоты», ибо жизнь даётся один раз — для лени и празднества.
Кто ж предполагал, что неожиданно и больно наступит 24 февраля! И вот теперь элитарные дети (из оставшихся, кто не смог релоцироваться) напрягают своих родителей создавать «оазисы» привычно-заграничной жизни в России, куда «входным билетом», ограждающим от прочих, станет цена.
У иноземцев, кстати, всё так и происходило, со временем «оазисы» расширялись, захватывая в объятия комфортного бытия всё больше и больше людей, повышая планку «средне-народного» благосостояния. Если б подобный процесс в России шёл бы лет «надцать» к данному моменту, и не по «мелочам» отдельных «рублёвок», а по всей российской географии, может и не переживала бы нынче «золотая молодёжь» о закрытых границах столь грустно и трепетно.
Впрочем, имеются у них и другие поводы для треволнений. Гипотетическую возможность оказаться на фронте для себя рассматривает аж 47% респондентов (другие — уверены, что не пойдут), но при этом выставляют условия «лучших инструкторов, лучшего оружия, лучшей техники и вообще лучшего прикрытия». И уж, наверное, они способны обосновать такие «эксклюзивные условия» количеством вложенных в их «дорогие жизни» денег: от лечения-обучения-фитнеса до владения-распоряжения соответствующими долями имущества.
Совсем иная мотивация у молодёжи «не златой». Судя по региональным опросам, одной из главных причин принять участие в СВО среди провинциального юношества называется «большая зарплата», значительно превышающая «среднюю» по региону. Бытовые неудобства, недокомплект обмундирования и снаряжения готовы «отнестись с пониманием», лишь бы расчёт «по деньгам» был точно в срок. Без задержек, то есть, и ни дай Бог — обмана! Короче, в чём, фобия, брат? Она — в деньгах! На потенциальных рисках предпочитают не концентрироваться, но при необходимости отвечают: «зато семья получит финансовую помощь».
Для резюме, опять отвернёмся от «узкого» ради «широкого», вернувшись к официальному ВЦИОМ.
Вопрос: насколько вы согласны или не согласны с тем, что дела в нашей стране сейчас идут в правильном направлении? В январе 2022 года, тех, которые «согласны» было 34%. Через год, в январе 2023 таковых стало 53%. Соответственно «несогласных» тогда — 28%, теперь — 19%. Какие выводы из этого следуют? Самые впечатляющие: «Лучше уже не будет», — пессимисты говорят. «Будет, будет!» — глушат их оптимисты.