Крымские апартаменты четы Зеленских вновь у всех в Крыму на устах. В пятницу с утра только и разговоров о них с подачи главы республики Сергея Аксенова.
В интервью местному новостному агентству, на вопрос о национализации объектов украинских олигархов, он коснулся и пентхауза семьи украинского президента.
«Мы просто сначала стремимся национализировать те объекты, которые приносят доход врагу. Зеленский свою квартиру пока не сдает, может, кто-то из родственников и приезжает на сезон… Дойдут до его квартиры руки», — сказал Аксенов.
Национализация была объявлена в Тавриде осенью минувшего года. Сотни предприятий, недвижимость уже получили российский статус. Но почему нет среди них трехкомнатного пентхауза бывшего клоуна? Он же был в списке чуть ли не первоочередным! Вопрос для многих жителей полуострова не праздный. «Забыли, наверное, о нем. Или пожалели Зеленского», — судачили крымчане.
Расположена «скромная президентская квартирка» площадью 129,8 кв. м. в элитном жилом комплексе «Император», на жилой дом не похожем. А похожем на дворец. Тот, что в нескольких десятках метрах от неё, в заповедной зоне — знаменитый Ливадийский дворец, летняя резиденцией российского царя Александра Второго, постройки 1850/60-х годов.
Будучи в тех краях пару лет назад, корреспондент «СП» походила близ него. Дальше крыльца строгие охранники там не пускают. Нужна предварительная заявка с важными подписями и печатью. Наблюдение круглосуточное и всеобъемлющее. Мышь не проскочит!
Но кое-что все-таки удалось узнать и увидеть. В частности, подземный паркинг, террасу размером с этаж. О роскошных интерьерах пентхауса Володимiра Олiксандровiча, бассейне на крыше, рассказал дворецкий (по-нашему — вахтер). Всё по высшему разряду. Обошлась квартирка клоунской семье в сумму не менее 160 тысяч долларов. Обустройством занималась лично жена президента. Но обжиться там она с мужем не успела.
И что теперь с ней делать? Судя по всему, именно этим озадачена сейчас власть Тавриды. Мало того, что трехкомнатный пентхауз очень дорогой. Не обремененным солидным бизнесом гражданам жизни не хватит накопить на его покупку. А покупка не самое главное по сравнению с необходимостью содержать жилье.
— Ну, как что с ней делать — передать нуждающимся! — Категоричен житель Гурзуфа 60-летний авторемонтник Юрий Б. — В нашем поселке таких немало. Большинство живет в малоэтажных и малогабаритных «хрущевках» постройки 1960-х годов. Эти дома давно пора сносить, а у нас их подштукатурят, подкрасят, и живите-радуйтесь, дорогие товарищи. А кто-то живет в частных хибарах с удобствами во дворах, как я.
У Юрия две небольшие комнатки в одноэтажном четырехкомнатном домике на одной из гурзуфских улиц, плюс гараж, который летом он приспосабливает под спальню, в которой живет, чтобы сдавать комнатки курортникам по сходной цене.
«СП»: А современные высотки вдоль побережья, возведенные, насколько я знаю, после 2014 года, уже российскими застройщиками, они разве не для всех желающих, Юрий Григорьевич?
— А вы туда заходили? Обратили внимание на планировку квартир, отделку? Знаете, какие там квадратные метры? Все с размахом. Не намного скромнее, чем у Зеленского в Ливадии. Для тех, у кого кошельки тугие. Да и раскуплены все квартиры там давно. В основном россиянами с материка. Что касается ливадийских апартаментов «нашего бывшего», то я бы перегородил их, чтобы получилось несколько «однушек», и продавал по государственным ценам. Быстро бы проблема решилась!
«СП»: Глава Тавриды Аксенов предлагает поселить в квартире Зеленского какую-нибудь многодетную семью…
— Хорошая идея. Если он возьмется еще и сам оплачивать ежемесячные коммунальные услуги, лично я двумя руками «за» многодетных. Пусть хоть какой-то одной большой семье повезет в этой жизни!
Проблема не так проста, как кажется на первый взгляд. Комплекс «Император» — частная собственность. Среди его жильцов, пока, правда, немногочисленных, законопослушные граждане. Покупку они оплатили, собственность оформили. И национализировать всё здание, есть и такие предложения, чтобы перепрофилировать его, например, под санаторий (что было бы, конечно, очень кстати!), не получится.
— Но можно передать «президентскую» квартиру какому-нибудь учебному заведению. Или детскому саду, — предлагает Валентина Яковлева, жительница Евпатории.
Ее муж получил когда-то «трешку» в новом элитном доме за участие в спасательных работах в Ленинакане (ныне Гюмри, Армения), где в 1988 году произошло страшное землетрясение. Он с женой и сыном оказались среди жильцов единственной «простой семьей». Остальные всё «шишки», все с понтами.
— И ничего, мирно жили, — говорит Валентина. — С их помощью домашний детский садик там организовали. Небольшую игровую площадку обустроили. В те годы невиданное чудо в наших дворах! Так и тут, в Ливадии. Все можно, если власть захочет. Только вот очень неохота…
Идей у людей насчет крымской квартиры Зеленского немало. Как и вопросов. Главный, на который уже восемь лет они не находят ответа: почему местная власть так много говорит о национализации, но так мало делает в «этом направлении»? Чего ждет и почему?
В жилом комплексе «Император» давно можно было, наверное, выкупить, пустующие там апартаменты. Найти им применение. И спать спокойно. А не отбиваться от вопросов на тему квартиры Зеленского шутками про отдыхающих летом в его пентхаусе родственников. Давно, кстати, живущих в Израиле.