В 2022-м Польша предоставила гражданство рекордному числу иностранцев, в основном украинцам и белорусам, сообщает газета Rzeczpospolita. Всего за прошлый год «ополячились» почти 10 тыс. человек: 5200 украинцев, 2985 белорусов, 405 россиян. Это рекордное число. Годом ранее польское гражданство получили 7,5 тыс., в 2020-м — 7 тыс., в 2019-м — 6,6 тыс., в 2018-м — 5,1 тысячи. За пять лет бордовые паспорта с орлом на обложке получили 37 тыс. иностранцев.
— Польша давно стала экономическим центром притяжения для Украины, после того как та оборвала связи с Россией, а собственная экономика находится в бедственном положении, — отмечает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов. — Поэтому поток эмигрантов оттуда стабильно высокий, люди пытаются зацепиться и натурализоваться. Из Белоруссии это в основном политическая эмиграция, а также айтишники-релоканты. Поток резко вырос после событий 2020 года.
«СП»: С украинцами еще понятно, а белорусов то чего так привечают?
— Это этнически близкие к полякам народы, которые легко натурализовать и ассимилировать. Польша не хочет принимать у себя эмигрантов из Африки или Ближнего Востока, а вот белорусов и украинцев — пожалуйста. И сами они туда с охотой едут, привлеченные более высоким уровнем жизни, а также мифами о Речи Посполитой как о якобы общем отечестве и утраченном «золотом веке».
«СП»: Кто, по-вашему, те украинцы, которые получают польское гражданство? Зачем?
— В принципе, любой украинец, переезжающий в Польшу, желал бы заполучить гражданство. Но легче это сделать специалистам, представляющим интерес для польской экономики — программистам, врачам, инженерам
«СП»: А белорусы? Кто и зачем?
— То же самое — программисты, врачи, инженеры, студенты плюс политэмигранты. Кто-то уехал по идейным соображениям, кто-то по экономическим. Те же айтишники были вынуждены массово уезжать после того, как их компании закрыли свои представительства в Белоруссии.
«СП»: А россияне? 405 человек — ерунда, конечно. Но все же странно, если учесть антироссийскую позицию Варшавы…
— Видимо, это те, кто имел здесь какой-то бизнес и связи и, возможно, обзавелся польским видом на жительство ранее.
«СП»: Насколько стране вообще нужны новые граждане? И останутся ли они в Польше? Или поедут дальше в Европу?
— Польша заинтересована в новых гражданах, которые легко ассимилируются в местной среде. Польские власти всерьез озабочены вопросами демографии. Здесь, как и везде в Восточной Европе, низкая рождаемость, усугубленная трудовой эмиграцией самих поляков на Запад. Вот их места и займут белорусы и украинцы.
Польша работает как такой пылесос, выкачивающий людские ресурсы из Белоруссии и Украины, при том, что демографическая обстановка в самих этих странах неблагоприятная — идёт устойчивая депопуляция. Та же Белоруссия за 30 лет независимости потеряла без малого миллион человек, т.е. десятую часть населения. О демографической убыли на Украине можно только строить предположения.
— Замечу, что, по данным самих поляков, в стране проживает более трех миллионов граждан Украины. Свыше полутора миллионов живут здесь, получив так называемую «временную защиту», убежав от военных действий, — говорит председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер. — Совершенно понятно, что из трех миллионов украинцев, живущих в Польше, десятки тысяч уже имеют мужа или жену, являющихся польскими гражданами. Но даже для них получить польский паспорт — огромная проблема.
Украинская пропаганда утверждает, что польское гражданство можно получить через год, если у тебя есть польские корни и «карта поляка». Но карту поляка уже имеют около 200 тысяч граждан Украины. Если посчитать, сколько лет понадобится, чтобы они получили польский паспорт, то выйдет около 40.
Для сравнения: в прошлом году российский паспорт получили около 300 тысяч украинцев, а ведь начиная с четвертого квартала в это число не входят жители Донбасса и присоединенных территорий, которые уже признаны российскими гражданами, и получают паспорт по оптации.
Число украинских беженцев в России и Польше примерно одинаковое, по оценкам ООН (3−4 миллиона человек). Но мы видим, что для получивших гражданство разница даже не 10, а в 60 раз! И это исчерпывающе характеризует статус украинцев в России и Польше. В России — они свои, и фактически только подтверждают свою принадлежность к России. В Польше — они чужие, и будут такими всегда.
Что касается Белоруссии, то там тоже есть польское национальное меньшинство, его представители получают «карту поляка», едут на заработки в Польшу, и Варшава очень поддерживала белорусских оппозиционеров, которые боролись с Лукашенко в 2020 году.
И опять же число белорусов, получивших польский паспорт, — менее трех тысяч человек.
«СП»: Для чего эти люди получают гражданство? Останутся в стране или поедут дальше? Есть ли для них работа?
— Работать в Польше, будучи иностранным гражданином, намного труднее, чем с местным паспортом. Это и понятно, везде иностранцы имеют массу ограничений, им нужно постоянно подтверждать свое право и материальную возможность находится в чужом государстве.
Украина — самая нищая европейская страна, была очень неблагополучной и до февраля 2022 года. Естественно, люди, которые много лет работают в Польше, имеют там жилье, их дети окончили здешние школы, хотят остаться там. Но получить польское гражданство чрезвычайно трудно.
Польша очень заинтересована в украинских гастарбайтерах, но совершенно не планирует принимать их в качестве новых граждан.
«СП»: Как утверждает издание, национальные меньшинства в республике имеют право на изучение родного языка и культуры в школах, а также на выдвижение своих представителей в парламент. Так ли это? Много ли украинцев в польском парламенте?
— Польша — одна из самых мононациональных стран Европы — более 96 процентов населения составляют поляки. Украинцев-граждан Польши насчитывается около половины процента, и в стране не намерены изменять свой национальный состав.
При столь мизерном числе этнических украинцев среди польских граждан не приходится мечтать об их представительстве в Сейме. Никто не добивается права обучать своих детей на украинском языке.
И это дает полякам возможность говорить о том, что права национальных меньшинств в Польше не ущемляются. Сейчас из-за наплыва в польские школы детей беженцев иногда некоторые предметы им преподают на русском или украинском. Но это делается исключительно для упрощения адаптации детей в образовательной среде, и сразу после освоения польского языка обучение переводят на польский.
«СП»: Варшава не боится потока дешевой рабочей силы, которая будет отбирать работу у местных?
— Население очень лояльно относится к наплыву украинских работников. Обществу разъяснили, что внушительный рост польской экономики во многом связан с трудолюбивыми и дешевыми приезжими, которые работают на стройках, мебельных фабриках, клубничных плантациях, в коммунальном хозяйстве. Сами поляки либо уезжают в западноевропейские страны, либо остаются в роли менеджеров и специалистов, руководящих украинскими рабочими.
«СП»: Сказывается ли это на депопуляции обеих стран? Или цифры слишком незначительны? Тенденция будет сохраняться?
— Украина теряет граждан совсем не потому, что им открывают двери в Польшу. ООН утверждает, что в 2022 году страну покинули не менее 8 миллионов украинцев. Демографы признают, что большая часть уже никогда не вернется. По сравнению с советским периодом рождаемость на Украине упала в четыре раза, страна стала рекордсменом по депопуляции не только в Европе, но и в мире. Все это — следствие безумной политики, которую Киев проводил на протяжении всех лет независимости.