Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Валентин Катасонов: В головах Морозовых и Рябушинских даже тараканы были русскими

Наш Основной закон запрещает государственную идеологию, но она есть и навязана Западом

5358
На фото: Валентин Катасонов
На фото: Валентин Катасонов
Материал комментируют:

Как хорошо жилось в СССР, слышишь от людей в возрасте. А молодые, которые невиданное три десятилетия назад товарное изобилие считают нормой, в «совок» возвращаться не хотят. И возникает лукавая мысль: а почему бы не взять самое лучшее из социализма и капитализма, смешать это и создать на зависть всему миру самое справедливое и при этом еще более экономически развитое общество.

Обсудить, насколько такой проект возможен, согласился Валентин Катасонов, постоянный автор и эксперт «Свободной прессы», профессор, доктор экономических наук, председатель Русского экономического общества имени Сергея Шарапова.

«СП»: Вспоминаю полувековой давности школьные знания — Сен-Симон, Оуэн, социалисты-утописты… Идея создания справедливого общества довлела, скажем так, над человечеством. Но возникает вопрос: а сейчас есть теории построения такого общества, такого социально-экономического устройства, справедливость которого не ставилась бы под сомнение его членами?

— Как сказать… Есть чудаки, которые изучают подобные теории, создают свои, в каких-то аудиториях иногда озвучивают. Но чтобы такие теории включались в преподавание соответствующих дисциплин?.. Такого или нет, или встречается крайне редко.

Я кончал школу 56 лет назад, тогда в курсе обществоведения среди азов марксизма-ленинизма говорили и о трех источниках марксизма: утопический социализм, классическая английская политэкономия и немецкая классическая философия.

Читайте также
Шестидневная рабочая неделя: Бизнес-патриоты предлагают  задержаться на работе Шестидневная рабочая неделя: Бизнес-патриоты предлагают задержаться на работе По вопросу трудовой мобилизации государство пока отмалчивается

«СП»: Но не умерло же это всё с концом СССР. Несколько десятилетий мы были альтернативой капиталистическому пути развития, и именно в силу этого пользовались поддержкой и уважением многих стран. И большинство из них от нас отвернулось именно тогда, когда Россия внезапно стала капиталистической, причем далеко не в лучшем варианте…

— Мы стали страной зависимого, полуколониального капитализма. Не надо забывать, что капитализм метрополий и капитализм колоний, который сейчас мы имеем в России суть разные вещи. Из страны, показывавшей пример иного пути развития, мы стали примером того, как не надо поступать.

«СП»: Негативный опыт — тоже опыт, и он у России все-таки уникальный. На практике изучив все плюсы-минусы социализма и с лихвой вкусив дикого капитализма, можно же на основе этого создать свою теорию экономического развития, вплоть до математических моделей…

— Прежде, чем заниматься такого рода математикой, нужно просто людей приводить в чувство. Как говорил древнегреческий философ-софист Протагор, «Человек есть мера всех вещей». Преображение общества нужно начинать с преображения человека. И я бы не стал брать за основу общества социальной справедливости социализм — хотя бы потому, что под этим словом разные люди подразумевают разные вещи. И даже конкретный социализм, тот, что был в СССР, тоже был весьма разным. В своей книге «Экономика Сталина» я отмечал, что можно выделить по крайней мере четыре типа социалистической экономики: военный коммунизм, НЭП, экономика Сталина, а дальше — экономика умирающего социализма.

И сейчас те, кто рассуждает, как в СССР было хорошо и как сейчас в России плохо, в первую очередь имеют ввиду именно сталинский период…

«СП»: Но это жесткая экономика. Полагаю, многие современники приняли бы ее результаты, но категорически отказались бы в ней участвовать… Вот и хочу узнать, возможно ли такое общество, которое с радостью примут и олигархи, и домохозяйки, и менеджеры, и пролетарии?

— Это невозможно. Потому что у нас общество не является однородным — объединить интересы олигархов и простых работяг невозможно. Полное равенство — только на кладбище.

«СП»: То есть антагонизм внутри общества неизбежен, кто-то всегда будет жить за счет других?

— Да. Это закон природы, закон общества. Это замысел Бога, если хотите. И чтобы все были довольны — такого никогда не будет, вся история человечества это показывает. Когда я уже стал отходить от стереотипов марксизма-ленинизма, отметил у историка Льва Гумилева очень интересное наблюдение — если считать население любой страны за 100 процентов, то можно выделить два полюса.1−2 процента на одном полюсе, со знаком плюс, еще 1−2 процента — на другом, со знаком минус. А между ними — «болото», которое смотрит, какой из полюсов начинает побеждать.

Конечно, чудеса в истории тоже случаются — взять того же Роберта Оуэна, известного старшему поколению по урокам обществоведения. Он был богатейшим в Англии человеком, успешным предпринимателем. И он пытался перестроить капитализм, в пределах своих возможностей, на своих предприятиях. Но при всех его возможностях ничего у Оуэна не получилось.

«СП»: В нашей истории тоже были подобные попытки, вспомнить тех же фабрикантов Морозовых…

— Когда начинаешь вникать в вопрос, становится понятно, что у Морозовых или у Рябушинских в головах было изрядное количество тараканов, как и у Оуэна — просто тот от нас далек, меньше знаем подробностей. Но да, такие люди были и в истории России. Я этому вопросу книгу посвятил — «Пора возвратиться домой. Становление капитализма в России как история экономических провалов». И подзаголовок — «По воспоминаниям русского промышленника и купца Василия Александровича Кокорева». Кто его сейчас помнит?! А ведь был богатейший человек. Он начал понимать, что творится в России, когда стали проводиться реформы Александра II. По сути, это была тихая буржуазная революция, не такая шумная, как когда в Англии казнили короля или во Франции брали Бастилию. Но это был именно переход к капитализму, и Василий Кокорев в воспоминаниях все это очень хорошо описал.

«СП»: Не самая известная в нашей истории фамилия…

— Так его даже в учебниках нет — ни по истории, ни по экономике. Что касается науки — мы находимся под оккупацией, под жесткой оккупацией.

«СП»: В экономической науке это довольно заметно — есть Делягин, есть Глазьев, есть Катасонов… И в их выступлениях невооруженным глазом видим именно российскую направленность. С другой стороны — либеральный экономический блок во власти, живущий по законам, спущенным МВФ и Давосским форумом. Но ни у кого из «наших» я не вижу четкой программы — что и в какой последовательности нужно менять, чтобы экономика России стала именно российской экономикой.

— Идеология экономического либерализма сейчас все заполонила. И хотя Конституция РФ запрещает государственную идеологию, она тем не менее есть, и это экономика либерализма. Понятно, что ситуацию нужно менять, надо начинать меняться самим и при этом не ожидать мгновенных результатов.

Господь нам помогает — взять ту же спецоперацию на Украине. Ведь люди, которые проходят через боевые действия, меняются, причем сильно. Никакой профессор так человека не изменит. И не надо объяснять все стечением обстоятельств. Бог видит, что мы пытаемся что-то изменить — и старается нам помогать. И не надо думать, что он нас обязан на руках нести. Нет, он нам горькие лекарства дает. Испытания и Первой мировой, и Гражданской, и Великой Отечественной — из этого же ряда.

«СП»: Так вроде достаточно было, чтобы поумнеть и не связывать с Западом надежд на счастье… Получается, столетнее лечение пошло не в прок?

Читайте также
До ананасов в Арктике – рукой подать, главное – выжить До ананасов в Арктике — рукой подать, главное — выжить Ближайшие лет пять природа нас еще побережет, а дальше придется поволноваться

— Так мы расслабились. Опять посчитали, что мы такие великие, такие умные. У нас изучают всё, что угодно, но только не человека. А человек — причина всего. Приведу крылатую фразу Святителя Николая Сербского — «Все причины — на стороне человека, все следствия — на стороне Бога».

«СП»: Понял. Значит, никакого справедливого общества нам ждать нечего…

— Мы слишком подсели на западные теории, а ведь Россия как-то развивалась, росла и ширилась еще тогда, когда никаких социальных наук не было. Но триста лет назад, со времен Петра I, у нас случилось горе — мы стали подсаживаться на западную науку. При том, что у России есть своя мудрость, свои каноны, по которым можно и нужно жить. Мы пытаемся рассуждать о высшей математике, не выучив таблицы умножения. Попроси любого озвучить десять заповедей, данных Моисею на горе Синай, и мало кто ответит правильно. При том, что мы на каждом шагу нарушаем все эти заповеди. И мы все время обсуждаем следствия, а не причины. Откуда взялся тот же экономический кризис? А Николай Сербский отвечает, что «кризис» в переводе с греческого — это суд, это судебный приговор. Достаточно просто задуматься о смысле слов, которыми мы пользуемся. Я своим студентам предлагаю собственное ноу-хау, как отвечать на любые самые сложные вопросы. Определите в вопросе ключевое слово и найдите его этимологию — и в этом вы получите по крайней мере половину ответа.

А так — нужно понимать, что никаких простых решений наших проблем не существует, но это не повод опускать руки и ничего не делать.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня