«Проблемной» неожиданно для москвичей стала пойма Яузы — зона особо охраняемых природных и исторических ландшафтов. Жители окрестностей опасаются, что эти территории будут излишне урбанизированы, в результате чего пострадают редкие виды животных и растений, обитающих и произрастающих там. А ландшафт потеряет первозданный облик. Не найдя понимания у чиновников, москвичи написали обращение к депутату МГД от КПРФ Леониду Зюганову.
Можно только недоумевать, почему такое благое и нужное дело, как благоустройство, в столице России превратилось для горожан в источник неудобства, огорчения и даже возмущения. Парки, лесные массивы, просто зелёные уголки мегаполиса закатываются в асфальт и запечатываются плиткой. Уставляются лавочками и конструкциями непонятного назначения. Иссекаются велосипедными дорожками, причём как раз в тех местах, где гуляют пожилые москвичи и мамы с малышами. В итоге по лесопаркам теперь можно пройтись на высоких шпильках. Но ведь зелёные зоны — не для этого.
К тому же работы по благоустройству города далеко не всегда делают его комфортнее. В рейтинге Института территориального планирования «Урбаника» первопрестольная оказалась только на 52-м месте из 100 городов России. Проигрывает Москва и другим мировым столицам, даже с куда более скромными бюджетами.
Но вернёмся в пойму Яузы. По словам историка, активиста «Архнадзора» Георгия Саатчяна, благоустройство этой территории ведётся с грубейшими нарушениями:
— Пойма Яузы охраняется с двух сторон: во-первых, это ООПТ — особо охраняемая природная территория. Более того, в этом году наконец, собираются уже напрямую сделать то, что было решено ещё много лет назад. А именно — создать там ландшафтный заказник, что означает ещё более строгий режим ООПТ, чем существующий сейчас. А что такое благоустройство ООПТ? Оно проводится затем, чтобы убрать излишний рекреационный поток, снизить нагрузку на особо ценные природные места. Уменьшить бесконтрольное передвижение, исключить розжиг костров и так далее. И увеличить природную ценность ООПТ, высадить редкие растения, сохранять биоразнообразие, создать условия охраны животных. Ведь в пойме обитает свыше 50 видов птиц, многие из которых внесены в Красную книгу, мелкие звери и красавцы-бобры. А ещё растут деревья, цветы и травы, считающиеся редкими, в том числе — из Красной книги Москвы. И всё это природное богатство нашего города нужно охранять. Как раз для этого так называемые эко-тропы делаются с перилами: не только для удобства, для опоры на них, а чтобы люди не сходили с трассы. Кроме того, ландшафт по закону должен сохраняться в первозданном виде.
«СП»: То есть?
— Например, луга не должны застраиваться парковками, спортплощадками, на них даже деревья нельзя высаживать. И уж тем более нельзя устанавливать огромное количество фонарей, которые лепят, где только возможно. Их свет крайне мешает птицам и животным, ведущим ночной образ жизни.
Кроме того, пойма Яузы — это ещё и исторический ландшафт. Есть постановление № 1215 Правительства Москвы «Об утверждении зон охраны памятников истории и культуры г. Москвы». И там прописано, что весь этот ландшафт должен сохраняться в его историческом виде. Даже деревья там можно высаживать только тех пород, которые изначально росли в этой местности. Но, в нарушение этого постановления, берега Яузы покрываются набережными, там начинается движение на электросамокатах, выпивки, громкая музыка. Эта территория превращается в некое подобие озелененного городского двора возле магазина, где продают спиртные напитки, или же в аналог Парка культуры и отдыха им. Горького, где прямо на грунт ставят кофейни и прочие объекты общепита, прогуливаются толпы людей. Происходит то, что совершенно недопустимо в заповеднике. Особо охраняемые природные территории — а это и есть заповедник — город создавал, чтобы сберечь уникальные природные и исторические ландшафты, и долгое время тщательно защищал, обложив разными законами, которые в последние несколько лет просто-напросто перестали выполняться.
«СП»: А что городские власти?
— Мы постоянно пытаемся донести это до них. В частности, до Департамента капитального ремонта, которые занимается благоустройством. Но им до нас нет дела. А Департамент природопользования и охраны окружающей среды на нарушения законодательства и нормативов закрывает глаза. Возможно, потому, что он находится в подчинении заммэра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петра Бирюкова, который курирует ещё и Департамент капитального ремонта. Получается, что ведомство, занимающиеся охраной окружающей среды, и ведомство, которое посредством так называемого благоустройства эту природу разрушает, отчитываются перед одним и тем же ответственным лицом.
Георгий Саатчян также рассказал о том, что защитники сохранения русского природно-исторического наследия Пояузья располагают информацией о предполагаемых нарушениях не только административного законодательства, но и уголовного — в частности, бесконтрольной вырубкой и нарушением археологических слоёв в этих зонах. Вдоль Яузы значительное число объектов культурного наследия: здесь располагались усадьбы, храмы. И много археологических слоев, поскольку люди на этой территории жили с древности. Но «благоустроители» закрывают на это глаза.
— Сейчас мы пытаемся отстоять один очень важный участок — место, где была усадьба князя Пожарского, освободителя Москвы. Эта зона, где сливаются Яуза и Чермянка, сохранилась в том же виде, какой была при князе Пожарском. Она никогда не застраивалась. Именно там находилась стоянка ополчения перед последним броском на Москву. Это один из ценнейших ландшафтов, сохранившихся в столице. И мы, жители, являемся его хранителями. Фактически, здесь речь идет о месте воинской славы России, которое в этом году предполагают подвергнуть так называемому благоустройству. Мы напоминали властям, что такая идея уже была в 2019—2020 годах. В течение девяти месяцев жители вели переговоры с властью, писали везде, куда можно. Прошёл сход в формате встречи с депутатом Государственной думы Парфеновым и депутатом МГД Зубрилиным. Жители категорически высказались против того, чтобы на этом участке от 2-го Медведковского моста до слияния Чермянки и Яузы настилалась деревянная набережная или вносились какие-либо другие изменения в первозданный ландшафт, помнящий князя Пожарского и его ополчение. В 2019 году жителей услышали. Были проведены экспертизы, том числе экологическая, и эту часть исключили из зоны, где предполагалось устанавливать фонари, прокладывать новые дорожки и так далее. Ее оставили в первозданном виде как природно и исторически ценную. А сейчас об этом почему-то забыли.
С целью защиты историко-культурной зоны и исторического ландшафта усадьбы князя Пожарского Георгий Саатчян обращался балансодержателю, то есть ГАУ «Парк Яуза», с тем, чтобы ознакомиться с охранным обязательством, согласно которому эта территория должна быть защищена как ООПТ и как зона культурно-исторического наследия. Однако в этом ему было отказано. По мнению историка, это нарушение Федерального закона об обращениях граждан и сокрытие общественно важной информации.
— Это не договор между фирмами, там нет никакой коммерческой или государственной тайны. Но там прописаны обязательства парка «Яуза» по сохранению историко-культурного наследия России. То, что там сейчас происходит, может нарушать охранные обязательства, но без документов мы не в состоянии это доказать, возмущается Георгий Саатчян.
Вопрос, как увязать «зеленую» повестку с инфраструктурным, транспортным, индустриальным развитием Москвы, «СП» задала адресату обращения жителей, обеспокоенных ситуацией в пойме Яузы, депутату МГД Леониду Зюганову.
— Моя позиция в этом вопросе однозначна: Москва должна развиваться без глобальных перекосов. Недопустимо превращать город в сплошную дорожно-транспортную развязку и сумасшедшие каменные джунгли, как это сделали в Токио или Шанхае — у нас совершенно иная историческая и культурная ценность и другие условия. Должен быть четкий баланс, особенно в том, что касается сохранения городских лесопарковых массивов. Испытывать экологию столицы на прочность точно не нужно — давайте сохранять то, что осталось, — убежден Леонид Зюганов.
— Кроме того, есть позиция жителей, есть их привычки, которые формировались десятилетиями — и эту позицию Москва абсолютно не слышит, даже не пытается услышать. Хотя жители, хорошо понимая специфику своих родных районов, часто предлагают хорошие альтернативы — например, прокладывать огромные проколы на 4−5-6 полос вдоль промышленных предприятий, а не через спальные районы. Но задачи разобраться нет — есть задача задавить общественное мнение и любыми способами провести выгодные для власти решения в жизнь.
«СП»: Компромисс, как вы считаете, возможен? Что для этого нужно?
— Возвращение по-настоящему народных публичных слушаний и жесткий баланс — единственный выход. Власть должна научиться сдавать назад, находить обходные пути и искать компромиссы, а жители — объединяться в единый кулак и настойчиво, решительно и громко заявлять о своей позиции: на круглых столах, встречах со СМИ, депутатами. Дорожная карта у КПРФ есть, она отработана и эффективна, и мы точно готовы стать медиаторами этого процесса и защитить позицию жителей района.