Для начала несколько строк из воспоминаний нашего доброго авиаэксперта, президента Международного Консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерия Шелковникова. Свою деятельность в гражданской авиации он начинал в 60-е годы диспетчером в Хатанге, куда его благословил легендарный начальник Полярной авиации, Герой Советского союза Марк Шевелев. «Арктика — не только романтика. Суровый климат требует крепкого здоровья, силы воли, выносливости. Долгая зима, морозы выше минус 50 °C. Длинные полярные дни и полные мрака полярные ночи изнурительны, непрерывно полыхающее северное сияние вызывает тревогу. Тогда не было ТВ, радио, и за четыре года работы я так и не смог связаться с родными по телефону. Из еды — оленина, сухие порошки, консервы. Молоко от слепых, из-за постоянного нахождения в помещениях, коров давали только детям. Но вкуснейшая рыба, какой не встречал нигде! Охота на гусей, куропаток, свежевание оленя, рыбалка — это скрашивало суровые условия жизни. Аэродром Хатанга почти не закрывался по погодным условиям. Арктика меня закалила и заставила идти по жизни смело, не боясь трудностей. Там зародилось прекрасное желание помогать стране, в какие бы перипетии она не попадала. Если бы не Арктика, я точно был бы другим, возможно, хуже».
Валерий Георгиевич сильно расстраивается, что сегодня Хатанга совсем не та, что была раньше, называя нынешнее положение «авиатранспортным унынием». Местные авиаторы с понятной обидой пытаются достучаться в столицу до принимающих спорные решения чиновников. С грустью пишут, что в свое время «ежедневно из Москвы летали дальнемагистральные турбовинтовые Ил-18, перевозившие 120 пассажиров по аэродромам арктических поселков Амдерма, Хатанга, Тикси, Чокурдах, Кресты Колымские (Черский), Певек, Мыс Шмидта, Анадырь. Надежные двухдвигательные Ил-14 доставляли пассажиров и грузы в небольшие поселки, такие как Диксон, Мыс Каменный, Мыс Косистый, Бухта Провидения
Ежегодно проводились военные учения дальней и истребительной авиации с посадками на северных аэродромах и островах Северного Ледовитого океана. Научно-исследовательские экспедиции Академии наук «Северный полюс» и «Север» для обеспечения проводок подводных лодок дрейфовали на льдинах в приполюсных районах. На островах Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Нагурская, Визе, Средний, Новосибирские острова, Врангель находились полки ПВО для обеспечения многоуровневой защиты от противника.
Жизнь в Арктике кипела, и главнейшую роль играла авиация!
Мы связались с одним из авторов этого послания от имени авиаторов. Юрия Тютрина, жителя известного миру сельского поселения Хатанга, как и его авиаколлег, беспокоит не только положение авиации:
— Она — лишь вершина айсберга, лишь одно из основных направлений нашего беспокойства, но это не одна проблема. Писать можно бесконечно, букв на клавиатуре не хватит.
Именно авиации он отдал большую часть жизни, но беспокоит его и столь же глубокая забота о будущем поселка. Заметим, вполне понятная. Хатанга уже давно стала популярной у путешественников: их интересуют Таймырский заповедник, в котором можно лицезреть самые северные в мире леса, диких оленей, лежбища моржей, этнопарк Каталык и даже огромный Попигайский метеоритный кратер. А еще можно, посетить Спасо-Богоявленский храм — одну из самых северных православных церквей в России. В Хатанге в конце марта приземлился на воздушном шаре Федор Конюхов, установив целый букет рекордов. Отсюда стартуют группы экстремального туризма по Крайнему Северу. А в 1996 году Хатанга вообще стала центром мировой сенсации, когда оленевод Геннадий Жарков нашёл огромные бивни мамонта на берегу реки Кырса-Юрях. Учёные определили, что мамонт Жаркова, самец, весивший почти пять тонн, с трехметровыми бивнями, жил здесь 20380 лет назад. Находка стала первым экспонатом Хатангского музея мамонта.
Всем этим охотно делится Юрий Тютрин, уроженец сибирского города Черемхово, Иркутской области. Здесь, на Крайнем Севере, он с полугодовалого возраста. Свои первые полтора десятка лет жизни провел в маленьком шахтерском поселке Каяк Хатангского района, где проживало до полутысячи человек. Отец со старшим братом добывали в шахте уголь, снабжавший все поселки района. Мать отвечала за коммунальное хозяйство. В общем, жизнь в этих живописных местах еще в конце прошлого столетия здесь была налажена, да и места живописные. Не зря иностранцы Каяк уважительно называли Северной Швейцарией, настолько он гармонично вписывался в лоно природы среди снежных сопок, очаровывая любого. Родители ежегодно возили летом детей на побережье Азовского моря в Мариуполь, откуда родом был воспитывающий его отчим. Там же спустя годы Юрий окончил машиностроительный техникум по специальности «Программное обеспечение», весь выпуск которого затем пригласили поступать в ХНУРЭ (Харьковский Национальный Университет Радиоэлектроники). Куда идти дальше с дипломом о высшем образовании, Юрий не задумывался. Конечно, на полюбившийся Север в только что созданную структуру — Хатангский Центр организации воздушного движения (ХЦОВД). Здесь он проработал в должности инженера без малого два десятилетия. Сюда же из Мариуполя привез супругу Наталью, без колебаний как декабристка последовавшую за ним и подарившую ему двоих прекрасных малышей.
— Но ничто не вечно под луной, пришли грустные времена упадка, — сетует Юрий, — поселок опустел, и сейчас без слез там появиться невозможно.
Что же держит семью Тютриных в опустевающих нынче краях? На этот вопрос Юрий отвечает так:
— Много лет назад я создал интернет-проект «Хатанга. рф», где стал популяризировать наш красавицу. Любые события, мероприятия, исторические и архивные данные — все собрано в новостном разделе нашего сайта. Значительную часть там занимает и информация об авиации. И ведь есть что рассказать. Например, Хатангскому центру ОВД в апреле исполнилось 20 лет. Местный аэропорт — неотъемлемая часть не просто поселкового интерьера, он — душа поселка, один из центров его жизнедеятельности, связующее звено с Большой землей и с любой точкой района. Взлетающие или идущие на посадку самолеты Як-42, ветераны Ан-24, вертолеты Ми-8 — естественная, привычная и необходимая картинка для любого жителя поселка. Они прилетают и улетают и в полярный день, и в полярную ночь, а с ними наши родные, друзья, знакомые, строители, геологи и рабочие «нефтянки». Здесь в Центре, мы наблюдаем пролетающие на большой высоте белоснежные самолеты по арктическим воздушным трассам — все это будни нашего поселка, не лишенные романтики.
Применение современной техники, рассказывает Юрий, позволяет Хатангскому аэропорту быть практически «всепогодным» — принимать воздушные суда в сложных метеоусловиях. Мы, как никто другой понимаем и военную доктрину «Арктический театр военных действий», что особенно важно в настоящий период. Но аэродром Хатанга работает по регламенту, в субботу и воскресенье он закрыт. Добираемся до Москвы мы на старых тридцати-сорокалетних, постоянно ломающихся Ан-24 (во времена СССР по требованиям безопасности полетов он бы уже списывался). Проблема в том, что раньше были прямые рейсы в столицу и далее по всей стране. Сейчас же логистическая цепочка строится до Красноярска, далее обязательная ночевка, так как рейс прибывает в город лишь к вечеру, когда просто невозможно улететь в Москву. Отсюда множество накладок.
Но не единой работой жив дружный коллектив авиаторов. Профсоюз предоставляет бесплатные оздоровительные путевки на Большую землю. Одно из самых и полюбившихся всем ожидаемых мероприятий — вывоз любителей подледного лова на рыбалку. Эта ежегодная романтичная незабываемая июньская вылазка на вертолете приносит массу радости и впечатлений участникам. А местная волейбольная команда «Аэронавигация», признана лучшей не только в организации, но и в поселке, в краевых соревнованиях в Красноярске неизменно завоевывает призовые места.
Как признается Юрий, работа в аэронавигации, постоянное общение с людьми, связавшими свою жизнь с полярной авиацией плюс маломальский анализ и наглядное положение вещей — наверное, все это привело к обращению в Москву. Причем не спонтанно — просто люди имеют право жить полноценной жизнью вместе со страной, и так же, как вся страна. Тем более что близится юбилей — в 2026 году Хатанга отметит 400-летие — и вся ее славная история просто обязывает заботу государства. Тем более, сейчас, в такое непростое для всех время.
— Уверен, что всеобщими усилиями все возможно, даже сегодня, здесь и сейчас. Даже в условиях вечной арктической мерзлоты. Главное, чтобы чаяния наших людей услышали — в этом мы видим основную задачу.
Какой же выход видится людям в письме в Москву?
— Надеяться на наш авиапром, увы, уже не приходится, — считает Юрий,_- постоянное чиновничье вешание лапши на уши руководству государства по планам и срокам изготовления отечественных самолетов уже поднадоело. Достойных самолетов для арктических и труднодоступных районов России в ближайшее время ждать не приходится. Мы живем в суровой Арктике, и льющиеся из эфира бесконечные реляции о «достижениях» нас не удовлетворяют. У нас нет железных и автомобильных дорог, реки, озера и Арктическое побережье замерзают на длительный период, поэтому авиационное обслуживание жизненно необходимо не только для нас, но и для всей великой России. Не стоит забывать, что мы — жители форпоста России в Арктике, деятельность которой регулируется многочисленными Законами, Указами Президента, Постановлениями Правительства «Об Арктике».
Мы, как никто другой понимаем и военную доктрину «Арктический театр военных действий», что особенно важно в настоящий период. Поэтому наши предложения — не от хорошей жизни, К примеру, почему бы не использовать лучший в мире самолет-амфибию Бе-200 не только как противопожарный, но и как сертифицированный для перевозки пассажиров? Он может работать на лыжах, на колесах. При посадках на водоемах этой машине не нужны ВПП — на стоянку Бе-200 может выруливать по гидроспуску. Еще широко использовать модернизированный на базе Ан-2 самолет «Русская Арктика» с увеличенной дальностью полета и колесами, позволяющими производить посадку даже на галечные косы побережья Арктики. Да и применение самолета ТР-301 — реинкарнацию легендарного Ан-2, тоже бы не помешало. Думаем, уже пора закупить в Китае глубоко модернизированную версию Ан-24 «Xian МА60» для авиасообщения отдаленных и мало освоенных районов страны, где нет современной инфраструктуры, полноценных аэродромов с бетонной полосой, но нужно возить людей. И еще: учитывая, что еще долго не будет дальнемагистральных пассажирских лайнеров, подобных Ил-18, предлагаем рассмотреть использование транспортных самолетов Ил-76 для пассажирских перевозок в Арктике. И это не фантастика, ведь во времена СССР на базе грузовых Ан-12 были созданы вполне комфортные пассажирские Ан-10.
Есть у Хатанги еще одна больная и никак не решаемая проблема — невозможность заблаговременно приобрести авиабилеты. Потенциальным туристам постоянно приходится заранее согласовывать маршруты, утверждать логистические цепочки, закупать туристический инвентарь, отправлять его в Хатангу, если такового здесь не имеется, но все это — не имея билетов на руках. Нет и регулярных рейсов. А уж цена на перелет из расчета туда-обратно зачастую превышает более половины стоимости туристического продукта, что в свою очередь вызывает недоумение у желающих здесь побывать.
Свое послание в Москву хатангцы, рассчитывая на благоприятный ответ, заключают выводом: наша Арктика без авиации — это уже будет Арктика без россиян. И с этим трудно не согласиться.
От редакции. Хатанга долгое время, как уже говорилось, была отправной точкой полярных экспедиций. И в ее истории есть эпизод, мало кому известный. В апреле 1992 года из Хатанги на полюс улетала организованная известнейшим полярным путешественником Владимиром Чуковым парашютно-лыжная экспедиция. И буквально за час до вылета вспомнили — а ведь ее участники станут первыми, кто может водрузить российский триколор на полюсе! Нынешний флаг был утвержден в августе 1991 года, и с того времени на полюсе никто из россиян не бывал. Ясно, что флаг нужен — но где его взять? Пришла на помощь поселковая администрация, отдала запасной. Так что не пойди местные власти навстречу, еще неизвестно, когда бы на полюсе появился флаг России. А сейчас дату можно назвать конкретную — 23 апреля 1992 года.
Читайте по теме: «Возрождение российского авиапрома» — лучшая фантастическая сага десятилетия