В гражданской авиации — так уж повелось — традиционно не слишком жалуют представителей лучшей половины человечества, рвущихся в небеса. К примеру, во времена легендарного министра летающей отрасли Союза Бориса Бугаева попасть им в пилоты было приравнено к выигрышу счастливого лотерейного билета. А те, кому все же удавалось пробиваться к штурвалам лайнеров и ручкам винтокрылых машин, на этом сложном пути к мечте всей жизни лишались не только нервных клеток, но и проливали немало отчаянных слез по дороге к мечте. Но зато каких воздушных рекордов добивались счастливицы!
Обо всем этом и не только, кстати, шел оживленный обмен мнениями на недавней церемонии вручения медалей «100 лет гражданской авиации России» ветеранам — членам Общероссийской общественной организации «Содружество ветеранов гражданской авиации России».
Этой почетной награды были удостоены 157 членов отделений «Содружества», многие из которых лично прибыли в столицу. А вручал их от имени Президента РФ тоже легенда отрасли — заслуженный пилот СССР, лётчик-испытатель, ветеран боевых действий, начальник управления лётной службы Министерства гражданской авиации СССР Жорж Шишкин.
Основатель и бессменный Президент «Содружества» Шишкин, словно извиняясь за мужскую чиновную недооценку вклада женщин, трудящихся в небе отечественного гражданского флота, напомнил об именах, прославивших отрасль. Заслуженном пилоте СССР, командире Ил-62, установившем в конце 70-х целый букет мировых рекордов дальности, скорости и продолжительности полета Ираиде Вертипраховой, рекордсменке-вертолетчице Инне Копец и многих других, в том числе и ныне летающих. А затем, вручил награду Ольге Мастяевой. Путь харьковчанки Ольги, рассказал Шишкин, начинался с аэроклуба, потом, как водилось в те времена, бесконечные наезды в МГА к самому министру, нередко ночи напролет ожидания его приема на Ленинградском проспекте, 37. И вот удача: первый в СССР спецнабор в Кременчуге из столь же как она целеустремленных и рвущихся в небо девушек — а дальше, наконец, столь вожделенна работа пилота вертолета, и непрерывное стремление доказывать, что ты достойна выбранной профессии, что совсем не уступаешь сильному полу. Отлетала четыре десятилетия, причем количеству часов ее налета может позавидовать любой пилот — аж 22 тысячи! Своей страстью к полетам, выдающаяся летчица заразила и дочь, которая, пойдя по стопам матери, теперь управляет надеждой отечественной гражданской авиации — лайнером Ту-214.
Вручая награды, Шишкин напомнил, что деятельность возглавляемого им «Содружества» объединяет 51 регион — от Анадыря до Калининграда и от Крайнего Севера до юга страны. И это очень здорово, что ветераны не порывают связей с родной отраслью. Кстати, сам Жорж Константинович свою летную работу начинал именно с Заполярья — на Колыме и Чукотке, где в сложнейших условиях отлетал полтора десятка лет. Многих Шишкин при вручении медалей узнавал в лицо по прежней работе на местах и в министерстве.
К примеру, ему было о чем поговорить с Сергеем Анциферовым, которому, путевку в полярные пилоты выдавал еще легендарный начальник Управления полярной авиации Главсевморпути, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза Марк Шевелев. Анциферов, почётный полярник СССР, почётный работник воздушного транспорта Республики Саха, неоднократно участвовал в авиационном обеспечении полярных экспедиций «Северный Полюс», возглавляя сводный авиационный отряд высокоширотных экспедиций.
Шишкин же в канун нового 1984 года возглавлял экспедицию по спасению полярников станции СП-25, терпящих бедствие в канадском секторе Арктики из-за непрогнозированного дрейфа льда за Северным полюсом. Воздушное десантирование с самолета Ил-76ТД на СП-25 грузов и продуктов питания было выполнено с таким мастерством, что о нем с восхищением вспоминают и поныне. Льдину полярников по координатам нашли на удалении 2200 км от береговой черты. В условиях абсолютной темноты полярной ночи экипаж в составе которого был и Шишкин, произведя 10 заходов, с высоты 50−150 м сбросил 10 тонн необходимого зимовщикам груза, да еще и две елочки для встречи Нового года. Все 19 полярников были спасены.
А празднование столетия столь любимого народом и переживающего нынче не лучшие времена гражданского флота, скорее всего будет продолжаться до конца года. И будут снова ставиться рекорды, и очень хочется надеяться на восстановление престижа этой столь мужественной и почетной профессии, ее высокой планки, заложенной авиаторами многих поколений, ветеранами. Один из таких воздушных праздников — Всероссийский слёт любителей авиации — в эти дни проходил на аэродроме «Первушино» в Башкортостане. В программе сольного и группового пилотажа приняли участие более полусотни самолетов со всей страны. Главным героем мероприятия стал Як-12.Тот самый самолет, который был создан еще по личному сталинскому указу с целью применения в основном в аэроклубах ДОСААФ для подготовки пилотов, парашютной подготовки и буксировки планеров. Эти машины также использовались в качестве санитарных и сельскохозяйственных. А еще на воздушном празднике запомнится авиафест «Первушино» с участием более 50 летающих аппаратов, ретро-самолетов, ну и — какой же воздушный праздник без прыжков парашютистов!
Все это особенно греет души бывалых авиаторов, с таким трудом и неохотой уходящих на заслуженный отдых. И с такой тоской, но тайной надеждой на лучшее будущее взирающих в небо, долгие годы служившее им родным домом.