Пандемия усилила тренд на цифровизацию всего и вся, включая искусство. Вместо кистей и мольберта — стилус и планшет, а вместо полотен на стенах — картинки в интернете.
Она создала много выдуманных миров и при этом стала востребованной и популярной в реальной жизни. О построении карьеры в творческой индустрии и профессиональном признании мы поговорили с цифровым художником с опытом более 10 лет, создателем, руководителем и преподавателем школы CG LAB, победителем многочисленных конкурсов для креаторов Линой Сидоровой.
«СП»: Лина, расскажите, как вы стали цифровым художником?
— Создавать картины — это моя страсть с самого детства. Я окончила Московский архитектурный институт, который дал мне классическую академическую базу в рисовании и конструктивный подход к построению предметов. А на втором-третьем курсе у меня появился графический планшет и я стала творить в «цифре». Кроме того, я серьезно увлекалась игровой журналистикой. Поэтому после окончания института я пошла работать не в архитектурное бюро, а в игровую индустрию и стала цифровым художником.
«СП»: — Цифровое искусство давно вошло в повседневную жизнь в совершенно различных проявлениях: мы смотрим фильмы, играем в игры, видим рекламу на билбордах города или покупаем продукты с яркими этикетками. Лина, как известный специалист данной сферы, расскажите нашим читателям, над чем и как вы работаете, какая у вас специализация?
— В последние годы я занимаюсь созданием цифровых пейзажей «для души» и сделала серию работ — переосмысление замков и локаций из игры 1999 года «Герои Меча и Магии 3». Эти картины стали очень популярны, получили много позитивных отзывов в интернете, и их покупают. Я до сих пор продолжаю рисовать эту серию. Вообще цифровых художников, которые специализируются на пейзажах, очень мало.
Мой стиль — смесь 2D и 3D техник и немного цифровой живописи, мазков, текстур. Большую часть своей карьеры я работала в игровой индустрии, также делала заказы для кино, рекламы и смежных областей. Несмотря на то, что стоимость моих услуг выше, чем в среднем по рынку, клиентов всегда много, ко мне обращаются из-за моего 10-летнего опыта, признания в профессиональной среде, компетенции и качества работ. И мне очень нравится, что я могу воплощать свои идеи в картинки, делиться своими эмоциями, показывать миры, который я создала.
«СП»: Цифровое искусство, безусловно, привлекает все больший общественный интерес. Создаются новые направления, которые стремительно развиваются и совершенствуются. Лина, нам известно, что помимо создания картин вы являетесь автором курса, который популярен у художников в игровой индустрии и активно в ней используется. Расскажите, как происходило становление вашего курса?
— Когда я работала в играх в компании Mail.ru, коллега-художник из другого отдела Константин Вавилов предложил мне написать курс по Matte Painting. Он тогда занимался организацией первого в России очного образования для концепт художников в геймдеве.
Matte Painting — это создание реалистичных, часто очень детальных цифровых изображений с помощью комплекса техник, использования фотографий, 3D и прочего. Я специализировалась на этих техниках и создавала промо-арты для знаковых игр компании, таких, как Warface, Perfect World, Armored Warfare. Их использовали для рекламы в метро, на игровых выставках, в рекламных роликах на телевидении. Мне показалось, что создание такого профессионального курса — это очень интересный проект, я могу внести свой вклад в индустрию и повлиять на многих художников. Так я написала авторский курс и стала его преподавать.
На сегодняшний день моя обучающая программа существует уже 8 лет, конечно, она менялась с годами, потому что цифровые технологии не стоят на месте. Кроме того, я увеличила обучение до 3 месяцев и перевела его в онлайн формат для собственной школы цифрового рисунка CG LAB, где курс называется «Концепт арт окружения, Matte Painting и 3D для 2D».
«СП»: Я знаю, что этот курс уже прошло более 700 человек. Расскажите, почему начинающие художники выбирают получать образование именно у вас?
— Мне кажется, важную роль играют моя методика преподавания, а также структурированность курса. Я совместила изучение основ рисования, таких как композиция, тон, цвет и тому подобное с параллельным освоением востребованных в индустрии технических навыков по собственной системе, основанной на психологии. На других курсах обычно вперемешку даются разные техники, собрана разрозненная теория и уроки по кнопкам.
Ко мне приходят с совершенно разным бэкграундом — бухгалтеры и юристы, новички в рисовании и профессионалы. Кто-то хочет сменить профессию и попасть в новую индустрию, а кто-то — получить повышение или сделать свою выставку. Я помогаю людям решить любые их задачи и невероятно радуюсь их успехам, ученики регулярно пишут мне слова благодарности, рассказывают о своем продвижении в карьере. В игровой индустрии хорошо работает система рекомендаций, и я знаю, что практически в каждой крупной игровой компании есть художники, которые учились на моем курсе, в том числе арт-директора: например, мои выпускники работают в CD Project Red, 4A Games, Wargaming, Mail.ru (VK, My. games, Pixonic), Playrix, G5, Sperasoft, Nival, Gameloft, Saber Interactive и других крупных студиях.
«СП»: — Вы основатель и директор известной индустриальной школы CG LAB, как вы пришли к ее созданию? Каких результатов удалось добиться школе благодаря вам и вашему опыту?
— Все началась с моего личного курса и блога в соцсетях, которые стали очень популярными. А потом ко мне пришла Мария Ярцева, Head of Art международной игровой компании G5, у нее тоже был свой курс, но по игровой графике. Так я поняла, что нужно делать собственную школу, расширять линейку наших обучающих продуктов, потому что они востребованы на рынке, и мы смогли задать высокую планку качества.
Я много лет работала в геймдеве и лично знала талантливых художников, поэтому стала предлагать им писать курсы. Успех школы плавно вытек из популярности моего личного курса, моих артов и известности игровых проектов, для которых я создавала графику. Так школа постепенно начала обретать репутацию в индустрии, также я лично искала авторов курсов среди профессионалов и всегда знала, как оценить их компетенцию из-за многолетнего опыта работы в играх художником.
На сегодняшний день школа CG LAB выпустила больше 6000 художников, многие из них устроились на работу или продвинулись по карьере. Всего сейчас в школе 10 онлайн курсов от основ цифрового рисунка, портрета и анатомии до индустриальных курсов по игровой графике, интерфейсам, иллюстрации и окружению.
«СП»: Вы стали победителем международного конкурса «Шишкин ХХI» о русском пейзаже, привнес ли он по вашему мнению что-то новое в цифровое искусство?
— Очень интересная история, потому что была совершенно классическая тема, но организатор конкурса студия «Графит», ее подход и заданные инструменты — самые передовые. «Графит» — это известная студия, она делает графику для компаний, о которых знают геймеры по всему миру: Naughty Dog, Lucas Arts, Ubisoft, Electronic Arts, Square Enix, Zynga.
«Графит» хотел поддержать и популяризировать русское пейзажное искусство, и участники конкурса должны были изобразить природу нашей страны в цифровых техниках. Были, например, такие темы, как «Реет дракон над вечным покоем Руси», «Смеркалось. Синело. Вечер на окраине спального микрорайона» и «Русская Деревня XXI». Участвовали при этом художники не только из России, видимо, наше искусство многим близко.
Я нарисовала «Московский дворик» в новом прочтении и заняла третье место. Конкуренцию мне составили еще 170 цифровых художников, многие из которых работали в играх или были заслуженными художниками. Судьями мероприятия стали учредители «Графита», арт-директора, многие популярные цифровые художники, например, арт-директор Mail.ru и Owlcat Games Виктор Сурков, а также, американский художник и арт-директор Лип Комарелла.
Кажется, победу мне принес хороший технический уровень и шутливое прочтение старого сюжета, ведь только через такую призму и смотришь на грусть и частую апокалиптичность и неустроенность нашей городской среды. Было много оригинальных работ и сюжетов, многие из которых трогательные и наполненные смыслами, сами судьи это отмечали.
«СП»: Вы уже добились профессионального признания, какие еще цели вы перед собой ставите?
— Планов у меня очень много. Например, хочу написать книгу по композиции пейзажа и поучаствовать в создании еще одной книги для художников. И, конечно, продолжать развивать свой курс, школу, выходить на новые рынки и делать свежие курсы. Помимо этого, собираюсь больше времени уделять развитию профессионального сообщества, создавать принципиально новые форматы взаимодействия между художниками.
24 июля 2023 г.