Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Чудеса набора в вузы: «Бюджет» опять зажали

Желаемого повышения доступности образования не произошло — напротив, за него предлагается побольше заплатить

6034
Чудеса набора в вузы: "Бюджет" опять зажали
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Материал комментируют:

Российские вузы завершили 25 июля прием заявлений и документов от потенциальных абитуриентов. Стоит напомнить, что количество бесплатных мест в высших учебных заведениях в 2023—2024 учебном году заметно сократится и составит 590 101. Согласно расчетам чиновников, этого количества должно хватить на 67% выпускников средних школ.

Кроме того, изменится распределение бюджетных мест по территориям — примерно 73% процента мест получат региональные вузы, в то время как в ключевых столичных вузах квоты для бюджетников заметно сократятся, а стоимость платного обучения заметно увеличится. Из региональных вузов первую пятерку по процентной доле бюджетных мест составили Уральский, Казанский, Южный, Сибирский и Дальневосточный федеральные университеты.

Впрочем, лидерами по общему количеству бюджетных мест остаются Москва и Санкт-Петербург. Далее следуют Татарстан, Свердловская, Ростовская области.

Читайте также
В Москве строят жилье с «дурной наследственностью» В Москве строят жилье с «дурной наследственностью» В погоне за сверхприбылью российские бизнесмены готовы торговать нашей памятью

При этом весьма любопытно распределение приоритетов по специальностям, на которые можно будет поступить по бюджету — весьма заметно сокращение мест по таким направлениям, как биология, биоинженерия, биоинформатика.

Большое число мест в медицинских вузах отдадут поступающим по квотам приема на целевое обучение, а стоимость платного образования заметно вырастет.

Как ранее сообщал вице-премьер Дмитрий Чернышенко, «наибольшее количество предусмотрено по инженерным и техническим направлениям подготовки — 245 тысяч мест». Второе место занимают педагогические науки, на которые выделено более 75 тысяч мест. Третья позиция у общественных и медицинских направлений — более 68 и 53 тысяч бюджетных мест соответственно. По словам Чернышенко, «упор делается на специальности для скорейшего импортозамещения и достижения научно-технологического суверенитета России», приводится высказывание на сайте минобрнауки.

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков также рассказывал о новых специальностях: в области машиностроения появятся «Цифровые и аддитивные технологии в машиностроении», «Интеллектуальная трибология в машиностроении» и «Лазерные технологии». В области «Техника и технология кораблестроения и водного транспорта» появится новая специальность «Инженерно-экономическое обеспечение технологий и бизнес-процессов водного транспорта», говорится на сайте министерства.

Заслуженный учитель России Александр Снегуров отметил, что сомневаться в сокращении бюджетных мест в вузах и, напротив, увеличении платных, к сожалению, не приходилось.

— В результате в нашей образовательной системе сложилась искривленная композиция, не соответствующая ни запросам сограждан, ни сегодняшней реальности. Хотя ранее нам обещали, что число бюджетных мест каждый год будет расти. Но на деле мы наблюдаем нечто другое.

С одной стороны, можно порадоваться увеличению числа бюджетных мест в регионах, где население менее обеспечено. Но ведь система — это своего рода сообщающиеся сосуды: если куда-то перетекло, значит, откуда-то утекло. А утекло из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, где немало детей, которые хотят поступить в вузы и достойны в них учиться. К ним следует добавить ребят, которые приезжают из регионов для поступления в столичные учебные заведения.

Эта рокировка мест ничего не дает в плане повышения эффективности образования — просто из одного сосуда взяли щепотку и пересыпали в другой, в то время как общее число гранул осталось одинаковым. Это небольшие изменения внешнего антуража в каких-то передвижениях бюрократии, аппарата, но улучшения образования мы не получаем.

«СП»: Почему вы так считаете?

— Сохраняется ЕГЭ — система, которая, на мой взгляд, должна быть заменена, но ее сохранили. Получается игра на расстроенном пианино: нажали на одну клавишу — получилось фальшиво, решили нажать на другую. В результате выходит имитация, вместо увеличения бесплатных мест в вузы столиц, городов-миллионников, регионов. Следует более лояльно относиться к предоставляемым абитуриентами баллам, которые, по сути, девальвированы. Но сейчас для поступления на бюджетные места требуется набирать сто баллов практически по всем экзаменам. Это девальвирует саму идею высшего образования.

Выходит, ребенок для поступления должен едва ли не с шестого класса заниматься с репетитором. Никаких прогулок, никакого развития, без участия в волонтерском движении и других жизненно важных для подростка явлениях. Такой расклад противоречит идее просвещения народа. А ведь 2023-й — год наставника и педагога. Хотя бы в честь этого года следовало открыть шире двери для поступления в вузы. Также это противоречит национальной стратегии в области образования.

«СП»: К чему это приводит?

— Конкретный пример. Как мне сообщил выпускник 57-й московской школы, где на очень высоком уровне преподается математика, биология, что примерно половина отучившихся собирается продолжить обучение за границей. Вот вам результат подобной социальной практики. У нас молодые люди не только вытесняются из регионов в крупные города, но и вообще за пределы страны! А потом удивляемся нехватке специалистов…

Читайте также
Операция гиперинфляция. Сколько нулей может прибавиться на российских купюрах Операция гиперинфляция. Сколько нулей может прибавиться на российских купюрах Чиновники утверждают, что не включат печатный станок. На что намекают?

«СП»: Вице-премьер Чернышенко заявил, что больше всего бюджетных мест будет отдаваться техническим направлениям. При существующей системе не приведет ли это к тому, что их станут занимать, в том числе, абитуриенты, стремящиеся всего лишь к получению диплома, неважно по какой специальности?

— Увы, приведет. Потому что выбор факторов для поступления у многих детей сейчас, к сожалению, часто весьма прагматичен. Наличие военной кафедры, возможность заплатить, территориальная доступность. Да и сам такой перекос тоже вреден. Почему технические направления не соизмерять с другими? Скажем пишут, что сейчас дешевле всего обучиться на историка и географа. Мы говорим о важности знания истории. Но в то же время она у нас попадает в какой-то низший регистр. Как и профессия географа обладает огромным ресурсом и нацелена в будущее, если мы говорим о геополитике, развитии экономики.

Такие перекосы приведут к тому, что мы рискуем не получить как хороших историков и географов, так и должным образом подготовленных математиков, физиков, экономистов. Потому что все это, на мой взгляд, протекает в рамках кампании — отчасти имитационной, декоративной. Возникает масса вопросов.

Почему, скажем, сокращается педагогическое направление? Вузы стали прибегать к практике расторжения с педагогами контрактов на летний период и заключения в сентябре. А с некоторыми контракты не перезаключаются. Это делается ради экономии. И какие кадры мы при таком отношении будем иметь? Без свободных, развивающихся, публикующихся в научных журналах, преподавателей, мы не получим подготовленных на высоком уровне студентов. Сюда же можно отнести сокращения преподавательского состава, «оптимизацию» вузов и так далее.

Последние новости
Цитаты
Григор Шпицен

политолог (Германия)

Борис Шмелев

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня