Идеология «бандеризма» внедрилась в самое сердце современного украинского общества, из-за чего украинцы относятся к русским с особой и отнюдь не взаимной жестокостью, считает бывший американский разведчик Скотт Риттер.
Таким образом он в интервью на Youtube-канале U.S. Tour of Duty ответил на вопрос ведущего о том, почему русские люди не испытывают ту же степень враждебности и жестокости, какую испытывают к ним украинцы, что проявляется в обстреле мирных жителей, пытках пленных российских солдат и запрете русской культуры.
«Современный украинский национализм, иногда его называют „бандеризмом“, привносит свои краски в психологию современной Украины. Бандеровцы считают русских „недочеловеками“ и своими кровными врагами. Они впитали ненависть к России много десятилетий назад и донесли ее до наших дней. Им удалось внедриться в самое сердце современного украинского общества», — подчеркнул экс-разведчик.
При этом Риттер считает, что не все украинцы склонны к такому мышлению и поведению, однако большинство из них, совершающих подобные преступления, действительно являются нацистами и бандеровцами, поскольку «с 1930-х годов бандеровцы учили украинских детей ненавидеть русских».
Со своей стороны, русские, по мнению Риттера, всегда считали украинцев братьями, равными себе, что и является причиной соответствующего отношения и по сегодняшний день.
«Вот почему у русских совсем другое отношение к украинцам, и, в частности, к украинским пленным. Даже к захваченным в плен нацистам относятся по-человечески. Многих из них отпустили, а те, кто сидит в тюрьме, содержится в человеческих условиях в ожидании суда, хоть никто этого не видит», — заключил эксперт, отметив, идеология Бандеры, которая «искажает сознание, душу и дух украинского народа».
Вообще интересно, когда американец отвечает на вопросы, которые неплохо было бы задать российским властям. Как проморгали тот момент, когда идеология местечкового селюковского нацизма вылезла за пределы Западной Украины и распространилась по всей стране, включая традиционно пророссийский юго-восток, в котором, напомню (даже в Харькове) все не бросились встречать цветами ВС РФ в начале СВО, как это предрекали многие эксперты.
Но теперь-то хоть масштаб проблемы понятен? Выводы сделаны? Какие?
— Бандеризация — это просто инструмент насаждения русофобии, а не какая-то особенная идеология, — считает председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.
— Бандеризация общества была выбрана в качестве средства от возможной обратной интеграции с Россией после развала Союза, и проводилась очень последовательно при всех сменяющихся правителях Украины.
Так, например, при якобы пророссийском Кучме русский язык был полностью исключен из общения во всех детских садах, включая детские учреждения на юго-востоке Украины.
Именно при Кучме началось планомерное искажение истории Украины, внедрение учебников истории, в которых вся история представлялась цепью угнетения и порабощения Украины со стороны России. Именно при Кучме Бандеру начали осторожно представлять в этих учебниках, как историческую личность, боровшуюся и с СССР, и с фашистской Германией. Именно при Кучме началось последовательное переформатирование мозгов школьников, и навязывание убеждения, что русские были извечным врагом свободолюбивого украинского народа.
Уже в начале 2000-х годов стало понятно, что граница между пророссийким и антироссийским населением идет не по Днепру, а по возрасту. Дети, получившие образование в националистической Украине, становились русофобами даже в русских регионах, таких, как Одесса или Харьков.
«СП»: Кто или что эту идеологию подпитывает? Это ведь не за год произошло, не за два. Почему Россия упустила этот момент? Понятно, что после 2014-го стало практически невозможного влиять на процессы там, но почему мы ничего не делали до?
— В течение десятилетий в России считали, что преобладание русскоязычного населения на Украине является гарантией хороших отношений между странами.
Никто в России не обращал внимания на широчайшее распространение антироссийских взглядов в украинском образовании, в СМИ, в культуре. Преобладало убеждение, что главным связующим звеном является экономическая взаимозависимость стран. В России очень любили упоминать о том, что Украина полностью зависит от поставок российского газа, однако не слишком афишировали, что Россия получала из Украины марганец и титан, турбины из Николаева и авиационные двигатели из Запорожья, и эти поставки тоже были практически безальтернативными. Именно эта экономическая взаимозависимость еще сильнее стимулировала усилия Запада по разрыву этих отношений, ведь тогда ущерб наносился экономикам обеих стран.
Обнародованный и широко известный принцип работы российской дипломатии «Мы работаем только с официальной властью» привел к полной потере способности влиять на гражданское общество на Украине, и, как следствие, утрате влияния на все политические процессы на Украине.
«СП»: Но и после 2014-го у нас, похоже, не понимали, что происходит. Вплоть до начала СВО многие думали, что наши танки по всей Украине будут встречать с цветами. Почему продолжали игнорировать реальность?
— Я уверена, что руководство России уже в 2022 году было хорошо осведомлено о настроениях в украинском обществе, и главной причиной ситуации в марте 2022 года были не антироссийские настроения на Украине, а состояние украинской армии и настроения украинской элиты. Но украинская армия была хорошо подготовлена, а украинскую элиту убедили, что помощь Запада и санкции против России приведут к быстрому поражению России.
Гражданское население ничего не решает и не определяет в военном противостоянии, но если бы российской армии удалось в первые же дни занять Киев и Харьков, я уверена, что многие простые жители действительно приветствовали бы российские войска.
«СП»: Между тем, Риттер поднимает интересную тему — в России всех украинцев считают братьями и даже к нацистам относятся по-человечески. Может, пора уже пересматривать этот подход?
— А как можно пересмотреть этот подход? Так же, как и украинские фашисты, начать пропагандировать, что русские и украинцы — это враждующие народы? Тоже, по примеру украинских бандеровцев, начать искажать нашу историю, лгать и замалчивать общее историческое прошлое?
Преступления украинских нацистов должны быть расследованы, преступники должны быть наказаны. Но русские и украинцы — это действительно один народ, и искажать эту истину означает стать такими же предателями нашей истории.
«СП»: Что теперь с этим делать? Есть ли у России сейчас инструменты противостояния этому? Допустим, представим гипотетически, что ВС РФ удалось взять всю Украину под контроль. Как лечить людей? Сколько времени понадобится по вытравливанию этой «заразы»?
— Ломать — не строить, и теперь очень трудно исправлять убеждения у целого поколения украинцев, которые три десятилетия подвергались антироссийской пропаганде.
Однако, мы видим, что за девять лет в тех же республиках ДНР и ЛНР подросли школьники, впитавшие совсем другие идеи и принципы, а ведь до 2014 года и на Донбассе школьная программа была такой же бандеровской и русофобской. Безусловно, в школьные программы нужно вводить изучение работ Олеся Бузины или очень важного труда Николая Ульянова «Происхождение украинского сепаратизма». Я знаю немало людей, которые эти книги заставили полностью изменить свои взгляды.
Одним из источников оптимизма по отношению к возможности исправить насажденную русофобию является пример Чечни. Трудно было представить в конце 90-х годов, что солдаты-чеченцы сыграют значительную роль в освобождении Мариуполя, что чеченцы будут гордиться службой российской армии. Однако это происходит на наших глазах.
И я уверена, что морок сепаратизма развеется, и украинцы ощутят себя неотъемлемой частью большого русского народа.
— В текущий момент бандеровскую идеологию в Украине подпитывает страх, — убежден заместитель руководителя Центра изучения гражданских и военных конфликтов (ЦИГиВК) Павел Екатеринин.
— Если ты живёшь в Украине и не поддерживаешь киевский режим — тебя окрестят предателем или «орком». Более того, за свою позицию можно просто лишиться жизни. Вот такая «демократия» и «свобода» сейчас в этой стране.
«СП»: По словам Риттера, эта идеология внедрилась в самое сердце современного украинского общества. Так ли это? Вот прямо все общество ей поражено по всей стране? Бандеровцам удалось навязать свою идеологию центру и юго-востоку Украины? Как?
— Как мы видим, несмотря на 8 лет промывания мозгов и навязывания бандеровской идеологии, не все люди в Украине стали яро ненавидеть Россию и все, что с ней связано. Те же результаты осеннего референдума показали, что, когда у людей действительно есть выбор, они могут сами решать свою судьбу, а не быть покорным стадом.
«СП»: До начала СВО у нас многие думали, что наши танки по всей Украине будут встречать с цветами. Что пошло не так?
— Лично я так не думал. Так или иначе, вирус под названием «русофобия» активно распространился по Украине с 2014 года.
«СП»: Возникает вопрос, есть ли у России сейчас инструменты противостояния этому?
Допустим, представим гипотетически, что ВС РФ удалось взять всю Украину под контроль. Как лечить людей? Сколько времени понадобится по вытравливанию этой «заразы»?
— Только время. После победы в СВО гражданам Украины нужно будет принять тот факт, что русские — не враги украинцам. Настоящие враги лишь наблюдают, как славяне убивают друг друга.
Времени может понадобиться много. Не стоит торопить события. Я уверен, что мы будем едины, и никогда больше огонь войны не распространиться на наши земли.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине читайте в теме «Свободной Прессы».