Около 900 млрд рублей — столько, по данным Росстата, граждане задолжали за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Правда, цифра вызывает серьёзные сомнения, а вот тенденция, в принципе, отмечена верная — темпы роста долгов увеличиваются. Они резко скакнули в декабре 2022-го после жульнического роста тарифов, и с тех пор продолжают стремительно прогрессировать. Так как коммунальщики не менее быстро корректируют цифирьки в «жировках».
876,4 млрд рублей — таковы данные Минстроя по задолженности граждан за ЖКУ по итогам первого квартала 2023 года. Допустим. Год к году — рост на 72 млрд рублей. Всего же за 2022-й долги выросли на 56,6 млрд рублей. То есть налицо увеличение темпов. Но всё ли так, как говорит «официоз»? Ведь в целом ему никакой веры мало.
«По данным Росстата, в настоящий момент задолженность физических лиц по оплате услуг ЖКХ уже составляет 804,5 млрд. рублей. В декабре 2022 — феврале 2023 года долг может увеличиться еще на 200 миллиардов рублей. Повышение тарифов на коммунальные услуги не учитывает снижение доходов населения, а ведь в сложной экономической ситуации многие граждане вместо оплаты коммунальных услуг могут предпочесть покупку еды и лекарств», — ещё в декабре прошлого года оценивал ситуацию директор Научно-образовательного центра комплексной модернизации инфраструктуры ЖКХ Высшей школы экономики Алексей Кулаков.
О давно достигнутом триллионе рублей долгов за ЖКУ говорят и иные эксперты, причём речь об этой цифре шла ещё в прошлом году. В качестве достигнутого уровня, если кто не понял. Сколько должны сейчас реально? Вряд ли 1,5 трлн рублей, хотя всё может быть… «Казённая» статистика, как известно, очень любит занижать неудобные показатели, рисовать что-то типа 1% снижения доходов населения в 2022 году,
Долги физлиц — это ещё ладно. А вот сколько должны юрлица, всевозможные частные и не очень компании и прочие конторы с непонятной структурой собственности? Тут вообще лес тёмный, в различных источниках фигурируют оценки от 0,5 трлн рублей до 4−5 трлн рублей. То есть в среднем где-то 2−3 трлн рублей. И по поводу этой задолженности почему-то никто не рвёт волосёнки на заднице. Выходит, бизнесу можно?
«Как было объявлено, повышение запланировано в пределах 9%. Но вот на днях я получил новую платежку за декабрь и увидел, что реальный рост составил вовсе не 9%, а все 15%! Скажем откровенно, это крайне значительная дополнительная нагрузка для семейного бюджета подавляющего большинства россиян. При этом надо отметить, что данное повышение накладывается на постоянный (пусть и не резкий) рост цен на продукты питания и товары первой необходимости. Для понимания, просто сравните стоимость среднего чека при покупках в магазине в начале года и сейчас», — возмущался в декабре 2022 года координатор движения «Левый фронт» Сергей Удальцов.
Но это, как оказалось, было только началом. В начале зимы граждан начали массово обманывать с так называемыми «общедомовыми расходами», потом «Газпром» продавил новую редакцию закона «О газоснабжении в Российской Федерации» — опять поборы. И так далее. Финансовая нагрузка на население в части «коммуналки» продолжает увеличиваться. А деньги — разворовываться.
«Взносы за капитальный ремонт за год в большинстве российских регионов выросли на 30−50%. При этом нет никакой связи между объемом и итоговым качеством работ, и размерами тарифов. Государство в лице региональных властей фактически дало отмашку на то, чтобы в секторе ЖКХ финансовое бремя легло полностью на плечи граждан. Отдавая коммунальщикам с их растущими аппетитами свои едва ли не последние деньги, люди не видят никаких позитивных изменений: качество услуг неизменно низкое, при этом нет возможности повлиять ни на сроки, ни на состав работ», — говорит член комитета по ЖКХ Торгово-промышленной палаты РФ Константин Крохин.
Масштабы воровства постоянно растут, причём быстрее тарифов. Об этом можно судить, хотя бы, по тому, как стремительно ветшают коммуникации и жилой фонд в целом.
«Это миф, что за счёт тарифов модернизируются изношенные сети. Фракция социалистов в Госдуме неоднократно предлагала провести аудит, чтобы наконец-то разобраться в экономической обоснованности тарифов», — считает сопредседатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов.
Очередной шахермахер со стороны чиновников — ввести так называемые «спецсчета», то есть замкнуть все платежи на управляющие компании (УК). Сейчас через них платит только незначительная часть населения, но власти хотят направить все финансы на счета этих дельцов. Как думаете, что они будут делать с перечислениями граждан?
Если этот финт ушами таки примут, то население ответит на него адекватно — ещё большим ростом неплатежей. Собственно, как это и случилось в декабре, и как происходит сейчас.
Как отреагировали на новый рекорд неплатежей «слуги народа»? Вполне ожидаемо, примерно как бургомистры, которым недодали денег.
«Долги за ЖКУ продолжают расти, в том числе из-за невозможности ресурсоснабжающих организаций и УК воздействовать на должников по всей строгости. Вода, электричество, тепло продолжают поступать в квартиры злостных неплательщиков, а значит, и долги продолжаются увеличиваться», — гневается член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Колунов («Единая Россия»).
То, что люди не платят по причине отсутствия денег, чиновников не интересует. Им вообще наплевать на «электорат» — не для того они прорывались на самую верхушку.
Хотя проблему решить проще простого — нужно дать людям возможность зарабатывать. То есть начать развивать экономику, запустить реиндустриализацию. Но об этом уже и не заикаются.
Оставить стремительно нищающее население без тепла, воды и света — это, конечно, свежая мысль. Особенно учитывая то, что энергоресурсов в РФ завались. Снабжаем ими всех, включая врагов — украинские танки ездят на российской солярке, бандеровцы обогреваются нашим же газом. А русским людям всё это, видите ли, непозволительно.
«Существующая модель — рыночная экономика + частная собственность на средства производства. Или, проще говоря, капитализм. А частная собственность на средства производства — та собственность, которая некогда была государственной, но в результате чубайсовской приватизации 90-х годов была сворована у народа.
Возникает порочный круг: российские власти не хотят поражения в войне с коллективным Западом. Но при этом они не хотят и экономической мобилизации, предполагающей национализацию, или де-приватизацию средств производства, находящихся в цепких руках олигархов. Власти явно не готовы разрывать этот порочный круг. Порочный круг придется разрывать тем, кто уже не раз спасал Россию. То есть народу", — считает доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов.
Чем закончится противостояние в коммунальной сфере непонятно. В регионах, особенно «депрессивных», никто даже не пытается что-либо отключить в домах и квартирах. Чревато боком. В столице и городах-миллионниках пока этим балуются, но это до поры, до времени. Социальная напряжённость в российском обществе нарастает, и чиновники вынуждены всё чаще на это оглядываться.