Знаете ли вы, кто является собственником земли, на которой стоит ваш дом? Город, область (край) или может, вы сами её купили? В любом случае, вам стоит обратить внимание на судебное разбирательство по иску Генеральной прокуратуры РФ к собственникам земельных участков в поселке Ольгинка Краснодарского края. Слушания проходят в Туапсинском районном суде. Но касается оно всех: от Москвы до самых до окраин.
Суть дела: Генеральная прокуратура просит суд признать незаконными последние сделки по продаже земли в селе Ольгинка, расположенном на черноморском побережье Краснодарского края. Ответчики — граждане, купившие землю: кто для того, чтобы построить себе дом, кто — для ведения бизнеса. Последние, кстати, и рабочие места местным жителям обеспечивают, и создают инфраструктуру, необходимую для качественного отдыха курортников.
Важно в этом деле то, что ответчики (их 11 человек) приобрели земельные участки совершенно официально и имеют все необходимые документы, подтверждающие это. Однако спорная земля перед этим перепродавалась несколько раз. И Генпрокуратура считает, что первый продавец — администрация Туапсинского района — не имела права распоряжаться ею, поскольку эта территория была в собственности Краснодарского края. Тем не менее, требований о признании недействительными постановления Администрации Туапсинского района или договора купли-продажи с Туапсинский районом от 2008 года, не заявляют. А, значит, нынешние собственники приобрели землю незаконно. Вот такая логика.
В Ольгинке в советское время был пансионат, который в «лихие 90-е» обветшал и превратился в стихийную свалку. Кроме того, полуразрушенные корпуса облюбовали наркоманы. и алкоголики, наряды полиции выезжали туда по несколько раз в день. И место, предназначенное для курортного отдыха, стало источником заразы и криминала.
А нынешние собственники, к которым сейчас Генпрокуратура предъявила иск, благоустроили село, отсыпали пляж, вывезли сотни КАМАЗов мусора, открыли музей и яхтенную марину, построили гостиницы и спортивные объекты. В частности, на одном из участков находится исторический объект регионального значения — дача царского генерала Соколова. Это очень красивый двухэтажный особняк, построенный в конце 19 века, одна из достопримечательностей побережья, да ещё с романтичной легендой в придачу. Вот только местным властям до нее несколько десятилетий не было дела. И дача быстро разрушалась. Новый владелец её полностью отреставрировал, причём это была именно качественная реставрация, а не новодел, уродующий памятники архитектуры.
— Нас сейчас просто-напросто лишают нашей собственности, — считает инвестор Светлана Киселёва, которая приобрела землю вместе со своим супругом. В 2015 году мы заявились на инвестиционном форуме в городе Сочи. Заключили соглашение с администрацией Туапсинского района о реализации инвестпроекта. В него входил курортный поселок, яхт-клуб, а также благоустройство набережной. Мы все это реализовали. Об этом проекте знали все, в том числе и в краевой администрации, включая губернатора краснодарского края Вениамина Кондратьева. А теперь, получается, что Генеральная прокуратура приходит, говорит, что мы землю приобрели незаконно. Но всё ведь регистрировалась в Росреестре, а Росреестр обязан проверять законность сделок с недвижимостью. Если бы мы знали, что с этими участками есть проблемы, то не стали бы их приобретать и вкладывать деньги в их развитие.
Адвокат Юрий Пустовит полагает, что скандальная ситуация вокруг Ольгинки закономерна.
— Это дело — целая система действий Генеральной прокуратуры по отъему частной собственности граждан. История началась с Кавминвод. В Ставропольском крае краевая прокуратура пыталась отобрать земли, принадлежавшие когда-то профсоюзам. Речь шла о пансионатах, среди новых собственников которых были даже фигуранты российского списка Форбс.
На месте это сделать не получилось, дело было передано в один из районных судов Москвы, где всё стремительно и беспощадно поотбирали. Но собственники подали апелляцию, и Мосгорсуд это решение отменил, в иске Генпрокуратуре отказал. Это был единственный прецедент, когда собственникам удалось отбиться. Аналогичные требования прокуратурой заявлялись в Адлере, Сочи, по Дагомысу. Затем они пошли в Шепси.
Работали по аналогичной схеме. Сначала отобрали землю, потом посносили застройку. Причём у многих ответчиков это было единственное жильё. Люди, чтобы перебраться в Краснодарский край, часто продавали квартиры, да ещё кредиты брали. В итоге остались без крыши над головой и с долгами. Теперь Генеральная прокуратура добралась до Ольгинки. У нас есть сведения, что дальше очередь может дойти до Ново-Михайловки и Агоя.
Адвокат подчеркнул, что многие собственники — граждане с весьма средним достатком: отставные военные, учителя. Которые поверили в то, что, если есть на свете рай, это — Краснодарский край. И теперь им деваться просто некуда. В шоке и инвесторы, такие как Светлана Киселёва, мнение которой мы приводили выше. А инвестиции Краснодарскому краю необходимы позарез. Все же понимают, что у нас есть курорт мирового уровня Сочи, где проводились зимние Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу. В развитие Сочи под эти мероприятия деньги вся страна вкладывала. А есть уголки вроде Ольгинки, которые нужно развивать и развивать. А на это требуются немалые деньги.
— Сейчас из всех утюгов нас призывают инвестировать в собственную страну, а не куда-нибудь за границу, где ваши деньги у вас отберут из-за санкций или еще из-за чего-нибудь. Вот ответчики и вложили свои честно заработанные деньги в развитие курортного побережья. Кто-то купил небольшой участок, чтобы построить там дом и встретить старость, а кто-то хотел развивать бизнес И вот это имущество у них сейчас у них без каких бы то ни было законных, на наш взгляд, оснований, отнимают. Причём делают это не конкуренты по бизнесу, а Генеральная прокуратура, прикрываясь государственными интересами. Предъявление данного иска, на мой взгляд, классический случай злоупотребления правом, резюмировал Юрий Пустовит.
По его мнению, позиция Генпрокуратуры не основана на законе и не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Она не выдерживает никакой правовой критики. На некоторые все вопросы адвокатов представители Генеральной прокуратуры даже толком ответить не смогли.
При этом Генеральная прокуратура, выступающая с иском в интересах администрации Краснодарского края в лице Департамента имущественных отношений, представила суду заключение ГБУ БТИ, собственником которой является сам же департамент, имеющий собственный интерес в данном деле. А если требования истца будут удовлетворены, он-то и станет собственником земельных участков.
Так же суд отказал и в приобщении заключения в отношении предъявленных исковых требований от выдающегося российского учёного, специалиста по гражданскому праву Константина Скловского. Скловский дал оценку предъявленному иску и пришел к выводу о несостоятельности требований истца, а также о том, что предъявление настоящего иска является злоупотреблением правом со стороны Генеральной прокуратуры. Судья отказался приобщить заключение специалиста, объяснив, что Скловский участником процесса не является.
Партнер Адвокатского бюро Юг Сергей Радченко полагает, что суть происходящего можно изложить одной фразой:
— Государство пытается переложить решение своих проблем на плечи граждан. Те проблемы, которые оно должно решать силами своих чиновников — не решаются. И, когда ситуация заходит в тупик или доходит до критической точки, мы получаем подобные иски. Пансионат «Ольгинка» в советское время был достаточно хорошо известен. В перестройку в 90-е годы все захирело. В таком состоянии он был никому не нужен, по сути, он прекратил свою деятельность.
Но при нем был огромный земельный массив. В нулевые годы у нас появилась более или менее приличная правовая база для сделок землей. Тогда органам местного самоуправления дали право продавать государственную землю. Но здесь есть важный момент: в СССР вся земля была государственная. А в России земля, принадлежащая государству, поделена ещё и на уровни. Есть федеральная земля, есть земля края, а есть земля муниципалитета. Нужно было еще устанавливать, к какому уровню относится та или иная территория, и пока этот процесс шёл, было решено разрешить муниципальным администрациям продавать землю, чтобы пополнять бюджет.
Вот администрации Туапсинского района и продала в 2008 году большой земельный массив, который относился к пансионату «Ольгинка», эти земли в то время ещё не были разграничены. Муниципальный бюджет таким образом заработал деньги. Причём совершено это было по действующему тогда Земельному кодексу. Земля была сначала продана пансионату «Ольгинка», который к тому времени из государственного превратился в частный. Но собственники не имели возможности и желания вкладывать огромные средства в то, чтобы принести пансионат в достойный вид и развивать его как курортный объект. Поэтому они начали землю распродавать. Теперь же Генпрокуратура, спустя десятки лет, ссылается на то, что эти территории относится к ведению края. А значит, администрация муниципалитета не могла ими распоряжаться.
Следующее заседание по этому делу назначено на 18 августа.
Если требования прокуратуры будут удовлетворены, отмечает адвокат, 11 законопослушных владельцев участков их лишатся. Справедливо ли это? Думается, ответ очевиден.