С 1 сентября во французской столице не будет возможности взять напрокат электрические самокаты, сообщает телеканал RTBF. Это означает, что Париж станет первой столицей в Европе, где запретят аренду этого вида передвижения и развлечения молодежи.
Парижская мэрия не станет заключать новые контракты с тремя компаниями — владельцами парков электрических самокатов в городе. Впрочем, до конца августа самокатчики еще могут погонять, а потом компании-владельцы сами должны будут убрать своих «коней» с городских улиц.
Стоит напомнить, что еще 2 апреля нынешнего года в Париже состоялся городской референдум, в котором приняли участие более ста тысяч жителей, из них 89 процентов посчитали, что электросамокаты следует убрать с улиц. По их мнению, самокаты хаотично разбросаны по территории Парижа, к тому же езда на них небезопасна как для гоняющих на них, так и для рядовых граждан, оказывающихся на пути у ездоков.
В то же время телеканал RTBF замечает, что плебесцит подвергся критике со стороны компаний-прокатчиков, которые обращали внимание на крайне низкую явку — только 7,46 процента горожан высказали свое мнение. В совместном заявлении компании выразили мнение, что «явка могла бы быть более активной и представительной, если бы методы голосования были иными: больше избирательных участков, электронное голосование, муниципальная информация». Телеканал также указал, что в 2022 году в Париже было зафиксировано около 400 тыс. поездок на электросамокатах.
Как известно, в городах России также стоит остро проблема с арендованными электросамокатами. Как писали в июле этого года «Известия» со ссылкой на представителей МВД, количество ДТП с участием самокатчиков с 2021 года в стране выросло на 50−60 процентов. По словам правоохранителей, средств индивидуальной мобильности (СИМ), к которым относятся электросамокаты, становится «все больше и больше», соответственно, растет и число происшествий.
Впрочем, пока в российской столице запрещать этот вид СИМ не станут, о чем еще в июне мэр Москвы Сергей Собянин заявил телеканалу НТВ. Он добавил, что для регулирования скоростного режима можно будет подключить искусственный интеллект.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин неоднозначно оценивает решение парижских властей.
— Это, конечно, весьма любопытный прецедент, когда решение семи процентов проголосовавших влияет на жизнь всего города. В нем даже не приняло участие простое большинство, поэтому называть это волеизъявлением граждан было бы, на мой взгляд, странно. Кроме того, запретили только арендные самокаты, но там, как и у нас, кстати, большинство самокатов — частные, прокатных гораздо меньше. Прокатные запретить легко, но вряд ли это что-то сильно изменит. Сомнительно, что это повлияет на безопасность дорожного движения, поскольку частные самокаты находятся вне зоны правовых решений, к тому же ни во Франции, ни в России полицейский вряд ли сможет элементарно поймать самокатчика.
«СП»: То есть, радикальным решение парижских властей назвать нельзя?
— Это не радикальное, это даже не половинчатое решение, это такой своеобразный выстрел себе в ногу. Потому что пользователи прокатными самокатами просто купят их себе и выпадут из зоны контроля. По моему мнению, законодательство должно касаться всех — если что-то запрещается, то это касается как бизнеса, так и физических лиц. Необходимо заметить, что данный запрет касается в значительной степени туристов, многие из которых брали в аренду самокаты. И некоторой части местных жителей, которые, как я сказал, обзаведутся личными самокатами.
Адвокат, правозащитник Дмитрий Аграновский обратил внимание, что решение о запрете аренды электросамокатов в Париже было принято после референдума, уже этот факт ставит под сомнение, что подобное возможно в нашей стране.
— У нас референдумы проводить не принято. Кроме того, даже на референдуме не принято ограничивать права граждан — в данном случае на свободу предпринимательства. Поэтому ограничить аренду электросамокатов даже через референдум у нас не получится — такой вопрос избирком просто не пропустит согласно законодательству, поскольку это ограничение свободного оборота товаров и услуг. Поэтому у нас такой правовой механизм, как в Париже, невозможен. Но даже если чисто теоретически предположить, что у нас состоялся бы такой референдум, то в поддержку запрета высказалось бы гораздо больше граждан.
«СП»: Вы думаете?
— Самокатчики горожан уже порядком достали. Но нам придется с этим мириться, потому что это выгодно. Как, скажем, выгодно привозить мигрантов, чтобы они сбивали расценки на рабочую силу. Также выгодно и арендовать электросамокаты. Американская поговорка гласит: «Когда деньги говорят — все остальное молчит». Так и у нас. Учитывая, что электросамокаты появились у нас едва ли не повсюду, то они приносят прибыль. Я не помню, чтобы что-то, приносящее прибыль, за последние 30 лет у нас в стране как-то ограничивалось. Это же не гражданские права и свободы.
«СП»: То есть, у нас оглядки на Запад в данном вопросе не будет?
— Мы перестали оглядываться на Запад в каких-то вопросах только в последние годы, после того, как на Запад нас не взяли. А до этого мы стремились туда, как говорится, хоть тушкой, хоть чучелом. Развалили ради этого страну, разорили промышленность, образование, здравоохранение, разогнали всех союзников. И только сейчас вынуждены относиться критично. Но любовное отношение к Западу характерно для элиты — народ к нему всегда относился к нему в целом негативно. Но народ, по большому счету, у нас и не спрашивали. Мы помним, как в 1991 году народные массы на референдуме высказались за сохранение Советского Союза, после чего СССР был благополучно уничтожен. Так что, ограничить свободу предпринимательства на референдуме, считающуюся у нас нынче самой важной, не получится.
«СП»: В таком случае можно только порадоваться за парижан, где важные вопросы городской жизни выносятся на референдум.
— Порадуемся, конечно, но будем смотреть в оба, поскольку в любой момент на нас могут налететь неадекватные самокатчики. Я сам несколько раз попадал в подобные ситуации, когда чудом уходил от столкновения с этой публикой. Но так везет не всем — немало людей уже получали травмы. Возможно, им выплачивали какие-то страховки, но это очень сомнительно.
В свое время Дмитрий Медведев, сказал: «Хватит кошмарить бизнес». Мы пытались возразить: «А зачем позволять бизнесу кошмарить нас?» Но выбор тогда был сделан в пользу бизнеса. Так что в ближайшее время ограничений здесь не предвидится. Я вижу, что в это вложены немалые средства. Которые, как они выражаются, «надо отбить». Кстати, решение важных вопросов через референдум распространено не только во Франции или, скажем, в Италии, но и в дружественной нам Индии — там часто проводят референдумы по муниципальным вопросам, проблемам жизни штатов. Это важный политический инструмент в различных странах.